Картотека упражнений по сценической речи
методическая разработка

Упражнения по сценической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx309.69 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по сценической речи

Упражнения по обучению детей выразительному чтению:

Каждое занятие по выразительному чтению  начинаем  с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М. А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных упражнений техникой произношения.

 В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.  Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) Вдыхать глубоко носом и ртом;  2)вдыхать бесшумно;  3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);  4) не задерживать дыхания в паузах;  5) не расходовать весь запас воздуха.

        Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:

1.     Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую  - на рёбра. Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания и выдох с плавным счётом от1 до 5 (вслух).

2.     И. п. то же. Насчёт 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счёт «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счёт до 15, ещё добрать  и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в  лёгких всегда оставался запас воздуха.

3.     И.п. то же. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя)) , задержка воздуха на счёт «раз» (про себя),  медленный,  плавный выдох на звук «ф»,  «с», «ш»  (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

4.      Полностью выдохнуть воздух. Не дышать  в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом,  но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать  воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью  расширена. После этого сделать  спокойный выдох.

Это упражнение очень полезно для тренировки диафрагмы и других дыхательных органов. Когда делается вдох, несколько раз добирая воздух, постепенно вырабатывается  чувство опоры дыхания.

5.     «Цветочный магазин»  Делая вдох надо представить себе, что нюхаешь цветок. Выдох медленный, плавный. Упражнение выполняется 3 -4 раза.

6.      «Свеча». Взять узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуть  на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуть 3, 5,… 10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

7.      «Поймай комара». Руки раздвинуты в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг к другу – делается выдох.

8.     «На берегу моря». Закройте глаза, представьте, что находитесь на берегу моря. Слышите равномерный шум  набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышится ровно, глубоко.

Упражнения на постановку голоса:

1.    Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав  глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…

2.     И.п. то же. К согласным звукам м,л, н, поочерёдно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

Эти звуки могут быть заменены счётом от 1 до 10.

Упражнения выполняются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громче, тише, тихо.

      3. И.п. то же. Произнести звуки ми, мэ, мА, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем  - убыстряя к концу, в третий раз  - замедляя.

      4. а) просчитать на одной высоте от 1 до 10. Затем – повышая голос, а потом понижая;

          б) просчитать от 1 до 10, начиная тихо, кончая громко, и  наоборот.

Тренировать голос на проговаривании пословиц, а также на текстах, в которых по смыслу голос следует усилить, ослабить, повысить или понизить.

5. И. п. то же. Произнести пословицы и скороговорки – сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос и к концу, наоборот, ослабляя.

У сосенки – сосёнки выросли опёнки.

Худо летом, когда солнца нету.

Дождливое лето хуже осени.

Птицам – воздух, рыбам – море, а человеку – отчизна дороже всего.

6. Прочитайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» М.Ю. Лермонтова, как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не шепотом.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли. Закрывши глазки,

Баюшки – баю.

7. Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче,  легче, мелодичнее.

Плечи и руки свободно опущены, грудная клетка развёрнута, спина выпрямлена.

Белокрылый мощный «ТУ»

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точки крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь – меж облаками…

Вдруг ударит солнца луч!

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится «ТУ»,

Покоряя высоту…

8. Прочитайте стихотворение. Прислушиваясь к изменениям в окраске голоса при переходе из одного регистра в другой. Не торопитесь, следите за дикцией и плавным дыханием.

Колокола.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем – гул

На целый дом:

Бим – бом! Бим – бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон!  Динь- дон!

И всё звенит,

Гудит им в тон.

Бум-бом!  Динь- дон!

Бум-бом!  Динь-дон!

(З Савкова)

9. Имитация колокольного звона. Сочетание бим-бом произносится на различных регистрах с заданными и выбранными тонами.

Упражнения на развитие дикции.

Хорошая дикция – одно из важнейших качеств речи. Условием чёткой дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи.

Работу над дикцией следует начинать с артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются перед зеркалом:

1)    Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх. Затем опустить вниз;

2)    Открыть рот. Кончик языка поднять к верхним зубам,  потом отпустить вниз,  повернуть вправо, влево и кругом;

3)    И. п.  – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны,  не обнажая зубов. Упражнение повторяется3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.

Упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.

Гласные звуки

Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:

а- о – у – ы – и – э

е – я – ё – ю

Прямые слоги.

