Сказочная карта России
план-конспект занятия (старшая группа)
Дорогие гости! Наша страна богата разными традициями.
Например, Масленица – это древний славянский праздник, , который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Проходят народные гуляния с блинами и сожжением чучела, длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем.
Или, например, Пасха - древнейший и самый важный христианский праздник. На Пасху принято окрашивать яйца и печь куличи.
Еще одна традиция русского народа – это ремесла: например, гжель и хохлома. Больше нигде в мире вы не встретите ничего подобного.
Но есть, еще одна традиция – рассказывать сказки. Вы любите сказки? А сколько замечательных сказочных героев существует! Какой ваш любимый сказочный герой? Сказки бывают народные и авторские. Мы с ребятами приглашаем Вас в месте с нами отправиться в необычное сказочное путешествие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе «Путешествие по сказочной карте России»
Цель: формирование и систематизация представлений о своей родине, об областях и городах обширной России, их названиях.
Задачи:
-систематизировать знания детей о карте России через места рождения образов сказочных героев;
-создавать атмосферу творчества и эмоционального комфорта;
-обобщать знаний детей о сказках;
-стимулировать речемыслительную деятельность;
-развивать внимание, мышление, речь, память;
-воспитывать взаимопомощь при организации работы детей в коллективе;
-воспитывать самостоятельность и инициативность.
Дорогие гости! Наша страна богата разными традициями.
Например, Масленица – это древний славянский праздник, , который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Проходят народные гуляния с блинами и сожжением чучела, длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем.
Или, например, Пасха - древнейший и самый важный христианский праздник. На Пасху принято окрашивать яйца и печь куличи.
Еще одна традиция русского народа – это ремесла: например, гжель и хохлома. Больше нигде в мире вы не встретите ничего подобного.
Но есть, еще одна традиция – рассказывать сказки. Вы любите сказки? А сколько замечательных сказочных героев существует! Какой ваш любимый сказочный герой? Сказки бывают народные и авторские. Мы с ребятами приглашаем Вас в месте с нами отправиться в необычное сказочное путешествие!
НОД
Дети заходят в группу
Воспитатель: Ребята, посмотрите! У нас в группе лежит коробка и висит карта. Интересно зачем нам все это? Давайте заглянем в нее! Ой! Здесь какие-то вещи. Посмотрите (перечисляет….) как Вы думаете карта, бинокль, рюкзак. Для чего все это нужно? Конечно, для путешествия! Давайте посмотрим на карту, Ребята эта наша страна! Кто знает ее название?................................ОТВЕТЫ
Посмотрите какая она огромная. Россия богата реками, лесами и городами! Ребята, вот на карте наш город, как он называется?...............ОТВЕТЫ
А как еще можно назвать город в котором ты родился, вырос? …….Малая родина!
Ну куда же мы отправимся в путешествие???
Может в коробке есть подсказка? Давайте посмотрим, здесь еще конверт, заглянем в него. Что это в нем лежит?Ребята посмотрите кто это? Они всем нам знакомы…..
ОТВЕТЫ…. Перечисляют! Как можно назвать одним словом всех этих персонажей из сказок??? ОТВЕТЫ……. Сказочные герои!
Так куда мы отправимся свами? ОТВЕТЫ !!! К сказочным героям
У всего на планете есть своя малая родина в которой кто родился или что то зародилось) Наше путешествие будет по тем, где придумали сказочных персонажей. Да у них тоже есть своя малая родина. Один веселый журналист Алексей Козловский придумал добрый проект – «Сказочная карта России», в котором собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок. Ребята посмотрите на карте отмечены города в которые мы с вами попадем! Готовы? Отправляемся! Ну что же , а полетим мы тоже на сказочном транспорте.
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр-самолёт)
1._____________________
Молодцы, отгадали, а вот и наш волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в первый Город. на нашем пути.
Мы летим над облаками,
А земля плывет под нами.
Город, море, сад и речка
И дама и человечки.
