Семинар- практикум для педагогов "Реализация проектной деятельности в ДОУ"
методическая разработка

Семинар- практикум способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов, созданию условий  для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektnaya_deyatelnost.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Воспитатель

Ибраимова Н.А.

Ст. Кущевская, 2024 г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Задачи:

  • совершенствование педагогического мастерства воспитателей;
  • обучение педагогов проектной деятельности;
  • внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
  • развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.

Программа семинара-практикума:

  1. Теоретическая часть.
  • Актуальность применения метода проектов в педагогике.
  • Классификация проектной деятельности.
  • Структура проекта. Его основные требования.

2 .Практическая часть.

  • Разработка и презентация проектов.

#1047;аключительная часть

  • Рефлексия
  • #1058;еоретическая часть.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

  • Что же это такое проект?

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Какова главная цель проектной деятельности?

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Умение работать в группе ;
  • Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
  • Умение презентовать свою работу.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.

Из формулировки темы должно быть понятно,

  • что не так
  • почему не так и
  • и что будет, если сделать как надо.

Требования к формулировке проблемы:

  1. Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.

  1. Виды проектной деятельности.

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов

По составу участников

-индивидуальные,

-групповые,

-фронтальные;

По содержанию

Монопроекты

(одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико-ориентированные

Исследовательско-творческие

Ролево-игровые

творческие

. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.

В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Рассмотрим способ разработки проектов:

В решении задачи, используют различные методы:

"Модель трёх вопросов"

Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.

Весьма любопытно наблюдать как из отдельных , иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План, тема проекта.

Источник новых знаний, т.е проект.

В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы , то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения ,коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Рассмотрим разработку проекта по матрице Морозовой Л.Д.

Матрица проекта

  1. Название проекта
  2. Тематическое поле (предметы, объекты изучения, исследования)__________________
  3. Проблема (актуальность проекта)
  4. Цель
  5. Задачи

6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта, поэтапное планирование)

  1. Описание продукта, полученного в результате проекта (ожидаемый результат)
  2. Вид проекта

9. Состав участников

10. Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область

Содержание

Задачи

  1. Дополнительная информация, необходимая для выполнения
    проекта
  2. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап (пример)

Содержание деятельности

Сроки

14. Организационные формы работы над проектом:

Формы работы (пример)

Название

сроки

НОД (занятия)

Наблюдения

Экспериментирование, моделирование

Экскурсии

Групповая работа

Самостоятельная работа с родителями

15. Формы презентации проекта

16. Результаты реализации проекта

Образец оформления проектной деятельности.

Тип проекта_____________________________________________________

Название проекта_________________________________________________

Срок реализации__________________________________________________

Участники________________________________________________________

Цель______________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задачи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема_________________________________________________________

__________________________________________________________________ Ожидаемые результаты____________________________________________

__________________________________________________________________

План проекта ( виды деятельности перечислить)

Подготовительный этап:___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной этап: ___________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключительный этап: :___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Полученный результат, итог, выводы

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

1. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?

-реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;

-выдвижение гипотезы;

-открытый показ деятельности по теме проекта.

2. Вид проекта, характеризующийся в основном экспериментальной деятельностью детей, результаты которого оформляются в виде газет, коллажей, детского дизайна.

- информационно-практико-ориентированный

- исследовалельско -творческий

- ролево-игровой

3. Назовите виды проектов по целевой установке?

4. Назовите виды проектов по количеству участников?

#1053;азовите виды проектов по срокам реализации?

6.Что такое гипотеза?

( предположение, требующее объяснения и подтверждения).

#1050;акое содержание педагогической деятельности не является характерным для заключительного этапа?

  • Определение средств необходимых для реализации проекта;
  • Подведение итогов, прогноз на будущее.
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Презентация полученных результатов.

8. Вид проекта, характеризующийся организацией творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

9. Нужна ли проектная деятельность в ДОУ? Обоснуйте почему?

«ЧЁРНЫЙ ЯЩИК» Опытно- экспериментальная деятельность

Познавательная деятельность

Творческая деятельность

РЕФЛЕКСИЯ: После семинара я узнала….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Представляю Вашему вниманию семинар-практикум по организации проектной деятельности в ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для исполь...

Семинар - практикум для педагогов "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок е...

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Семинар – практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»

Уважаемые коллеги! В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности са...