К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:

Ба – бо – бу –бы – би – бэ

Да – до – ду – ды – ди – дэ

Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.

Слоги с более сложными сочетаниями звуков

а) би – би – бип

бэ – бэ – бэп

ба – ба – бап

бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

лир – леер – лар – лор – лур – лыр и т.д.

Скороговорки

«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

       Скороговорки:

Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

От топота копыт пыль по полю летит.

Водовоз вёз воду из- под водопровода.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да всё с творогом.

Сыворотка из- под кислого молока, из-под простокваши.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Шли сорок мышей,  несли сорок грошей: две мыши поплоше несли по две гроши.

У нас на дворе- подворье погода размокропогодилась.

Ткёт ткач ткань.

Провлоронила ворона воронёнка.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не  усищи, а усики.

Все бобры добры для своих бобрят.

Шла Саша пошоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У бычка бела губа была тупа.

Вы слыхали про покупку?

 - Про какую про покупку?

 - Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Шутки – чистоговорки

Ря – ря – ря  синие моря;

рю – рю – рю- репу я варю;

арь – арь -  арь новый букварь;

ри – ри – ри = горят фонари;

ре – ре – ре –санки на горе;

орь – орь – орь –у Андрюши корь;

ра – ра – ра –высокая гора;

ро – ро – ро – новое перо;

ру – ру – ру –коза грызёт кору;

ры – ры- ры- летят комары;

ар – ар – ар – летит комар;

ор – ор – ор – у Ромы топор;

ур – ур – ур – не гонит кур и т. д.

ло – ло – ло – у меня перо;

ал – ал –ар – в бане пар;

ри – ри – ри – купили сухари;

ли – ли – ли – мы улицу мели;

ре – ре – ре – метель в январе;

ле – ле – ле – катались на осле и т. д.

Произноси правильно:

ща, ще: ручища, ножище, тараканище,  чудовище, хвостище

Щёткой  чищу я щенка.

Ого, его: у синего моря

Пустите отдохнуть дорожного человека.

Эта страница зелёного цвета.

Р  : грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

С – ш: Шапкой Саша шишку сшиб.

Небольшие тексты

Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно,  активно  артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчётливо, ритмично.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

(К. Д. Бальмонт)

Рубанок

                 в руки –

работа другая:

сучки, закорючки

рубанком стругаем.

Хороши стружки, -

Жёлтые игрушки!

А если нужен шар нам

Круглый очень,

на станке токарном

круглое точим.

 (В.В. Маяковский)

ПОТЕШКИ.      

Заяц.

Заяц белый куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто забрал?

- Родион!

- Выйди вон!

Синичка, синичка,

Воробью сестричка,

Воробей -  воришка,

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

Кукушка.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали:

« Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Смотри, какие рога.

Можно использовать для пальчиковой гимнастики:

На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинец.

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему.

 - Здравствуй, большак!

 - Здорово, Васька – указка,

Мишка – серёдка, Гришка – сиротка

Да крошка Тимошка!

Для пальчиковой гимнастики

Замок

На дверях висит замок.

Кто его повесить мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком», круговые движения и показали ладошки.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

(М. Бородицкая)

Чтение предложений с прямой речью:

а) прямая речь после слов автора;

б) прямая речь перед словами автора;

в) прямая речь с разрывом.

Чтение в лицах.

Один и тот же ученик читает и за автора,  и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

Упражнения на постановку ударения

Упражнения – игры «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Сладок он , друзья, на вкус,

А зовут его    …(арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

 -В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная,  носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном  …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

Прочитать стихотворение орфоэпически:

 Как на горке  - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег,  снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!        (И. Токмакова)

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

1.Тише, жабы!              (Тихо,  тоном предупреждения.           

Ни гугу –                          Можно использовать жест

                                                                       палец к губам.)  

Ходит цапля на лугу.      (Тихо – тоном испуга)

Чтобы не было беды,             ( Совсем тихо, шёпотом)

 Наберите в рот воды.

2.Была тишина, тишина, тишина…

      (Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

     (Громче, быстрее.)

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

                (Тихо.)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

       (Тихо, быстрее.)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

     (Тихо, прислушиваясь.)

Уже барабанит!  Уже барабанит!

   (Громко, весело.)

