Консультация
консультация (младшая группа)

Мартынова Елена Викторовна

Развитие мелкой моторики у детей млачшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. 

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Моторика рук напрямую связана с развитием речи. Если взглянуть на вопрос с точки зрения анатомии, то примерно треть всей площади двигательной проекции коры нашего мозга занята проекцией кистей рук, которая находится рядом с речевой зоной. Исходя из этого, появилось предположение, что тонкие движения пальцев оказывают развивающее воздействие на речевую функцию. И чтобы научить ребёнка  говорить, то стоит заниматься не просто тренировкой его артикуляционного аппарата, но и развивать движения пальцев рук.

Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, а также вниманием. Вся будущая жизнь ребёнка  будет требовать от него применения точных движений кистей рук и пальцев. Например: рисование, письмо, завязывание шнурков, расстёгивание и застёгивание замков и пуговиц, работа с компьютером. Может показаться, что выполнять всё это легко, но если у ребёнка будет плохо развита мелкая моторика, то ему будет сложнее самостоятельно совершать эти действия.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Такие игры оказывают на организм ребёнка не только развивающее, но и оздоравливающее действие. Важно: играть малыш может только под присмотром кого-то из взрослых, чтобы он случайно не поранился или не съел что-то из этих мелких предметов.

Приведём несколько примеров таких игр:

Рисунки из крупы. Возьмите кусочек картона и попросите ребёнка что-то нарисовать на нём, например, облако. После этого нанесите безопасный клей по контуру рисунка и попросите малыша положить на эти линии крупу: горох, фасоль или гречку. Такие игры служат хорошей тренировкой мышц кистей и пальцев.

Сортировка мелких предметов. Играть можно по-разному: сортировать предметы по размеру, форме или цвету. Например, возьмите пуговицы и попросите ребёнка их рассортировать по размеру.

«Пальчиковые» игры

Это некая инсценировка каких-либо историй с использованием пальцев. Плюс таких игр в том, что начинать играть в них можно в возрасте до года, а по мере взросления усложнять движения пальцев. В «пальчиковых играх» чаще всего используются обе руки, поэтому дети быстрее начинают понимать, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и так далее. Чтобы такие игры приносили больше пользы, следует попеременно менять напряжение, сжимание и разжимание кистей рук, а также задействовать движения всех пальцев по отдельности.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

Работа с этими материалами не просто хорошо развивает мелкую моторику, но и воздействует на воображение.

Пластилином удобно обклеивать бутылки, придавая им форму чайников, ваз или кувшинов. Также пластилин можно скатать в формы шариков или колбасок и на картоне выкладывать рисунки. На глине или солёном тесте можно делать отпечатки, надавливая на них игрушками, пуговицами, ладонями или пальцами.

Шнуровка

Шнуровки бывают деревянные, поролоновые и картонные. Они отлично стимулируют развитие мелкой моторики, развивают фантазию, тактильные ощущения и логическое мышление.

Мозаика. Выберите подходящую для возраста вашего ребёнка мозаику и предложите ему просто вставить элементы мозаики в основу. Затем, когда малыш поймёт принцип игры, можно задавать определённое  изображение или форму, чтобы малыш её выкладывал.

Нитки. Суть игры в наматывании ниток на различные предметы. К примеру, можно взять фигурки животных и попросить малыша обмотать их, чтобы придать им необычную окраск

Прищепки. Задача в таких играх простая — прицепить прищепки на верёвку, картон или другую основу. Можно усложнить процесс: на основу и прищепки приклейте карточки с изображениями животных, а ребёнок пусть цепляет прищепки к тем животным, которых вы назовёте.

Главное, использовать их, не упустить время, когда ребенок нуждается в разнообразных помогающих его развитию техниках и упражнениях, регулярно заниматься с ним.

А ваши старания обязательно принесут пользу вашему ребенку, и вы увидите очередной скачок в его развитии. Совместная же работа с ним, вместе проведенное время сблизят вас с ребенком еще больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....