Семинар- практикум для педагогов "Реализация проектной деятельности в ДОУ"
методическая разработка
Семинар- практикум способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, созданию условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proektnaya_deyatelnost.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Проектная деятельность в условиях ДОУ»
Воспитатель
Ибраимова Н.А.
Ст. Кущевская, 2024 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
- совершенствование педагогического мастерства воспитателей;
- обучение педагогов проектной деятельности;
- внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
- развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Программа семинара-практикума:
- Теоретическая часть.
- Актуальность применения метода проектов в педагогике.
- Классификация проектной деятельности.
- Структура проекта. Его основные требования.
2 .Практическая часть.
- Разработка и презентация проектов.
#1047;аключительная часть
- Рефлексия
- #1058;еоретическая часть.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
- Что же это такое проект?
Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Какова главная цель проектной деятельности?
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка?
- Раскрытие творческого потенциала;
- Умение работать в группе ;
- Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
- Умение презентовать свою работу.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.
Из формулировки темы должно быть понятно,
- что не так
- почему не так и
- и что будет, если сделать как надо.
Требования к формулировке проблемы:
- Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
- Виды проектной деятельности.
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов
По составу участников | -индивидуальные, -групповые, -фронтальные; |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико-ориентированные Исследовательско-творческие Ролево-игровые творческие |
. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
Рассмотрим способ разработки проектов:
В решении задачи, используют различные методы:
"Модель трёх вопросов"
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Весьма любопытно наблюдать как из отдельных , иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Содержание, то что дети уже знают. | План, тема проекта. | Источник новых знаний, т.е проект. |
В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы , то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения ,коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Рассмотрим разработку проекта по матрице Морозовой Л.Д.
Матрица проекта
- Название проекта
- Тематическое поле (предметы, объекты изучения, исследования)__________________
- Проблема (актуальность проекта)
- Цель
- Задачи
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта, поэтапное планирование)
- Описание продукта, полученного в результате проекта (ожидаемый результат)
- Вид проекта
9. Состав участников
10. Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)
Образовательная область | Содержание | Задачи |
- Дополнительная информация, необходимая для выполнения
проекта - Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Этап (пример) | Содержание деятельности | Сроки |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
14. Организационные формы работы над проектом:
Формы работы (пример) | Название | сроки |
НОД (занятия) | ||
Наблюдения | ||
Экспериментирование, моделирование | ||
Экскурсии | ||
Групповая работа | ||
Самостоятельная работа с родителями |
15. Формы презентации проекта
16. Результаты реализации проекта
Образец оформления проектной деятельности.
Тип проекта_____________________________________________________
Название проекта_________________________________________________
Срок реализации__________________________________________________
Участники________________________________________________________
Цель______________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема_________________________________________________________
__________________________________________________________________ Ожидаемые результаты____________________________________________
__________________________________________________________________
План проекта ( виды деятельности перечислить)
Подготовительный этап:___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Основной этап: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительный этап: :___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Полученный результат, итог, выводы
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
1. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
-реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
-выдвижение гипотезы;
-открытый показ деятельности по теме проекта.
2. Вид проекта, характеризующийся в основном экспериментальной деятельностью детей, результаты которого оформляются в виде газет, коллажей, детского дизайна.
- информационно-практико-ориентированный
- исследовалельско -творческий
- ролево-игровой
3. Назовите виды проектов по целевой установке?
4. Назовите виды проектов по количеству участников?
#1053;азовите виды проектов по срокам реализации?
6.Что такое гипотеза?
( предположение, требующее объяснения и подтверждения).
#1050;акое содержание педагогической деятельности не является характерным для заключительного этапа?
- Определение средств необходимых для реализации проекта;
- Подведение итогов, прогноз на будущее.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Презентация полученных результатов.
8. Вид проекта, характеризующийся организацией творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
9. Нужна ли проектная деятельность в ДОУ? Обоснуйте почему?
«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» Опытно- экспериментальная деятельность
Познавательная деятельность
Творческая деятельность
РЕФЛЕКСИЯ: После семинара я узнала….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для исполь...
Семинар - практикум для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
Уважаемые коллеги! В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности са...