Возрастные особенности детей 3—4 лет
консультация (младшая группа)

Кутузова Оксана Вячеславовна

В этом возрасте у вашего ребенка:

 

Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

 

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

 

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

 

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

 

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

 

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

 

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам как его родителям важно:

 

С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

 

Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

 

Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

 

Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

 

Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

 

Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

 

Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstuirovanie_konspekt.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

  1. К О Н С П Е К Т

Занятия по конструированию

Тема: «Ребята спешат на помощь жителям Солнечного города»

                                                                                 Воспитатель Кутузова О В  

                                                                             

                                                         

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
  2. Продолжать учить анализировать готовую графическую модель предмета (дома), планомерно выделяя в ней изображения важные смысловые  части.
  3. Учить выбирать их нескольких схем ту, которая соответствует заданному объекту.
  4. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
  5. Учить самостоятельно преобразовывать объект, используя приемы надстраивания и пристраивания.
  6. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как длинный, высокий, задняя, передняя, боковая и т.д.
  7. Учить делать двойное перекрытие.
  8. Развивать внимание, память, воображение.
  9. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.

Методы и приемы:

Игровой,  обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.

Материал:

Демонстрационный:

Телефон, образец постройки дома, схемы домов, макет улицы города;

Раздаточный:

Строительный  набор на каждого ребенка, схемы домов, мелкие игрушки.

Дифференцированный подход:

1 подгруппа выбирает схему, соответствующую объекту из 4-х схем, самостоятельно преобразовывает дома.

2 подгруппа выбирает схему, соответствующую объекту из 2-х схем, преобразовывает дома с помощью воспитателя.

Индивидуальная работа:  аккуратно возводить постройку; помочь  при анализе схемы.

         

Предварительная работа:

Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала.

Связь с другими видами деятельности:

Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».

Ход занятия:

Действия воспитателя

Действия детей

  • Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.

Раздается телефонный звонок.

  • Ой, ребята, кто-то нам звонит. Да это Знайка из Солнечного города. Наверно, что-то случилось.

Отвечаю на звонок.

  • Ребята, Знайка говорит, что у них в Солнечном городе произошло несчастье, прошел ураган и разрушил много домов жителей Солнечного города, в архитектурном бюро, где хранились все чертежи домов такой беспорядок, что невозможно понять, где какой чертеж. Знайка очень просит помочь построить новые дома и разобраться с чертежами. Поможем, ребята?

  • Ребята, давайте вспомним какие дома мы строили с вами на занятиях. У меня есть образец одного из домов.

Провожу обследование образца.

  • Вот какой замечательный дом (обвожу рукой всю постройку).
  • Как называется эти части дома? (обвожу рукой стены)
  • А это что? (показываю крышу)
  • Правильно, молодцы? Как называется эта стена? (показываю на переднюю стену)
  • Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

  • А как называется эта стена? Где она находится?
  • Правильно. А как же называются эти стены? (показываю боковые стены).
  • Где они находятся?

  • Молодцы, а это что? (показываю на перекрытия).
  • Как они расположены?
  • Где располагается крыша?

  • Молодцы, ребята, давайте посмотрим, из каких деталей построены передняя и задняя стены дома. Как расположены эти детали?

  • Правильно, а из каких деталей построены боковые стены? Как располагаются детали?

  • Из каких деталей сделаны перекрытия?
  • Правильно, а как на ваш взгляд пластины одинаковые по размеру?

  • Из каких деталей сделана крыша? Где она расположена?
  • Молодцы, вот какой у нас замечательный дом (обвожу всю постройку рукой).
  • Ребята, теперь мы должны выполнить еще одно поручение Знайки. Нужно разобраться со схемами. Из представленных схем нужно найти схему этого дома. Внимательно рассмотрите схемы, проанализируйте их, посмотрите и посчитайте детали в схемах и найдите нужную схему.

Предлагаю одному ребенку выйти к доске и обосновать свой выбор.

  • Почему ты выбрал именно эту схему?

