Консультация для родителей «Значение народной игрушки в воспитании детей».
консультация (старшая группа)
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребёнка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение – в этом большая сила её влияния на ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodanenko_kons._znachenie_narodnoy_igrushki.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Значение народной игрушки в воспитании детей».
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребёнка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение – в этом большая сила её влияния на ребёнка. Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент введен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия, в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.
Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, бабки, городки и т.д.
Можно проследить, как рождаясь повсеместно в виде самодельных кукол, коней из соломы, дерева, коры, игрушка постепенно становится предметом народного искусства, неся в себе определенные традиции этого искусства. Народная дидактическая игрушка – это игрушка, в которой отражена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем поучить чему-то. Данная игрушка, как и всё народное творчество, отличается яркостью, красочностью, гармоническим сочетанием цвета и формы. Эти весёлые радостные игрушки составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям. Знакомство с народной игрушкой тесно связано с малыми фольклорными жанрами - загадкой, потешкой, небылицей, - так как это еще больше привлекает внимание детей, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями. Разрабатывая содержание занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению их с народной игрушкой, необходимо ориентироваться на следующие основные принципы:
1. Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.). Так как в устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
3. Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядов праздников.
#1058;еатрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.
5. Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.
6. Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
7. Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
При организации деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой педагогом выстраивается работа в первую очередь с родителями. Так, для осуществления образовательной деятельности в период ознакомления с народной игрушкой в семье рекомендуется проведение следующих занятий с детьми:
- разбирание и собирание матрешек;
- посещение краеведческого музея, выставок народного быта;
- домашнее чтение по ознакомлению детей с устным народным творчеством (песни, потешки);
- организовывать ознакомление детей с народным творчеством на примере народных игрушек (матрешек, неваляшек);
- организовать прогулки вместе с детьми в парк, при этом обращать внимания на старинные деревянные домики, скульптуры.
Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребёнка важное место. Благодаря народной игрушки дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение народной игрушки в воспитании детей"
Значение народной игрушки в воспитании детей...
Консультация для родителей " Значение режима дня в воспитании детей"
Консультация адресована родителям детей дошкольного возраста, знакомит родителей с основными компонентами режима дня ребенка....
Консультация для родителей : «Значение народного искусства в воспитании детей»
Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству....
Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольника"
Помочь родителям объяснить, что игрушка для ребенка -не просто забава,а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир....
Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольника".
Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев)....
Консультация для родителей "Роль народной игрушки в воспитании дошкольников".
Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости, с помощью которой старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Обращение к наро...
Консультация для родителей «Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста»...