Статья "Особенности воспитания детей раннего возраста в ДОУ"
статья

Бирюкова Оксана Владимировна

В воспитании детей раннего возраста решающую роль играют взрослые.Они обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta_v_dou.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Бирюкова Оксана Владимировна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 11

Выборгского района Санкт-Петербурга

Особенности воспитания детей раннего возраста в ДОУ

        Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основы личности.

        Ребенок раннего возраста (второй, третий год жизни) интенсивно овладевает речью, мышлением, культурой человеческого общения. Важно, что умственное развитие тесно связано с воспитанием ребенка и происходит во взаимодействии с социальным окружением. Малыш копирует, отображает в своих действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет.

        Основные направления развития ребенка второго года:

  • интерес к матери или человеку, который ухаживает за ним;
  • изучение окружающего пространства;
  • овладение новыми двигательными навыками.

        Эмоциональная жизнь маленького ребенка должна стать предметом пристального внимания взрослых. Их задача – научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих.
        Игра – важная часть общения с малышом. В игре ребенок отображает окружающую жизнь, воспроизводит действия взрослых, моменты собственной жизни. [4]

        Чтобы воплотить рецепт здорового и благополучного раннего детства в жизнь, педагогам и родителям необходимо определить задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

        Первое направление обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья, их развитие и эмоциональное благополучие.
        Второе нацелено на:

  • развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям. [3]

        Задачами педагогов в воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:

  • подготовить малыша к посещению группы раннего возраста и обеспечить легкую адаптацию к новым условиям;
  • воспитать у детей соответствующие их возрастным возможностям умения и культурно-гигиенические навыки;
  • правильно определить пути и способы сохранения и укрепления здоровья ребенка (режим, питание, закаливание, массаж и развитие движений);
  • заложить основы игровой, познавательной и речевой деятельности;
  • обеспечить своевременное сенсорное и художественное развитие. [2]

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Цели, принципы, задачи и содержание образования определяются государственной политикой Российской Федерации, в основу которой взяты следующие принципы:

        • гуманистический характер образования: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

        • воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека;

        • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников и обучающихся;

        • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

        • свобода и плюрализм в образовании;

        • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

        Государственная политика в образовании отражается в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах министерств образования, здравоохранения и др. В практическую деятельность она претворяется как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Основными документами, отражающими государственную политику в сфере образования на современном этапе, являются: Закон РФ «Об образовании», «Концепция дошкольного образования», «Концепция непрерывного образования».

        В соответствии с этими документами основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления. Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

        В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

        Смена приоритетов в образовании влечет за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми; на смену авторитарной педагогике, учебно-дисциплинарной модели образования в дошкольном возрасте приходит педагогика сотрудничества, построенная на личностно-ориентированном взаимодействии с детьми, которое предполагает индивидуальный подход к ребенку, отсутствие жесткой регламентированности в педагогическом процессе, предоставление детям свободы выбора деятельности.

ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

        Реализация личностно-ориентированной модели образования требует соблюдения следующих принципов.

        Принцип развития. Означает ориентацию образования на специфику психологического возраста ребенка; запрет как на инфантилизацию, так и на постановку преждевременных образовательных задач.

        Для педагогики раннего возраста это положение является чрезвычайно важным. Незнание или игнорирование закономерностей развития ребенка раннего возраста порождает негативные тенденции в практике его воспитания. Одна из этих тенденций выражается в отсутствии образовательных задач, сведении воспитания к обеспечению ухода за ребенком — кормлению, гигиеническим процедурам, прогулкам, что ограничивает перспективы развития, не дает возможности актуализировать богатые резервы возраста.

        Другая негативная тенденция связана с широко распространенной в наши дни практикой раннего обучения детей. Многие родители и педагоги ошибочно полагают, что чем раньше начинается подготовка ребенка к школе, тем успешнее его дальнейшее развитие и обучение. Как следствие, возраст «подготовки детей к школе» неуклонно снижается. С этой точки зрения детство не имеет значения как самоценный период жизни человека, а рассматривается лишь как этап подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. В массовом порядке организуются «мини-школы» для самых маленьких, создаются группы, в которых с двух-трехлетними детьми проводятся занятия по обучению математике, чтению, письму, иностранным языкам.