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

Покажи повышение и понижение голоса:

 -Что ж ты, ёж, такой колючий?

 - Это я на всякий случай.

 - Знаешь, кто мои соседи?

 - Лисы, волки да медведи.

 - Заяц, заяц, чем ты занят?

 - Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц рад?

 - Рад, что зубы не болят.

Произноси чётко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Книга в суме /  - в пути  тягость.

Книга в уме /  - в пути облегчение.

Испокон века / - книга красит человека.

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

Что это за девица?  /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

Уличный мальчишка в сером  армячишке

По дворам шныряет, / крохи собирает?

Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и в выделении наиболее значимых слов.

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.  «Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты  подтекста!» Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда – в сочетании  с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа).  Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. «Ударение, попавшее не на своё место, - писал Станиславский, - искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить её!»

          Расставьте логическое ударение, прочитайте выразительно.

Лисица видит  сыр, Лисицу сыр пленил.

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Ударение  может изменить смысл всей фразы.

Я пришёл сюда (т.е. я, а никто другой).

Я пришёл сюда (т. е. пришёл).

Я пришёл сюда (т. е. именно сюда,  а не в другое место).

Разве  вы это сделали? (т.е. неужели… - удивление)

Разве вы это сделали? (т. е. вы, а некто другой).

Разве вы это сделали? (т. е. именно это, а ничто другое).

Разве вы это сделали? (т. е. неужели в самом деле сделали, сумели, решились сделать».

Мы пойдём сегодня в цирк?

Произнести предложение, изменяя логическое ударение.

Паузы – остановки, перерывы в звучании. Паузы,  с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

Какую ошибку допустил диктор?

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов…

(А.С.Пушкин)

…И вот сентябрь! И вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

 - Собака,  / что ты делаешь?

 -Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

 - Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическаяпауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива,  т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание  и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним //  живая голова.

(А.С. Пушкин)

Психологическая пауза может иметь место:

 - в начале фразы или перед каким–то словом;

 - внутри фразы, между словами – тогда она подчёркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями;

 - в конце фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.

Упражнения для работы над темпом и ритмом.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменения темпа чтения – приём, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

Отметьте все изменения темпа при чтении.

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир. Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

(А. Т. Твардовский)

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер)

Ритм есть в любой, в том числе и прозаической речи.

Однако особенно отчётливо он проявляется в чтении стихов. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков и пауз, усиление и ослабление голоса.

«Ритм, - говорил В.В. Маяковский, - основа всякой поэтической вещи…Ритм – это основная сила, основная энергия стиха».

Прочитай стихотворение в среднем темпе, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчётливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки- туки- туки- тук!

Туки – туки – туки - тук!

И посту – кивают,

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К.И. Чуковский)

Вырабатывается у детей чувство ритма при чтении (пении)  схем слов, разных по своей  слоговой структуре:

Тата -                             , тата-              

К святой пещере радостно спешат.   , татата -                 

Татата -                       ,татата -                   .

К звуковой  схеме можно подобрать  соответствующие слова или из предложенных слов выбрать (отметить хлопками) нужные слова.

Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и др.

Иногда  монотон – речь на одной высоте -  может использоваться как средство выразительности.

Мелодика  может и не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.

Когда мы говорим, наш голос то повышается, то понижается.

Правильно произнесите предложения:

Мама ушла. А Маша?

( Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша  - повышается, идёт вверх.)  На вопросительном знаке голос тоже повышается.

Прочитайте стихотворение, определите, какое настроение оно передаёт.

Как на горке,  на горе.

Как на горке,  на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

 А кто по снегу.

С горки – ух, (понижаем голос, как будто съезжаем)                                    

На горку – ух!           (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

Бух!

Захватывает дух!

( А.Прокофьева)

Читая выразительно стихотворение, старайтесь передать настроение.

Прочитать  тихо, чуть громче, громко.

Увидел грача  – весну встречай.

Произнесите, повышая и понижая голос, выделяя подчёркнутые слова.

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, отношение к тому, о чём говоришь или читаешь.

Прочитайте выразительно, выберите эмоциональную окраску для первых строк стихотворения (радость, сожаление, удивление). Сделайте выбор с позиций двух следующих строчек.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

(В.И. Лебедев – Кумач)

Скажите «здравствуйте»  с оттенком удивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущения.