Можно на нем, куда хочешь добраться
Самое главное – крепко держаться.
Вот мы и прибыли в первый город Муром, он стоит на берегу Оки. Посмотрите лежат предметы как вы думаете кому они принадлежат? ( на столе предметы Кольчуга, шлем, меч) Ответы детей –Богатырю. Вот богатыри, имена которых известны всем с детства. Их изобразил на своём полотне художник Виктор Васнецов. Картина эта давно известна каждому Кто назовёт имена богатырей, изображённых на картине?
Ответы детей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
Мы с вами в городе Муроме, как вы думаете у какого богатыря мы с вами сейчас в гостях? (Ответы детей)
Посмотрите в городе Муром , что во Владимирской области, установлен бронзовый монумент богатырю. Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома. Илья Муромец – древнерусский (былинный) богатырь, он был народным героем-воином. Который защищал Русь. Кто знает ,что такое Русь? ( Ответы детей)
«Заморочки из мешочка»
Илья Муромец предлагает вам отгадать, какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:
- у Буратино? (золотой ключик)
- у Алладина? (волшебная лампа)
- у Золушки? (хрустальные туфельки)
- у мачехи Белоснежки? (волшебное зеркало)
- у Бабы-Яги? (метла)
-У Незнайки (шапка)
- У жар- Птицы (Перо)
-У Дюймовочки (скорлупа)
-У Айболита ( витамины)
- У кота (сапоги)
Возвращаем Илью Муромца на родину. Прикрепить на карту изображение Ильи Муромца.
2.____________________________
А мы с вами продолжаем наше путешествие. Занимаем места на ковре самолете.
Мы готовы. Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных детей!
Воспитатель: мы прилетаем в поселок Ермаково, который находится в Ярославской области.
А вот к какому сказочному герою мы прилетели в гости. Угадайте.
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть …
(Курочка ряба)
Мы прилетели на родину Курочки рябы. В этом поселке люди занимаются выращиванием птицы и производством яиц. Эта птицефабрика называется «Волжанин». Здесь и был в свое время открыт музей, посвященный курочке Рябе. Музей этот является местом, где поселились Рябы из разных материалов.
Летом жители поселка устраивают праздник с ряжеными, изображающими курочку Рябу.
« Геометрический узор»
Курочка ряба предлагает нам украсить яички геометрическим узором! Выполним ее задание? Проходите к столу. Начинаем. Молодцы!
Возвращаем Курочку Рябу на родину. . Прикрепить на карту изображение Курочки Рябы.
3. _______________________
Воспитатель: Ребята в Ярославской области живет еще один сказочный герой. Нам нужно перелететь в другой поселок.
Занимаем места на ковре самолете.
Мы готовы. Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных детей!
Воспитатель: Ребята отгадайте к какому герою мы прилетели.
Горб, лохмотья, нос крючком,
Мчится в ступе с помелом
Над дремучими лесами
В избу с курьими ногами.
Там одна живёт века
Злая, вредная …
(Яга)
Бабу-Ягу поселили в селе Кукобой (это совсем близко с городом Ярославль). Построили там Избушку для Яги. Ходит легенда, что Яга проживала раньше в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее.
Баба-яга приготовила для нас задание, есть у нее помощник один! Давайте угадаем. Для этого нам нужно составить слова из букв которые в корзинке. КОТ
- Сколько букв в этом слове? Дети:3
- А звуков? Дети: 3
- Давайте составим схему звуков этого слова.
Первый звук какой? «К» каким кружочком его обозначим? ( Синим! Согласный , твердый)
Воспитатель:Второй звук? «О» каким цветом обозначим? (Красным, гласный)
Воспитатель:Третий звук? «Т» каким цветом обозначим? (Синий, согласный, твердый)
Есть мягкие согласные в этом слове? (нет)
Это слово длинное или короткое? (короткое) Молодцы! Справились! Баба-Яга такая веселая старушка, давайте поиграем с ней!
"Бабушка Яга"
В темном лесу есть избушка (дети шагают).