        При таком подходе обучение строится без учета возрастных возможностей детей. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы, занятия проводятся по типу школьного урока. Предлагаемый для усвоения материал часто носит абстрактный характер, далекий от процесса жизнедеятельности ребенка. Неадекватность таких образовательных задач и методов состоит в том, что игнорируются присущие детям непроизвольность, эмоциональность, стремление к активным предметно-практическим действиям, особенности мышления. Процесс обучения сводится порой к заучиванию формальных, бесполезных для жизни знаний, что ведет к психическим и физическим перегрузкам детей вплоть до возникновения различных заболеваний.

        Таким образом, как инфантилизация, так и искусственная акселерация в образовании наносят вред развитию ребенка, противоречат гуманистическому принципу признания самоценности каждого возраста.

        Принцип самоценности детского возраста. Утверждается в трудах известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

        С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Оно дает ребенку возможность приобщиться к богатствам духовной и материальной культуры, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества, которые имеют непреходящее значение для последующего формирования личности. Детский психолог A.B. Запорожец подчеркивал, что если эти важнейшие качества не будут сформированы в детстве, то будет трудно, а подчас и невозможно восполнить возникшие недостатки на более поздних возрастных этапах. Обсуждая проблему совершенствования системы дошкольного воспитания, он писал: «Радикальным по видимости, но утопическим по сути является утверждение о том, что ценой искусственной акселерации развития ребенка, путем сокращения детства может быть достигнут в дальнейшем прогресс человечества.

        Надо не сокращать детство, а совершенствовать содержание, формы и методы воспитания. Полагают, что ребенка-дошкольника можно обучить чему угодно путем специальной тренировки и таким образом фактически отрицают особое значение ранних периодов детства и тех качественных изменений психики, которые совершаются в эти периоды, для общего хода человеческого развития». A.B. Запорожец настаивал на том, что, изыскивая пути повышения эффективности воспитания дошкольников, следует идти не по пути искусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития. При этом необходимо учитывать возрастные закономерности развития ребенка, уделяя особое внимание воспитанию интеллектуальных, эмоциональных и нравственно-волевых качеств, которые наиболее интенсивно формируются в том или ином возрасте и входят «в золотой фонд» зрелой человеческой личности.

        Критически оценивая внедрение в практику дошкольного образования учебно-дисциплинарной модели, В.В. Давыдов подчеркивал принципиальную важность для решения образовательных задач в дошкольном возрасте опоры на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым: «Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов дает, детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и должны решаться в раннем возрасте образовательные задачи»6.

        Принцип единства воспитания и обучения. Личностно-ориентированная модель образования не предполагает отмены обучения детей в раннем возрасте, но предъявляет особые требования к организации педагогического процесса, который должен быть основан на знании психофизиологических закономерностей развития. В этом возрасте ребенок полноценно усваивает только то, что ему интересно, что вплетено в контекст общения со взрослым и в предметно-практическую деятельность. Критерием такого усвоения является не умение по требованию взрослого воспроизводить тот или иной заданный образец, а самостоятельное, инициативное использование его в действиях с предметами, игре, общении.

        Обучение должно выполнять общеразвивающую функцию. Главное, чему желательно научить маленького ребенка,— это культурным способам познания предметного и социального мира, таким, как умение наблюдать, исследовать окружающий мир, экспериментировать и делать выводы на основе доступного для понимания материала, разрешать проблемные ситуации, фантазировать, общаться со взрослыми и сверстниками. В этом случае обучение и воспитание будут идти рука об руку, развивая умственные способности ребенка, его компетентность в разных областях, инициативность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, творческие способности.

        Принцип единства воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования предполагает, что воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями реализуются цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут реализовываться цели воспитания. Таким образом, обучение и воспитание, представляя собой взаимосвязанные стороны процесса образования, направлены на решение единой задачи — передачу подрастающим поколениям социального опыта.