Игра «Чья интонация богаче?»

Произнести фразу «иди сюда», стараясь не повторять ранее звучащую интонацию. Упражнение развивает и умение различать оттенки интонационного рисунка партнёра.

Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоциональных оттенков голоса.

Литература:

1. Кубасова О.В.  Выразительное чтение. – М., 2001.

  2.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998

  3.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.

«РЕЧЕВОЙ  ТРЕНИНГ»

Методическое пособие для руководителей

 любительских театральных коллективов.

Составитель: Каныгина Галина Александровна,

педагог доп. образования,

 художественный руководитель

образцового театра-студии «Кулиска».

. Сосновоборск, 2010 год.

I. «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр.1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2.  «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр.3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

(Упр. на  «пластику рук».

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)

1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр.5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при  движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки»

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр.9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли»  на 1 этаж, 2, 3, 4, 5  в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

- лакированный ботинок;

- рваный тапочек:

- хрустальную вазу;

- Ваньку-встаньку;

- Матрёшку деревянную;

- Варежку- накрывашку на заварник;

- мыльный пузырь и т.д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние  предмета и выразить его в пластике.

II. АРТИКУЛЯЦИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1.     Опускание нижней челюсти  «АМ»;

2.     «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;

3.     «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4.     «Жернова» - круговые  движения челюсти;

5.     «Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1.     «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2.     «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3.     «Мельница» - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4.     «Птенец» - одними губами, вытянутыми  вперёд, произнести «Пить»;

5.     «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6.     « К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7.     «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить.    Подражаю я слону – губы хоботком тяну,     

     А теперь их опускаю и на место возвращаю.

     Губы не напряжены и расслаблены.

8.     «Лягушки» -  движение губ соответствует артикуляции звука «и».    Тянем губы прямо к ушкам, 

     Потяну – перестану и нисколько не устану!

     Губы не напряжены и расслаблены.

9.     «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1.     «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;

2.     Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3.     «Уколы» щёк языком;

4.     «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5.     «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6.     «Цокот» - пощёлкать языком;

7.     «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;

8.     «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9.     Пожевать язык;   10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

III.  ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ

И – Э – А – О – У – Ы

И – Е – Я – Ё – Ю – И

И – Руки в стороны, ладони вверх                       -  И

          Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами

          меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

Э -  Ладони в стороны, как бы раздвигают          -   Е

        Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегка

          обнажены, между ними большой палец, кончик языка

          у нижних зубов.

А -  Ладони  показывают круг, но не сомкнуты   – Я

         Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык

          лежит плоско, кончик у нижних зубов.

О -  Ладони  показывают круг, сомкнуты              - Ё

          Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены,

          кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

У-  Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх  - Ю

        Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде

         воронки, язык ещё больше отходит назад.

Ы - Руки в стороны, ладони вверх                           - И

        Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних

           зубов.

СКОРОГОВОРКИ НА ГЛАСНЫЕ

И  - С родной земли, умри – не сходи.

     - Лихо не лежит тихо.

     - Хвались, да не поперхнись.

     - Знали, кого били, потому и победили.

Э – Энэ-бэнэ-рэц, квэнтэр-мэнтэр-жец,

      Энэ-бэнэ-раба, квэнтэр-мэнтэр-жаба.

   - Электрик, этаж, эклер, экипаж.

А – Не красна изба углами, а красна пирогами

    - Рыбак рыбака видит издалека

    - На чужой каравай рта не разевай

    - Ума палата, да разума маловато.

    - Наш Архип совсем охрип.

О – У осы не усы, не усищи, а усики

    - Видит кот молоко, да рыло коротко.

    - Врёт, что блины печёт

    - Не вызнав броду, не суйся в воду

У – Для друга – всё не туго

     - Сух сук нёс барсук

     - Не сиди сложа руки, так не будет скуки

     - Кукушка кукушонку купила капюшон,

       Надел кукушонок капюшон,

       Как в капюшоне он смешон

Ы – На безрыбье и рак рыба

     - Каков Мартын, таков у него и алтын.

