Воспитываем патриотов
статья
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Воспитываем патриотов».
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:
- Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя;
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям;
- Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к родителям и семье, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Мама и папа – самые дорогие и близкие люди. Огромную работу проводим с детьми и родителями к «Дню матери», к «Международному Дню 8 марта», к «Дню защитника Отечества», к «Дню пожилого человека», к «Дню защиты детей», к «Дню отца». Вместе с детьми и родителями изготавливаем подарки и открытки, организовали выставки рисунков – «Цветы для мамы», «Мама, мамочка, мамуля», «8 марта день чудес», «Разделочные доски для мамы», «Лучше папы друга нету», «Мой папа самый лучший!», «Защитник мой горжусь тобой», организовали фото выставки – «Моя мама – Солнышко», «Мамина улыбка», «Моя мама», «Мамины помощники», «Моя мама, самая красивая!», «Умелые руки мамочки. Мамины помощники», «Поздравление папами мам с праздником «8 марта», «Защитники Отечества», «Мой папа – лучше всех!», «Мой дом – моя семья», «Моя семья», «Мой питомец», «Бабушка, дедушка и я лучшие друзья!», организовали выставки – «Ярмарка талантов – у мамы руки золотые», «Чудо с грядки», участвовали в конкурсах – «Открытка маме», «8 марта день чудес», «Мой папа самый лучший!», участвовали во флешмобах – «Урожай», «Улыбка», «Объятия» и так далее. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. Участвуем с детьми в народных праздниках: «День знаний», «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки», «Сагаалган», «Пасха», «Праздник весны и труда». В процессе работы над праздниками дети много узнают об обычаях и традициях своего региона и страны.
Организуя праздники на героико-патриотическую тематику, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по-настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно-дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры-драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшего возраста всегда демонстрируют свои «артистические» способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театрализованной деятельностью я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремление к самостоятельности, творческой активности, стремление побороть скованность, напряженность, неуверенность.
Очень большая работа проводится к «Дню Победы». Вместе с детьми и родителями изготавливаем подарки и открытки, организовали выставки рисунков – «9 Мая», «Сила России наш народ», участвовали в конкурсах – «Победный Май», «Сила России наш народ». Провожу занятия в рамках проектной деятельности «Проект «День Победы» 2020 г.», «Проект «Ликуй, Победная весна» 2021 г.». В группе вместе с детьми и родителями оформляем «Патриотический уголок». Дети бережно относятся к предметам, когда-то принадлежавшим их прадедушкам и родным. Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный празднованию 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне – «Через века, через года – помните!», конкурс «Мы наследники Победы». Каждый год чествуем ветеранов. В группе созданы уголки «Природа» и «Родной край», где представлены фотоальбомы различной тематики, игры экологической направленности и другое.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ. Для родителей подготовила и провела консультации.
Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать, как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.
В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:
- Изучение новинок методической литературы;
- Повышение квалификации педагога;
- Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.
Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.
Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Воспитываем патриотов"
Республика Башкортостанг. Стерлитамак 2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей "Воспитываем патриотов"Разработала: ...
Материал для родителей "Воспитываем патриотов"
Республика Башкортостан2012год г. Стерлитамак МБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей"Воспитываем ...
Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.
Любовь к Родине рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...
Методическая разработка по ОО "Познание" Окружающий мир. Воспитываем патриотов
методическая разработка по ознакомлению с окружающим. Необходимость прививать любовь детям к Родине с раннего детства....
Воспитываем патриота России
Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма - одна из актуальных задач на сегодняшний день. Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ РОДИНЫ"
Презентация о России, ВОВ....
«Воспитываю патриотов»
Авторская программа «Воспитываю патриотов» в соответствии с ФГТпо реализации социально-личностного направления...