План по самообразованию
материал
Сказка как средство духовного - нравственного воспитания детей второго раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка» детский сад 90
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2024 – 2025 год
Тема: Сказка как средство духовного - нравственного воспитания детей второго раннего возраста.
Воспитатель: Чернова Н.В.
Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям. Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Много еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы общества. Мои наблюдения за детьми убедили меня в том, что именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным. Зная тот факт, что именно художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу со сказкой – наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно и для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд, сказки помогают ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми группы раннего возраста по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагога, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Цель: изучение формирования русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей раннего возраста;
выявить особенности нравственного воспитания у детей раннего возраста;
создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Ожидаемые результаты для детей:
у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;
стремление проявлять доброту в словах и поступках;
у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
воспитается бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
работа над темой самообразования поможет повысить свой творческий, научно методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Ожидаемые результаты для родителей:
выработается осознанная позиция в приобщении детей к русской народной сказке, родители будут принимать активное участие в организации образовательного процесса в ДОУ и возобновят традиции семейного чтения.
План реализации образовательного проекта:
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2022 г)
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение
СЕНТЯБРЬ
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Изучение педагогической, психологической и методической литературы.
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы.
.Изучение и подбор материала В течение года
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме
Подобрать материал и разработать консультации для родителей в течение года, педагогов.
В течение года: пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими играми, пальчиковые игры.
2 этап. Практический.
Цель: воспитание нравственных качеств у детей раннего возраста: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.
Перспективное планирование по теме: «Воспитание нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»
СЕНТЯБРЬ
1.
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
Мониторинг
- Ознакомление с русской народной сказки сказкой «Колобок».
Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Колобок»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
- Лепка «Веселый колобок» Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.
Анкетирование родителей: "Сказка в жизни вашего ребенка"
Консультация для родителей: «Как воспитывать ребенка добрым?»
ОКТЯБРЬ
- Чтение русской народной сказки «Теремок»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
- Показ настольного театра «Теремок»
Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
- Раскрашивание иллюстраций по мотивам русской народной сказки: «Теремок» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
- Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Ознакомить с правилами безопасного поведения в лесу.
Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
НОЯБРЬ
- Просмотр мультфильма «Маша и медведь».
Доставить удовольствие от просмотра мультфильма.
Учить пересказывать увиденное.
Формировать культуру поведения в общественных метах.
- Лепка «Пирожки для Машеньки»
Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве.
Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.
- Повторение русской народной сказки «Колобок».
- Пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба» (картотека)
Напомнить детям сказку, продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
- Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку»
Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»
ДЕКАБРЬ
- Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Зимовье зверей» Пересказ сказки по иллюстрациям.
Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.
Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Зимовье зверей»
Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
- Просмотр мультфильмов про новый год: «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и серый волк» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать новогоднее, сказочное настроение.
Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
- Лепка «Новогодние шарики»
Продолжать закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.
Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.
Изготовление с помощью родителей масок для инсценировок русских народных сказок о животных.
Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой»
ЯНВАРЬ
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
- Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
- Конструирование «Домик для зайчика»
Развивать умение детей, строить домик.
Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры.
Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.
- Дидактическая игра: «Угадай сказку»
Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»
ФЕВРАЛЬ
- Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Закрепить правила безопасно поведения дома.
- Рисование «Мой любимый папа» (совместная работа с воспитателем)
закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных,
закрепление знаний о домашних животных (детенышах и их папах, развитие навыков социального взаимодействия,
формирование доброжелательного отношения к окружающим.
- Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки: «Волк и семеро козлят»
Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
- Пальчиковые игры: «Колобок». «Курочка Ряба» (картотека)
- Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба»,
Развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
Памятка для родителей: «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»
Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка»
МАРТ
- Аппликация «Открытка мамочке». (совместная работа с воспитателем)
Формировать умения наклеивать детали на бумагу для открытки, аккуратно пользоваться, клеем.
Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.
Вызвать у детей чувство радости и эмоциональный всплеск от предстоящего события.
- Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Закрепить правила безопасно поведения дома.
- Лепка «Морковка для зайчика» Вспомнить с детьми сказки, где есть герой - заяц. Предложить детям слепить для зайчика морковку.
Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.
- Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Заяц-хваста» Пересказ сказки по иллюстрациям.
Продолжать развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке.
Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Консультация для педагогов: «Практические методы и приёмы духовно нравственного воспитания детей».
АПРЕЛЬ
- Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Закрепить правила безопасно поведения дома.
- Просмотр русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. создать веселое, сказочное настроение.
Учить пересказывать увиденное.
Формировать культуру поведения в общественных метах.
- Дидактическая игра: «Назови сказку»
Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.
- Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:
«Наши любимые сказки».
Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей»
МАЙ
- Повторение русской народной сказки «Теремок»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки.
Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
- Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей,
Умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.
Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
- Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы.
Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
- Показ сказки «Теремок» родителям
Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
3 этап – завершающий (май 2023 г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Динамика формирования нравственных качеств у детей раннего возраста до и после проведения мероприятий с использованием сказок.
Мониторинг качества формирования нравственных качеств.
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.
Выступление на педсовете о проделанной работе
Список литературы
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
- Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009.
– № 4. – С. 181-183.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185
- Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. :
Педагогика, 2011. – 247 с.
- Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
- Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д.
Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
- Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л.
Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...