IV. СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Б – Подушечки пальцев ударяются друг о друга

       ( по типу молоточков ладони круглые пальцы напряжены)

П – Хлопок в ладоши

Д – Т – Быстрые крепкие удары кулака в ладонь

В – Коротко оттолкнуть ладонями от себя

Ф – Отталкивание более интенсивное ( на прямых руках)

Г – К- Крепкие смыкания большого и указательного пальцев

             за  головой ( с растягиванием рук в стороны)

З –  Крепкое смыкание большого пальца и мизинца ( руки

        перед собой)

С – Удары указательного и большого пальцев друг о друга

Р – Ввинчивающее движение руками перед собой

Л - Ввинчивающее движение руками над головой

       (ввернуть лампочку)

М – Поглаживание  рукой от плеча до кисти.

Н –  Ладонь «красит», отводящие движения слева направо

          тыльной стороной ладони и справа налево ладонью.

Ж –  Собрать ладони перед собой в кулак ВНИЗ.

Ш – Собрать ладони перед собой в кулак ВВЕРХ.

Ч – Крепко собрать руки в кулак перед собой

       (захватывающие  движения).

Щ – Вытягивающие движения руками снизу вверх.

Ц – Руки   в стороны, ладони в кулак,

         как бы «растягивают резинку»

Х -  Руки крест накрест со взмахом.

СКОРОГОВОРКИ

Б – П  - Маланья болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала-

             выбалтывала, да не выболтала.

            - Все бобры добры для своих бобрят.

            - Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

            - Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

            - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

             - Добыл бобов бобыль.

             - Мимо баров и бань бей барабан! Барабан, барабань!

             - Расскажи-ка про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

             - Пётр Петру пёк пироги.

             - Поля пошла полоть петрушку в поле.

             - Баран Буян залез в бурьян.

             - Наш Полкан попал в капкан.

             - Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Д - Т   - От топота копыт пыль по полю летит.

            - Течёт речка, печёт печка

            - Ткёт ткач ткани на платье Тане.

            - Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

            - Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

            - Дед Данила делил дыню: Дольку Диме, дольку Дине.

            - На дворе трава: раз дрова, два дрова, три дрова.

              У двора на траве коли дрова

              - Тётя Тина купила тмина.

В – Ф    - Водолаз вёз воду из водопровода.

              - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

              - Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

              - Купили Валере и Валеньке варежки и валенки.

              - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

              - Была у Флора, Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду,

                Лавру на Фрола навру.  – Соломы воз возница вёз.

              - Проворонила ворона воронёнка.

К – Г    - На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

             - Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…

             - Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

             - На рынке Кирилл крынку и кружку.

             - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон,

                как в капюшоне  он смешон.   - Коля колет колья.

             - Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

             - Гога гнал гусей на гору, гнал Егор гусей под гору.

             - Купи кипу пик! Кипу пик купи! Пик кипу купи!

             - Шёл косой козёл с косой. Пришёл косой козёл с косой.

             - Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпоковать, перевыколпаковать.

            - Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.

З – С – У осы не усы, а усища.

           - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

           - Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

           - Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат.

             Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.

           - У Сени и Сани в сетях сом с усами .

           - Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

           - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Р – Л – Проворонила ворона воронёнка.

            -  Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали,

               да не выловировали.

            - Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.

            - Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

            - Карл у Клары украл кораллы…     

М – Н – Маланья Болтунья Молоко болтала…

            - На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы на линя.

               О любви не меня ли мило молили и в туманы Лимана манили меня.

             - Мам, мёду нам!

Ж – Ш – Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужица съест ужа на ужин.

              - Мыши на крыше.  – У ежа ежата, у ужа – ужата.

              - Шесть мышат в камышах шуршат.

              -  В шалаше шесть шалунов.

              - Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

              - Жужжит жужелица, жужжит – кружится.

              - Сшила Саша шапку Саше, Саша шапкой шишку сшиб. 

              – Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

                  Ж - Ш, Ч – Щ.              

Ч – Щ  – Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

                  Ж - Ш, Ч – Щ.  

               – Щели, щёлочки и щёчки.  – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

                - Четыре чёрненьких чумазеньких  чертёнка чертили чёрными 

                   чернилами чертёж.

                 - Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

                 - У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Ц – Х -    - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

                  - Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак- Цедроне.

                    Жили-были три японки: Циппи, Циппи- Дриппе, Циппи- Дриппе-

                   Лямпомпоне. Поженились: Як на Ципе, Як-Цедрак на Циппи-

                   Дриппе, Як-Цедрак-Цедроне на Циппи-Дриппе-Лямпомпоне.

