Консультация для родителей :"Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей: "Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Трудовое воспитание занимает одно из цетральных мест в общем процессе воспитания дедтей.Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребёнка социально адаптированную полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.

Основные задачи трудового воспитания детей.

-Ознакомление с трудом взрослых.

-Воспитание уважения к труду.

-Воспитание интереса к труду.

-Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.

-Воспитание самостоятельности и трудолюбия.

-Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

 

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

 

Что даёт трудовое воспитание?

Дети получившие правильное трудовое воспитание уважают труд других людей,знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание на человека,нуждающегося в помощи.

Уважаемые родители,помните,что только труд поможет детям вырасти самостоятельными,ответсвенными членами общества.

 

Успехов вам в воспитании ваших детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_trudu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Формирование первоначальных трудовых навыков

у детей раннего возраста»

МАДОУ детский сад

общеразвивающего вида

№ 12 «Ягодка»

Воспитатель: Воробьева Ю.О.

2013 г.

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А.С.Макаренко

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Первоначально у детей раннего возраста трудовая деятельность очень ограничена. Но в этом возрасте у детей эти навыки начинают формироваться. В первую очередь это самообслуживание. Кроме того к этим способностям нужно приложить усилия, которые в будущем является необходимым условием трудового воспитания детей. Родители, которые считают, что облегчают жизнь ребенка, делая за него работу и пекутся о нем очень сильно ошибаются. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Дети раннего возраста очень любознательны и активны их интересует все. Даже то, что делают взрослые. Малыши не просто наблюдают за ними, но и пытаются вмешаться в их действия. И от этого будет завесить дальнейшее отношение к собственным делам и своим обязательствам. Конечно, можно, все сделать за малыша или сказать словами: «Не мешай…», « Иди лучше поиграй! ». Если эти слова или действия видит малыш- то это говорит о недооценивание участия ребенка в домашних делах. В результате от 3 годовалого ребенка взрослые могут услышать ответ: « Не хочу!», «Не буду!». А сейчас он еще все хочет и стремится к самостоятельности! И взрослым надо воспользоваться этим благоприятным периодом. Что бы работа шла быстрее, мы должны обьединиться, познакомить с ней родителей и заинтересовать.

  1. Научить детей всем необходимым для их возраста навыкам самообслуживания.
  2. Убедить в том, что ранний возраст самое благоприятное время для воспитания у детей культурногигиенических навыков. Мы добьемся больших успехов только при условии совместной работы.
  3. Познакомить родителей с наиболее рациональными способами обучения детей навыками самообслуживания.
  4. Привлекать детей сначала к выполнению не сложных трудовых поручений (Например: принеси, положи, подержи, передай и. Т.Д.), а за тем и к посильной помощи по быту.
  5. Убедить родителей в том, что их малыши уже способны им помогать и очень важно не погубить в детях их желание трудиться и делать что- либо самостоятельно.
  6. Создать условия малышам для наблюдения за трудом взрослых и отражать получения знаний в сюжетных играх.
  7. Вызвать у детей и их родителей интерес к ручному труду, творчеству.

Понимая, что родители - люди взрослые, сформировавшиеся личности и в каждой семье есть свои традиции надеемся, что они прислушаются к нашим советам или возьмут хотя бы что- нибудь себе на заметку. Дети раннего возраста очень быстро устают и даже работа ложкой требует них больших физических и психические усилий, поэтому надо внимательно следить за малышом во время еды и заметив усталость, напряжения, помогать: докармливать. Обучая детей аккуратности во время еды, мы садимся за стол в месте с ними и на собственном примере показываем, как откусывать хлеб, не кроша его, как наклонить тарелку, чтобы не пролить из нее остатки еды. Обучая малышей умыванию, мы показываем выполнение каждого элементарного действия и их правильную последовательность, подробно объясняя каждое движения.

Дети при этом активно выполняют все действия, с большей или меньшей помощью взрослого в зависимости от возраста. Приём обучения важно сохранять неизменный один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает быстроту формирования прочного навыка.

Если у малыша снижаются интерес к обучению и развитию навыков самообслуживания, можно использовать песенки - потешки: «Водичка- водичка…», « Рости , коса, до пояса…», « Я умею обуваться», « Наша Катя маленька», и.т.д. И, конечно, не забывайте хвалить малыша за успешное выполнение поставленных перед ним задач, а так же подбадривать, если у него что- то не получается. К трем годам дети в детском саду должны уметь задвигать за собой стулья, убирать их, относить чашку на раздаточный стол, поднимать упавшие на пол игрушки, выбрасывать бумажки в мусорное ведро, раскладывать салфетки. Периодически дети наблюдают в д/саде за работой медсестры, дворника, младшего воспитателя. Дома дети наблюдают за трудом своих родителей: приготовление пищи, стиркой, уборкой квартиры, каким- либо ремонтом. Вместе с родителями малыши ходят в магазин, поликлинику. Все увиденное дети отображают в сюжетно - ролевой игре. Таким образом, мы закладываем основы становления трудовой деятельности человека и его развития в нем. Маленькие дети рады любому общению с взрослым, а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша уверенность, что у него всё получиться.

