«Развитие познавательных интересов через исследовательскую деятельность»
учебно-методический материал

План по самообразованию на 2021-2024гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2021_god.docx56.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

План по самообразованию

на 2021-2024гг.

Тема: «Развитие познавательных интересов через исследовательскую деятельность»

Денисова Мария Петровна,

воспитатель 1 квалификационной категории

2021 г.

Данная программа обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных, как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

В основе данной познавательно-экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Данная рабочая программа составлена на основе программы:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса
  2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Елочка» - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Цель: сформировать у дошкольников интерес к познавательно – исследовательской деятельности, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи:

образовательные:

формировать:

  • умение детей видеть и выделять проблему эксперимента;
  • умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
  • умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • умение детей устанавливать причинно-следственные связи;

знакомить:

  • с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.);
  • с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

развивающие:

развивать:

  • познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • интерес к поисковой деятельности;
  • личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
  • представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

воспитательные:

воспитывать:

  • самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;
  • умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
  • умение организовать свое рабочее место, убирать за собой;
  • бережное отношение к природе;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

В основу положены принципы:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип природосообразности;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип интеграции;
  • принцип научности;
  • принцип доступности;
  • принцип развивающего эффекта содержания;
  • принцип системности.

Планируемые результаты:

Ребенок может:

  • увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;
  • проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
  • грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
  • принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе:

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Программа включает в себя 3 блока:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.;

#1063;еловек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью; –реализация программы в формах специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Метод наблюдения

Игровой метод

  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

  • опыт, эксперимент

Из словесных методов использовали следующие:

  • рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

  • художественное слово;
  • загадки;
  • напоминание о последовательности работы;
  • совет;
  • беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные средства и формы работы:

-Компьютер

-мультимедийный проектор

-фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

-фронтальные;

-групповые;

-индивидуальные.

Примерный перспективный план работы на 2021-2024 учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 2 – 6 лет

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего возраста:

  • воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха;
  • развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность;
  • показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми младшей группы

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Воздух повсюду»

  • дать понятие о воздухе,
  • познакомить с некоторыми свойствами воздуха.

Проблемная ситуация «Что в пакете?»

Наблюдение за листочками на деревьях.

Наблюдение за летающими предметами.

Игра «Бумажный вихрь».

Октябрь

«Солнышко лучистое»

  • дать представление о том, что солнце излучает тепло,
  • развитие сенсорных ощущений (тепло-холодно).

Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»,

Игровое упражнение «Спрячемся в тени»,

Рисование «Солнышко»,

Проблемная ситуация «Куколке холодно».

Ноябрь

«Водичка, водичка…»

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, льётся и др.),

«Водичка, водичка умой моё личико»

Проведение опыта «Я тебя вижу»

Игра «Весёлые кораблики»

Проблемная ситуация «Куколка заболела»

Декабрь

«Проказы зимушки-зимы»

  • продолжать знакомить со свойствами воды,
  • показать, как вода меняет цвет.

Беседа «Где же водичка»

Опыт «Согреем снежинку»

«Цветные льдинки»

Игра «Спрячь игрушку»

Рисование «Белый снег пушистый»

Январь

«Бумага, ее качества и свойства»

  • научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,
  • познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

Проблемная ситуация «Что шуршит?»

«Такая разная бумага»

Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

Игра в «снежки» (из бумаги).

Февраль

«Снег-снежок»

  • познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;
  • развивать наблюдательность.

«Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

Март

«Мой организм»

  • познакомить детей с организмом человека;
  • развивать желание узнать что-то новое.

«Для чего нужны глаза»

«Руки помощники»

Наблюдение за работой дворника. Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Апрель

«Расти, расти, росток»

  • дать понятие живых объектов,
  • подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

«Веточка тополя встречает весну»

Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»

Уход за комнатными цветами.

Май

«Песок и его свойства»

  • познакомить со свойствами сухого и влажного песка,
  • развивать умение играть с песком.

Чтение сказки «Маша и медведь»

Проблемная ситуация «Как помочь Маше?»

Индивидуальные беседы «Вы любите, ребята, пересыпать песок?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы (4-5 лет):

  • воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям;
  • расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины;
  • развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей;
  • систематизировать элементарные экологические представления детей через взаимосвязь с другими видами деятельности.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми средней группы (4-5 лет)

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

  • продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;
  • дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

Октябрь

«Воздух»

  • продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;
  • обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

Ноябрь

«Свойства материалов (дерево)»

  • Познакомить детей с изделиями из дерева;
  • Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

Декабрь

Вода

  • дать детям представление о плавучести предметов;
  • дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

Январь

«Может ли вода быть твёрдой?»

  • выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  • определить, что лед тает от тепла;
  • принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

Февраль

«Фокусы с магнитом»

  • познакомить детей с магнитом;
  • выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

Март

Камни

  • изучаем свойства камней;

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

Апрель

«Волшебное стекло»

  • познакомить детей с понятием «отражение»
  • познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

  • познакомить с источниками света - природными и искусственными.
  • познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);
  • установить сходство тени и предмета;
  • познакомить с тенью в разное время суток.

Рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

Май

«Приборы - помощники»

  • познакомить детей с увеличительными стёклами
  • растения - насекомые

Проблемная ситуация «Как его увидеть?»

«Большие насекомые»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет):

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшей группы(5-6 лет)

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Приключения песчинки»

  • продолжать знакомить детей со свойствами песка;
  • развивать познавательный интерес.

«Удивительная глина»

  • познакомить детей со свойствами глины
  • сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

Октябрь

«Удивительные звуки»

  • формировать представления о характеристиках звука;
  • учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

  • Дать представления об источниках загрязнения воздуха;
  • формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Беседа «Чистый воздух». Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Ноябрь

«Вода-волшебница»

  • Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Продолжать ознакомство со свойствами воды

«Мир камня»

Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды» «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

Декабрь

«Превращения капельки»

  • дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

  • познакомить детей с измерительными приборами;
  • учить самостоятельно выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

Январь

«Я - человек»

  • Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир,
  • значении каждого органа в жизни человека.

Эксперименты: «Модная прическа» «Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Проблемная ситуация «Как помочь повару?»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда».

Февраль

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

  • Познакомить детей с понятием магнит.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Март

«Чудеса растений»

  • Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.
  • Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух». «Уход за растениями». «Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

Апрель

«Земля наш общий дом»

  • формировать представления о планете Земля;

«Почва»

  • Обогатить знания детей о свойствах почвы.
  • Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Литература

#1053;.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет.---М.:Мозаика-Синтез, ;80с.

2. Е.В.Лыскова «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 128с.

3. О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под редакцией О.В.Дыбиной.-м.:ТЦ Сфера, 2009, __64с. —( Программы ДОУ).

4. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 128С. ( Ребенок в мире поиска).

5. О.В.Дыбина Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., дополн. и испр., -- М.:ТЦ Сфера, 128С. ( Ребенок в мире поиска).

6. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., -- М.:ТЦ Сфера, 128С. ( Ребенок в мире поиска).

7. О.В.Дыбина Приобщение к миру взрослых: Игры – занятия по кулинарии для детей / Под редакцией О.В.Дыбиной.-М..: ТЦ Сфера, 128С. ( Ребенок в мире поиска).

8. О.В.Дыбина Творим, изменяем, преобразуем: Игры – занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 128С. ( Ребенок в мире поиска).

9. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.—СПб.: Речь, 2013. --- 64С., илл.

#1056;абочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор – составитель Н.Н.Гладышева ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --216с.

#1050;омплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор – составитель Н.Н.Гладышева ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --292с.

План самообразования на 2021-2022 гг.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Консультация для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Ноябрь

Создание предметно-развивающей среды и опытно-исследовательской деятельности в ДОУ для детей 3-4 год.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини- лабораторий с объектами неживой природы;

Перспективное планирование для работы с детьми 3-4 года.

Консультация для родителей

«Организация проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет

Декабрь

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Январь

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Март

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов, их использование на занятиях.

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

«Что? Зачем? Почему?»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Анкета для родителей «Развитие познавательного интереса в исследовательской деятельности детей

Цель: выявить отношение родителей (законных представителей) воспитанников  к вопросу организации познавательно-исследовательской  деятельности в дошкольном образовательном учреждении....

Презентация по самообразованию "Развитие познавательного интереса через изобразительную деятельность"

Дошкольный возраст - это наиболее  благоприятный  период накопления и усвоения индивидуального, социального опыта, знаний и умений. Особое место в этом процессе принадлежит - изобразительной...

Анкета для родителей «Развитие познавательного интереса в исследовательской деятельности детей»

Анкета для родителей«Развитие познавательного интереса в исследовательской  деятельности детей»...