                 Родилось у них по сыну; у Яка с Ципой - Шах, Як-Цедрак и

                    Циппи- Дриппи – Шах - Шахмон, у Як-Цедрак-Цедроне и Циппи-

                    Дриппе-Лямпомпоне – Шах- Шахмон- Шахмоне.

V. РЕЧЕВЫЕ  ЭТЮДЫ.

« РАЗ,   ДВА  -  КРУЖЕВА»

РАЗ,   ДВА  -  КРУЖЕВА;

ТРИ, ЧЕТЫРЕ – НОС В ЧЕРНИЛЕ;

ПЯТЬ, ШЕСТЬ – КАШУ ЕСТЬ;

СЕМЬ, ВОСЕМЬ – СЕНО КОСИМ;

ДЕВЯТЬ. ДЕСЯТЬ -  АКУЛИНА ТЕСТО МЕСИТ.

ПОЗВАЛА  КОТА ДОМОЙ,

НАЛИЛА  ЕМУ  ПОМОЙ.

ДИНЬ,  ДИНЬ, ДИНЬ, ДИНЬ –

ТЫ  ЗАЧЕМ  РАЗБИЛ  КУВШИН ?

КУВШИН  СТОИТ  ПЯТАЧОК,

А  ЗА  ЭТО -  КУЛАЧОК!

«ШАЛТАЙ  -   БОЛТАЙ»

ШАЛТАЙ  -  БОЛТАЙ  СИДЕЛ  НА  СТЕНЕ  ( ВДОХ)

ШАЛТАЙ  -  БОЛТАЙ   СВАЛИЛСЯ  ВО  СНЕ (ВДОХ)

ВСЯ  КОРОЛЕВСКАЯ  КОННИЦА,

ВСЯ  КОРОЛЕВСКАЯ  РАТЬ  (ВДОХ)

НЕ  МОГУТ  ШАЛТАЯ,  НЕ МОГУТ  БОЛТАЯ,

ШАЛТАЯ  -  БОЛТАЯ,  БОЛТАЯ – ШАЛТАЯ,

ШАЛТАЯ  -  БОЛТАЯ   СОБРАТЬ.

( НА ОДНОМ ДЫХАНИИ) 

« С К А К А Л К А»

СО  СКАКАЛКОЙ  Я  СКАЧУ,

НАУЧИТЬСЯ  Я  ХОЧУ

ТАК  ВЛАДЕТЬ  ДЫХАНЬЕМ,  ЧТОБЫ

ЗВУК  ДЕРЖАТЬ  ОНО  МОГЛО  БЫ,

ГЛУБОКО,  РИТМИЧНО  БЫЛО

И  МЕНЯ  НЕ  ПОДВОДИЛО.

Я  СКАЧУ  БЕЗ  ПЕРЕДЫШКИ

И  НЕ  ЧУВСТВУЮ  ОДЫШКИ.

ГОЛОС  ЗВУЧЕН, ЛЬЁТСЯ  РОВНО

И  НЕ  ПРЫГАЮ  Я  СЛОВНО.

РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА, РАЗ – ДВА – РАЗ!

МОЖНО  ПРЫГАТЬ  ЦЕЛЫЙ  ЧАС.

(ПАУЗА)

КОНЧУ  ПРЫГАТЬ.  СЯДУ  Я –

РЕЧЬ  ЛЕГКО ЗВУЧИТ МОЯ.

1 – добор дыхания через две сточки,

без скакалки,  затем со скакалкой;

2 – добор дыхания после каждого стишия,

без скакалки,  затем со скакалкой;

3 – всё на одном  дыхании;

4 – варианты повторяются несколько раз:

со скакалкой, в присяде; на коленях; лёжа на животе;

лёжа на спине; делая ногами свечу.

 « М  И  Л  Л  И  О  Н»

(Развитие диапазона  голоса, работа  группы  в  диалоге,

в движении, используя темпо – ритм  и  силу  звука)

ШЁЛ  ПО   УЛИЦЕ  ОТРЯД        (С одной стороны  медленно

СОРОК  МАЛЬЧИКОВ  ПОДРЯД.    двигаются мальчики.

 РАЗ, ДВА, ТРИ , ЧЕТЫРЕ .              Работает нижний регистр)   

 И  ЧЕТЫРЕ  НА  ЧЕТЫРЕ         

И  ПОТОМ  ЕЩЁ  ЧЕТЫРЕ.