        Принцип интеграции содержания образования. Из сказанного выше следует, что содержание дошкольного образования, в том числе образования детей раннего возраста, должно быть не узко предметным, а интегрированным, что предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности — предметно-практической, игровой, музыкальной, театрализованной, конструктивной и др., обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.

        Принцип индивидуализации образования основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, однако при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Если в рамках авторитарной педагогики образовательный процесс имеет унифицированный характер, предполагает предъявление одинаковых требований ко всем детям, соотнесение развития ребенка с заранее определенными нормативами, то личностно-ориентированная педагогика предполагает, что каждый ребенок имеет право на реализацию своей индивидуальности. Педагогический процесс должен быть максимально полно согласован с собственными намерениями и интенциями ребенка. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей, учет их индивидуальных интересов, определение на этой основе целей образования, путей и средств их осуществления (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбург).

        Принцип вариативности образования является необходимым условием его индивидуализации, которая обеспечивается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов образования. Если до реформы образования все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, то в настоящее время внедряются в практику инновационные программы нового поколения, построенные на принципах личностно-ориентированной педагогики. Педагоги получили право выбора программ, возможность сочетать в своей работе методы и технологии, представленные в разных программах, дополнять их собственными разработками в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения, запросами родителей, индивидуальными особенностями воспитанников. Таким образом, вариативность образования обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития детей.

        Главными целями образования в раннем возрасте выступают охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальных способностей и склонностей каждого малыша.

        Личностно-ориентированная педагогика предполагает следование принципам самоценности возраста, единства воспитания и обучения, индивидуализации и вариативности образования.

        Основными задачами образования детей в раннем возрасте являются: обеспечение их эмоционального благополучия; приобщение к ценностям здорового образа жизни; создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка; поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого.

        Содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по четырем сферам, в которых происходит развитие ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.

        Педагогические методы подразделяются на исследовательские методы и методы воспитания и обучения. Исследовательские: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, изучение документации, анализ процесса и результатов детской деятельности. Методы обучения и воспитания: словесные, наглядные, практические, методы прямого и косвенного воздействия, проблемного воспитания и обучения.

        Существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста: ясельные группы в дошкольных образовательных учреждениях, учреждения, специально предназначенные для детей раннего возраста, учреждения дополнительного образования. Большое распространение получили разные модели кратковременного пребывания детей в детском образовательном учреждении.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.

        Остановимся на каждом из них.

        Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

        Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

        Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

        Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает  собственный эмоциональный опыт.

        Педагог как профессионал должен:

        • хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о          психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах;

        • обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста;

        • быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста;

        • уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки,         песенки), владеть навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности;

        • владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при         обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в         общении с коллегами и т.п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом         правильной литературной речи).

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Непременным условием правильно организованной работы с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.

        Индивидуальный подход подразумевает также личную адресованность обращений взрослого к ребенку.

        Это имеет особое значение, поскольку малыш способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему непосредственно. Потребность в личностном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни играет решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуальное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

        Следующая особенность работы с детьми раннего возраста — опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения — инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п. — чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны ему. Эта особенность маленьких детей предъявляет особые требования к деятельности воспитателя, которые заключаются в том, что речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизни, главное место в которой занимают действия с предметами.

        В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        Интерьер помещений. Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для них, так и для взрослых.

        В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.

        Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом — аллеи, клумбы, лужайки, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой — скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты хорошо освещены, украшаются цветами, зеркалами, яркими картинками, рисунками детей, игрушками, изготовленными взрослыми. В холле может быть зимний сад, звучать музыка, при входе в группу малышей может «встречать» большая игрушка (медведь, Чебурашка, МиКки-Маус и др.). Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены, следует избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.

        Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). Имеется достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий и пр.). Стены украшаются цветами, фотографиями детей. Специальное место отводится для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и пр.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене, хранятся и периодически обновляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, журналы, ксерокопии статей и пр.).

        Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя. У каждого имеется свой горшочек и полотенце. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение.