  • Молодец, очень подробно нам объяснил, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.
  • Ну вот, у нас теперь есть схема дома и можно его начинать строить.  Давайте вместе повторим,  с чего мы начнем строительство.
  • Как вы будете ставить кирпичик и кубики?

  • Что будет строить потом?

  • Сколько кирпичиков нужно взять для боковых стен и как их поставить?

  • Молодцы, после того как построите стены у домика, что дальше будете строить?

  • Чем вы закончите постройку?

-  Молодцы, очень подробно все рассказали. Ребята, только я вот, что подумала. Все дома на этой улице в Солнечном городе будут одинаковые.

 Постарайтесь построить такие же дома, но может быть,  одни дома будут более высокие, а другие -  длиннее. А кто-то, может быть,  придумает украшение для своего дома.

Сколько жителей кругом

Нам всем нужен новый дом

Светлый, солнечный, большой,

Чтоб не тесно было в нем.

Приглашаем всех друзей

Мы на стройку к нам скорей.

Дружно все начнем работу,

Для друзей построим дом.

Помогаю вопросами, советами. Обращаю внимание на качество выполненной постройки.

  • Какие замечательные дома у нас получились. Все разные.

Вот мы строили, строили

Наконец, построили.

Посмотрите, какой дом

Всем уютно будет в нем.

Приходите, приходите,

В нашем доме поживите.

  • Какой дом на ваш взгляд самый большой?  Какой самый длинный? А где самое интересное украшение? И т.д.
  • Молодцы, ребята, вы очень постарались и помогли жителям Солнечного города. Посмотрите, как они радуются (показываю на мелкие игрушки). А теперь давайте их расселять по домам, а вечером обязательно устроим новоселье.

Да, поможем. Нужно всем помогать.  Особенно тем,  у кого произошло несчастье.

Это стены.

Это у дома крыша.

Это передняя стена.

Потому что она находится впереди дома. Она находится перед нами.

Это задняя стена. Она находится сзади, за передней стеной.

Это боковые стены.

Боковые стены находятся между передней и задней стенами.

Это перекрытия.

Они находятся на стенах сверху.

Крыша лежит на перекрытиях в самом верху дома.

Передняя и задняя стены дома построены из 4-х кубиков и кирпичика. Кубики стоят по краям стены, по два, друг на друге. Между ними на узкой стороне стоит кирпичик.

Боковые стены построены из 4-х кубиков и 2-х кирпичиков. Кубики те же, что и для передней и задней стен, они стоят по краям, между ними рядом друг с другом на узкой стороне стоят кирпичики.

Перекрытия сделаны из пластин.

Нет, пластины, которые лежат на передней и задней стенах короче, чем пластины, которые лежат на боковых стенах.

Крыша сделана из 4-х призм, они стоят сверху на перекрытиях.

Дети выполняют задание.

У детей 1 подгруппы 4 схемы. У детей 2 подгруппы 2 схемы.

Дети на местах проводят самоанализ.

На этой схеме изображен дом. У этого дома на виде спереди изображена передняя стена. Она состоит из 4-х кубиков по краям, которые поставлены друг на друга. Между ними расположен кирпичик, который поставлен на узкую сторону. Наверху находится перекрытие из короткой пластины. Вид сбоку изображает боковую стену. Она состоит из 4-х кубиков по краям, поставленных друг на друга. Между ними стоят 2 кирпичика, которые,  поставлены на узкую сторону. Наверху находится перекрытие, которое состоит из длинной пластины.

Начнем строить с передней стены.

Кубики поставим друг на друга, между ними кирпичик на узкую, длинную грань.

Потом будем строить боковые стены?

Возьмем два кирпичика и поставим их рядом с кубиками друг за другом на узкую длинную грань.

Дальше нужно сделать перекрытия из коротких пластин на передней и задней стенах, а потом из длинных пластин сделаем перекрытие на боковых стенах.

Мы поставим на перекрытия крышу из 4-х призм.

Дети выполняют задание.

Переносят свои дома на макет улицы.

Дети обыгрывают свои постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...