Содержание труда по самообслуживанию для детей раннего возраста – это умывание, одевание, раздевание, чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определённые действия и их последовательность.

Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях: «покачаем куколку», «положим куклу спатьу», «оденем куклу на прогулку», «куколка проснулась» и т.д. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания.

Для упражнения детей в застёгивании и расстёгивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков, в группе есть специальные пособия, частично изготовленные педагогами, частично купленные в магазине: «ёлочка», улитка со шнуровками, игры – шнуровки, сапожок и т.д.

Для ребёнка 2-3 лет трудовой процесс привлекателен, т.к. даёт возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: надеть сандалики, снять шапку, сложить кубики в ящик. Егор пытается снять развязанные сапожки – «я сам!», «конечно, конечно – сам», - говорю я, и незаметно помогаю снять сапожки, при этом приговариваю: «хорошо Егор делает – сам сапожки снимает!». Рядом сидящий Гоша, услышав похвалу в адрес Егора, сам снимает шапку, пытается расстегнуть куртку. Тут и я рядом: «Какой молодец Гоша, сам шапку снял. Давай я тебе немного помогу снять куртку». В этом момент начинается «цепная реакция» - дети стараются раздеться и услышать похвалу в свой адрес. А уж похвалить - то мы умеем и любим…

Научение предусматривает показ и подробное объяснение того, что должен делать ребёнок и как надо выполнять то или иное действие. При этом я подсказываю последовательность действий. Очень важно детально показать, точно объяснить малышу каждый приём работы. Хотя даже при этом ребёнок младшего дошкольного возраста не может усвоить все приёмы работы сразу. Задача воспитателя так организовать показ и объяснение, чтобы ребёнок уяснил каждый приём, их последовательность.

Всякий раз, когда воспитатель намечает задачу научить малышей какому – то действию, он должен сам хорошо его усвоить, увидеть, из каких приёмов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.

О сформированности того или иного навыка у ребёнка мы судим по таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий. Например, если Егор, Аня, Саша одеваются и раздеваются быстро, правильно, аккуратно, значит у них сформированы навыки самообслуживания.

Однако мы, работая с малышами, требуем от них только правильного выполнения действий.

Никогда нельзя сказать, что ребёнок овладел действием в совершенстве, очень хорошо, ибо реализация этого действия может зависеть от многих причин: в каких условиях действие совершается, каково настроение и самочувствие ребёнка, от кого исходит просьба (ребёнок немного приболел, колготки очень узкие – нога не лезет, замочек у сапога заело и т.д.). В данной ситуации мы никогда не укоряем ребёнка, а стараемся его поддержать, помочь немного, чтобы он «сам сделал это!».

Интерес к трудовым действиям, желание выполнять их, мы повышаем ещё и с помощью показа настольного кукольного театра. Содержание спектаклей придумываем сами. Сюжеты повторяем, чтобы все ребята могли принять в них участие. Например, сценка «наша Машенька проснулась…» (одеваем Машу), «мы не ляжем рано спать, надо дочку нам купать…» (моем куклу, вытираем полотенцем, одеваем).

Подобным образом мы упражняем малышей в разнообразных трудовых действиях.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждая его к действию. Поэтому мы замечаем и хвалим ребёнка даже за незначительные, с нашей точки зрения, достижения. Поддерживая усилия ребёнка в овладении действием, мы говорим ему об этом: «молодец, все пуговицы застегнул!» и т.д. А вечером и родителям об этом расскажем…

Такая оценка и положительная и содержательная. Она даёт возможность ребёнку узнать, какие достижения сегодня у него имеются, чему он научился, что уже может делать сам. Мы хвалим детей и по ходу выполнения задания: моем руки, по окончании Матвей делает руки «замочком» и стряхивает воду в раковину. Молодец! Не забыл! А теперь… идём вытирать руки. Это убеждает малыша, что каждую трудовую операцию он совершает правильно, так и нужно дальше делать.

Дома дети наблюдают за трудом своих родителей. Всё увиденное они отражают в своих играх. Например, Полина почти месяц играла в «ремонт» - дома ремонтировали кухню, прихожую. Дети подрастают, и им хочется помогать взрослым, работать.

Мы побеседовали с родителями о привлечении детей к домашним делам, подчёркивая воспитательное и развивающее значение посильного труда для малышей. Это будет необходимо в будущей продуктивной деятельности ребят.

Часто на прогулке мы наблюдаем за работой дворника. Учим понимать значение её работы, беречь её результат. Так же наблюдаем за трудом детей подготовительной группы на прогулке. В своих дальнейших играх дети воспроизводят увиденное.

Малыши рады любому общению со взрослыми, а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша уверенность, что всё получится.

Литература

1. Аксарина Н.М., Воспитание детей раннего возраста. М.,1997.

2. "Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей младшей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Не случайно Вольтер сказал :"Труд ибавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды". С этим великим человеком нельзя не согласиться. Рассмотрим, как влияет трудовое воспитание н...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе. ...

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» в первой младшей группе.

Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания   детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и...

Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

               Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест  в  общем  процессе  воспитания  детей. Трудовая  деят...