ШЁЛ  ПО   УЛИЦЕ  ОТРЯД          (С другой стороны навстречу

СОРОК  ДЕВОЧЕК   ПОДРЯД.       идут девочки. Работает

РАЗ, ДВА, ТРИ , ЧЕТЫРЕ .              средний   регистр,   

И  ЧЕТЫРЕ  НА  ЧЕТЫРЕ               напевная  интонация).

И  ПОТОМ  ЕЩЁ  ЧЕТЫРЕ.

ДА КАК ВСТРЕТИЛИСЯ ВДРУГ (Ударное слово «встретились»

                                                      - все поднялись по диапазону)

СТАЛО 80 ВДРУГ!

1, 2, 3, 4 и 4 на 4,                   (ВСЕ: на каждый счёт поднимаемся

ПО 14 ЧЕТЫРЕ                        на ступеньку)

                И ЕЩЁ ПОТОМ 4.

      А НА ПЛО-ЩАДЬ ПО-ВЕР-НУ-ЛИ,  (на каждый слог усиливаем

А НА ПЛО-ЩА-ДИ  СТО-ЯТ               звук, начиная с шёпота,

                     НЕ  КОМ-ПА-НИЯ, А РО-ТА               ускоряя темпо-ритм,

НЕ ТОЛПА, НЕ БАТАЛЬОН,               медленный бег)

                           И НЕ СОТНЯ,  И НЕ ТЫЩА,

                           А ПОЧТИ ЧТО МИЛЛИОН!

           1, 2, 3, 4                                                   (ускоряем темп - ритм,

И ЧЕТЫРЕ НА ЧЕТЫРЕ,                     переходим на бег,

         104 на 4,                                                  скороговорка до конца.

                ПОЛТОРАСТО НА 4,                        В конце снимаем напряжение

        И ЕЩЁ ПОТОМ 4 -                            с мышц – падаем на пол,

                           ВСЁ!                                                     Расслабляемся).

VI. ЗАКОНЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

1 ЗАКОН    «СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ»

Осмысленная речевая деятельность направленная на достижение конкретной речевой задачи в определённых конкретных предлагаемых обстоятельствах и условиях.

2 ЗАКОН    «КОНСТЕКСТА»

Который помогает определить смысл в словесном действии

3 ЗАКОН      «СВЕРХЗАДАЧИ»

Всякое речевое общение имеет глубинную цель, ради которой оно осуществляется – «кому, зачем сегодня и сейчас»

4 ЗАКОН    «СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ»

Речевая общение, как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

5 ЗАКОН    «ПЕРСПЕКТИВЫ»

Речевое действие всегда включает в себя необходимость разрешения цепи поставленных задач, осуществляющих ради определённой актуальной темы.

6 ЗАКОН    «НОВОГО ПОНЯТИЯ»

В системе речевого действия – движение мысли осуществляется от чувственного к новому.

7 ЗАКОН    «СРАВНЕНИЯ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ»

В цепи речевого действия ход мысли согласно законам логики мышления идёт от понятия к суждению и умозаключению путём анализа мысль может быть поддержана, развита или отвергнута.   

8 ЗАКОН   «РАСКРЫТИЯ ПОДДТЕКСТА»

Речевое общение имеет мощную структуру, в которой взаимодействуют информационный уровень (передача общего значения) и смысловой подтекстовый уровень (передача отношения). На  смысловом уровне обнаруживается конкретное содержание и цель общения.

9 ЗАКОН    «СОЗДАНИЯ В ВООБРАЖЕНИИ ЧЁТКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ВИДЕНИЯ»

Речевое общение осуществляется на основе конкретного чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнёра своим видениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на координацию речи с движением

При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

Картотека упражнений на координацию речи с движением

Основной целью использования упражнений на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом ...

Упражнения по сценической речи

Учебно-методический материал по музыкеВключают в себя упражнения для постановки голоса,  на развитие дикции, интонационной выразительности...

Картотека упражнений на развитие речи -Упражнение "без чего не может быть"

Достаточно сложное задание на логическое мышление «Что/кто без чего не может быть?». Оно заключается в следующем: берем любое слово, например, игра. Спрашиваем ребенка, без чего игра не мо...