Стоит задом наперед (поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем).
Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки),
Нос крючком, глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят (руки вверх)
Молодцы. Возвращаем Бабу-Ягу на родину. . Прикрепить на карту изображение бабы -Яги.
4._______________________________
Занимаем места на ковре самолете. Продолжаем наше путешествие. И следующая наша остановка город Тверь. Старинный город Старица
Мы готовы. Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных детей!
Воспитатель: Мы прилетели в старинный городок Старица.
Давайте угадаем кто здесь проживает из героев сказки.
Злой и страшный на лицо,
Смерть запрятал он в яйцо,
В Царстве золотых вещей
Кто живет? - Живет...(Кощей)
Город Старица, Тверской области, это Родина Кощея бессмертного. Есть легенда ,как однажды старицкий кузнец повстречал в пещерах чудище с горящими глазами. «Именно таким предстаёт в русских сказках Кощей Бессмертный» в Этом старинном городке есть огромная пещера, из которой хотят сделать музей Кощея- Бессмертного.
Кощей- бессмертный приготовила для нас задание.
«Сундук с сокровищами»
Нужно нарисовать в сундуках столько золотых монет, сколько обозначено цифрами.
Молодцы. Справились.
Возвращаем Кощея-Бессмертного на родину. . Прикрепить на карту изображение Кощея-Бессмертного.
5._____________________________
А мы с вами продолжаем наше путешествие. И летим в следующий город на карте –это Ульяновск. Занимаем места на ковре самолете.
Мы готовы. Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных детей!
Давайте угадаем кто здесь проживает из героев сказки.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (КОЛОБОК).
В Ульяновске есть памятник Колобку. Это шутливая копия сказочного героя, сидящего на высоком камне
Недалеко от Ульяновска, около села Новая Беденьга, открылась Усадьба Колобка. Музей Колобка огорожен заборчиком и приветствует всех красивой вывеской. Здесь учат печь «колобков» по старинному рецепту и проводят мастер-классы по народным ремеслам.
Колобок приготовила для нас задание. (ИКТ –игра «Лабиринт-Колобок» )
Молодцы. Справились. Возвращаем Колобка на родину. . Прикрепить на карту изображение Колобка.
А нам, ребята, пора возвращаться на нашу малую Родину, в Город Нижний Новгород. А к следующим сказочным героям , мы слетаем в следующий раз.
Занимаем места на ковре самолете.
Мы готовы. Ковер-самолет, лети поскорей!
Не задерживай добрых и умных детей!
Вот мы и дома. Понравилось , ребята , путешествовать по сказочным местам нашей России. Таких мест еще очень много, мы продолжим знакомиться с малой Родиной других сказочных героев, и составлять карту.( Ответы детей). Давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочная карта России.
Путешествие по «Сказочной карте России».Накануне Международного дня сказок – 6 июня 2011 года, в день рождения А.С. Пушкина, состоялась презентация проекта – «Сказочная карта России». В основе этого п...
Путешествие с Колобком по сказочной карте России
Развлечение для дошкольников ко дню России...
Сказочная карта России
Путешествовать можно и верткуально. Я вам предлагаю посмотреть презентацию необычных мест России. С ее помощью можно выбрать, со своим ребенком, маршрут путешествия или место путешествия по сказочным ...
Игра-квест «Сказочная карта России»
Развитие речи в средней группе. Игра-квест «Сказочная карта России»Цель: Активизировать пассивный словарь детей в процессе игры, формировать умения аргументировать свои высказывания, строи...
Путешествие по сказочной карте России.
Сценарный план "Путешествие по сказочной карте России"....
Игра-квест «Сказочная карта России»
Активизировать пассивный словарь детей в процессе игры, формировать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.Закреплять умение детей вести диалог. Продолжать закрепля...
Сценарий досуга для подготовительной группы «Путешествие по сказочной карте России»
Воспитание коммуникативных качеств личности;Развитие познавательных интересов;Развитие интеллектуального творчества;Воспитание дружбы и отзывчивости....