План по самообразованию
материал

Сказка    как средство   духовного - нравственного   воспитания детей   второго   раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка» детский сад 90

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2024 – 2025 год

Тема: Сказка как средство духовного - нравственного воспитания детей второго раннего возраста.

Воспитатель: Чернова Н.В.

Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям. Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми группы раннего возраста по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагога, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Цель: изучение формирования русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста.

Задачи:

изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста;

выявить особенности нравственного воспитания у детей раннего возраста;

создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Ожидаемые результаты для детей:

у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;

стремление проявлять доброту в словах и поступках;

у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

воспитается бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

работа над темой самообразования поможет повысить свой творческий, научно методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Ожидаемые результаты для родителей:

выработается осознанная позиция в приобщении детей к русской народной сказке, родители будут принимать активное участие в организации образовательного процесса в ДОУ и возобновят традиции семейного чтения.

План реализации образовательного проекта:

Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2022 г)

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение

СЕНТЯБРЬ

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Изучение педагогической, психологической и методической литературы.

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы.

.Изучение и подбор материала В течение года

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме

Подобрать материал и разработать консультации для родителей в течение года, педагогов.

В течение года: пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими играми, пальчиковые игры.

2 этап. Практический.

Цель: воспитание нравственных качеств у детей раннего возраста: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

Перспективное планирование по теме: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

СЕНТЯБРЬ

1.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Мониторинг

  1. Ознакомление с русской народной сказки сказкой «Колобок».

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

  1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Колобок»

Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

  1. Лепка «Веселый колобок» Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.

Анкетирование родителей: "Сказка в жизни вашего ребенка"

Консультация для родителей: «Как воспитывать ребенка добрым?»

ОКТЯБРЬ

  1. Чтение русской народной сказки «Теремок»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

  1. Показ настольного театра «Теремок»

Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

  1. Раскрашивание иллюстраций по мотивам русской народной сказки: «Теремок» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
  2. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Ознакомить с правилами безопасного поведения в лесу.

Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

НОЯБРЬ

  1. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

Доставить удовольствие от просмотра мультфильма.

Учить пересказывать увиденное.

Формировать культуру поведения в общественных метах.

  1. Лепка «Пирожки для Машеньки»

Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве.

Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.

  1. Повторение русской народной сказки «Колобок».
  2. Пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба» (картотека)

Напомнить детям сказку, продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.

  1. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку»

Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»

ДЕКАБРЬ

  1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Зимовье зверей» Пересказ сказки по иллюстрациям.

Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.

Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.

  1. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Зимовье зверей»

Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

  1. Просмотр мультфильмов про новый год: «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и серый волк» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать новогоднее, сказочное настроение.

Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.

  1. Лепка «Новогодние шарики»

Продолжать закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.

Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.

Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.

Изготовление с помощью родителей масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой»

ЯНВАРЬ

  1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

  1. Показ настольного театра «Заюшкина избушка»

Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

  1. Конструирование «Домик для зайчика»

Развивать умение детей, строить домик.

Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.

Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.

  1. Дидактическая игра: «Угадай сказку»

Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»

ФЕВРАЛЬ

  1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Закрепить правила безопасно поведения дома.

  1. Рисование «Мой любимый папа» (совместная работа с воспитателем)

закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных,

закрепление знаний о домашних животных (детенышах и их папах, развитие навыков социального взаимодействия,

формирование доброжелательного отношения к окружающим.

  1. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»

Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.

  1. Пальчиковые игры: «Колобок». «Курочка Ряба» (картотека)
  2. Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба»,

Развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.

Памятка для родителей: «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

МАРТ

  1. Аппликация «Открытка мамочке». (совместная работа с воспитателем)

Формировать умения наклеивать детали на бумагу для открытки, аккуратно пользоваться, клеем.

Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.

Вызвать у детей чувство радости и эмоциональный всплеск от предстоящего события.

  1. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Закрепить правила безопасно поведения дома.

  1. Лепка «Морковка для зайчика» Вспомнить с детьми сказки, где есть герой - заяц. Предложить детям слепить для зайчика морковку.

Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

  1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Заяц-хваста» Пересказ сказки по иллюстрациям.

Продолжать развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.

Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Консультация для педагогов: «Практические методы и приёмы духовно нравственного воспитания детей».

АПРЕЛЬ

  1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Закрепить правила безопасно поведения дома.

  1. Просмотр русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать веселое, сказочное настроение.

Учить пересказывать увиденное.

Формировать культуру поведения в общественных метах.

  1. Дидактическая игра: «Назови сказку»

Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

  1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей»

МАЙ

  1. Повторение русской народной сказки «Теремок»

Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.

Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

  1. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей,

Умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.

Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

  1. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.

Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

  1. Показ сказки «Теремок» родителям

Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.

3 этап – завершающий (май 2023 г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Динамика формирования нравственных качеств у детей раннего возраста до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

Мониторинг качества формирования нравственных качеств.

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Выступление на педсовете о проделанной работе

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
  2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009.

– № 4. – С. 181-183.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
  4. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. :

Педагогика, 2011. – 247 с.

  1. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

  1. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д.

Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

  1. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л.

Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.

  1. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...