        В помещении для приема пищи, игр и занятий располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых можно отдохнуть и полазать. В группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых: кресло или небольшой диван, на которых воспитатель может почитать ребенку книжку, побеседовать с ним или отдохнуть в то время, когда малыши спят. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.

        Следует обязательно предусмотреть «уголок уединения», где малыш может спрятаться, играя в прятки, или, испытывая коммуникативные перегрузки, некоторое время побыть в одиночестве. Это может быть отгороженный ширмой или занавеской уголок комнаты или домик, в котором могут поместиться 1—2 ребенка.

        Мебель и оборудование располагаются так, чтобы было достаточное пространство для двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

        Оформление приемной и групповой комнаты должно пробуждать у них познавательные интересы, эмоции и чувства. Цветовая отделка помещения не должна быть тусклой, она должна стимулировать активность детей и в то же время не перевозбуждать их. На стенах размещаются аккуратно оформленные картины и репродукции, закреплены полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей, стенд или специальные рамки, в которые вставляются детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Картины не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия. Хорошо, если они будут выполнены в разных техниках и жанрах, дающих детям представления о различных графических языках. Экспозиции живописи и декоративно-прикладного искусства могут отражать местный или национальный колорит той или иной культуры, особенности художественных промыслов данного региона.

        На небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало таким образом, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это очень важно для формирования у детей раннего возраста образа себя. Для поддержания эмоционального благополучия малышей в изголовье каждой кроватки можно закрепить фотографию мамы ребенка или его семьи.

        Групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) может использоваться во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

        Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствуют созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражают заботу педагогов о поддержании у детей положительного самоощущения.

        Зонирование групповых помещений. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе должно давать им возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

        В групповом помещении могут быть организованы следующие зоны для:

        • приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

        • развития движений;

        • сюжетных игр;

        • игр со строительным материалом;

        • игр с машинками;

        • изобразительной деятельности;

        • музыкальных занятий;

        • чтения и рассматривания иллюстраций;

        • игр с песком и водой;

        • отдыха (уголок уединения);

        • уголка природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).

        

        В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

        Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой.

        Динамичность предметной среды. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде — ее развивающий характер, т.е она позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся знания и умения, но и побуждает их к преобразованию, исследованию нового, объективно служит целям физического и психического развития детей. С одной стороны, такая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, с другой — позволяет взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей, постановки новых педагогических задач. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

        Воспитатели могут менять элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет какими-либо художественными техниками, можно попросить их расписать свободную часть стены безопасными для здоровья детей красками, сделать панно и пр.

        Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов и в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться, чтобы игра не превращалась в штамп.

        Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

        Обеспечение безопасности среды. Предметная среда должна быть безопасной, т.е. организовываться таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм.

        Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья — не иметь слишком острых углов, цветы в горшках — стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) должны быть недоступны для малышей.

        Важнейшее значение для здоровья детей имеет санитарное состояние помещений (отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.).

        В свободном доступе не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. В игровой комнате, в спальне и в приемной не должно быть пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

        Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под их наблюдением. Нужно следить, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр.

        Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и пр.) должны быть нетоксичны.

        Следует постоянно заботиться о безопасности детей на участке. Нельзя оставлять малышей без присмотра на качелях, горках и других игровых сооружениях. Следует проверять детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других опасных для здоровья предметов. Песок в песочнице должен быть чистым. Организуя наблюдение детей за жизнью животных и растений, игры с песком и водой, нужно следить, чтобы малыши не брали в рот траву, цветы, землю, камушки. [1]

        Литература

        1. Галигузова Л.Н.. Педагогика детей раннего возраста. 2007.

        2. Галигузовой Л.Н., Голубевой Л.Г., Гризик Т.И., Дороновой Т.Н. Методическое пособие для         педагогов ДОУ «Воспитание и раннее развитие детей от 1 года до 2 лет». – М.:         «Просвещение» в 2007.

        3. Дронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. Из детства – в отрочество: программа для         родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. –         М.: Просвещение, 2007. – 303 с.

        4. Острицова Ю.А. Статья «Уникальный период в жизни человека», опубликованной в         журнале «Дошкольная педагогика» (2005, №1).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...