Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №19»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»
Подготовили:
Воспитатели МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад №19 «Парус»
Падарян Татьяна Анатольевна
Фот Татьяна Петровна
Омарова Наталья Николаевна
Краснодар, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Актуальность
- Цели и задачи
- Классификация игр
- Методические рекомендации педагогам
- Список использованной литературы
- Приложение №1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г.Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №19»
«Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»
Воспитатели МАДОУ МО г.Краснодар
детский сад №19
Падарян Татьяна Анатольевна
Фот Татьяна Петровна
Омарова Наталья Николаевна
2024 год
Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа.
Гюго В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»
Пояснительная записка
Систематические занятия спортом должны стать нормой жизни для 93 миллионов россиян к 2030 году. Об этом заявил президент Владимир Путин, выступая с трибуны XI Международного форума «Россия - спортивная держава».
На наш взгляд воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из приоритетных задач современного общества. Здоровье человека является высшей ценностью, важным достоянием государства, оно — залог жизнестойкости и прогресса.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физического развития. Для дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, что обеспечит в дальнейшем нормальное развитие здорового организма, снизит возникновение многих заболеваний. Большое значение, на наш взгляд, отводится формированию у дошкольников двигательных качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость.
Огромный темп современной жизни требует от человека проявления этих физических качеств.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования гармоничной личности. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны.
Актуальность
В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и перед дошкольными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, малоподвижный образ жизни.
Цели и задачи
Целью физического развития дошкольников является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи:
- особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Образовательные задачи:
- предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко.
Воспитательные задачи:
-воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определённые правила. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию в комплексе таких физических качеств, как
• быстрота;
• сила;
• выносливость;
• гибкость.
Через подвижные игры нами достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.
На наш взгляд целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка.
- Игры классифицируются по следующим признакам:
- анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей, или с общим воздействием;
- на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях;
- На подвижные, полу подвижные и малоподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики.
Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы:
- 1 группа — с незначительной нагрузкой;
- II группа — с умеренной нагрузкой;
- III группа — с тонизирующей нагрузкой;
- IV группа — с тренирующей нагрузкой.
Подвижные игры можно также разделить на сюжетные и игры со спортивными элементами.
В нашей методразработке в практической части предлагается подборка наиболее активных игр со спортивными элементами и спортивным инвентарем (мячом, скакалкой).
Методические рекомендации воспитателям и педагогам
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр, мы считаем, является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка. Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
Подвижные игры необходимо подбирать, учитывая возраст детей, по степени подвижности ребенка в игре:
-игры большой подвижности;
-игры средней подвижности;
-игры малой подвижности.
Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на самостоятельные виды:
Сюжетные и бессюжетные подвижные игры –это игры с определенным сюжетом и установленными правилами, поэтому творческие действия играющих, зависят от выполняемой роли. Правила творческих ролевых подвижных игр регулируют поведение детей в игре, уточняют ход самой игры. Другие игры не имеют зафиксированного сюжета.
Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.
Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.
Очень важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Мы варьируем способы организации игр в зависимости от их структуры, характера и места проведения. Продумываем способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Ознакомление детей с новой игрой нами проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.
Мы считаем, что обязательность выполнения правил подвижной игры дисциплинирует детей, воспитывает волю. Необходимость самостоятельного выбора способа действия для достижения игровой цели стимулирует проявление самостоятельности, инициативы и других качеств личности.
В подвижных играх у нас имеется широкая возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает содержание игры, ее правила, дети узнают значения новых слов. Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения. В подвижных играх происходит разностороннее физическое развитие ребенка, поэтому игры систематизируют по видам основных движений:
- с ходьбой и бегом
- с ползанием и лазанием
- с подпрыгиванием и прыжками
- с бросанием (метанием) и ловлей
- игры на ориентировку в пространстве.
С учетом всех требований мы рекомендуем вам несколько разработанных нами игр (Приложение 1)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: методическое пособие для педагогов ДОУ. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: методическое пособие – М.: АРКТИ, 2004.
- chitai-gorod.ru›Физическое-развитие...
Приложение 1
Игры со спортивными элементами.
Игры с мячом
«Веселые кегли»
Цель игры: упражнять детей действовать по сигналу, учить детей выполнять
удары ногой по мячу.
Ход игры: игру проводим на площадке, на равном расстоянии друг от друга устанавливаются кегли. Их количество на каждой стороне равно числу игроков в 1-й команде. Команда, начинающая игру, первой строится на середине площадки (каждый игрок имеет мяч). По сигналу игроки одновременно выполняют удары по мячу ногами, стремясь сбить кегли, стоящие на одной из лицевых линий. Игроки 2-й команды ловят мячи и возвращают их играющим, которые устанавливают их и по сигналу вновь производят удары, но уже по кеглям, стоящим на другой лицевой линии. После этого команды меняем ролями. Побеждает команда, игроки которой сбили в игре больше кегль. Подводим итоги игры, учитывая ошибки, проводим игру еще раз.
«Отбери мячик»
Цель: Учить детей по сигналу воспитателя передавать мяч друг другу. Развивать умение играть в команде.
Ход игры Назначаем 2—3 водящих, которые занимают место в круге. Остальные игроки становятся за кругом. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу, стараясь, чтобы его не перехватили водящие. Воспитатель учитывает: сколько раз водящие успели перехватить мяч. По истечении условленного времени место водящих занимают новые игроки. Побеждают те водящие, которые сумели в установленное время перехватить большее число передач.
Подводим итоги, поздравляем победителей.
«Поединок»
Цель: Упражнять детей играть на ограниченном участке поля. Познакомиться с правилами игры в футбол.
Ход игры Делим детей на две команды на ограниченном участке поля. Воспитатель вводит мяч в игру. Соблюдаются правила игры в футбол. Противоположная команда стремится отнять мяч и дольше удержать его у себя. Воспитатель засекает время. Побеждает та, которая дольше продержала мяч в ходе игры.
Подводим итог, учитываем ошибки, повторяем игру 2-3 раза.
«Горошинки»
Цель: развивать умение детей действовать по команде воспитателя, быстро ориентироваться в пространстве.
Ход игры Дети разбегаются по площадке. Назначаем 2—3 водящих, которые ловят их. Игроки убегают от водящих, стараясь увернуться от них. Смена водящих проводится по сигналу воспитателя. Становимся в круг, подводим итог.
«Пустое место»
Цель: развивать двигательную активность детей, умение по сигналу менять направление движения.
Ход игры Выстраиваем детей в круг, руки — за спиной. Назначается водящий. По сигналу воспитателя он бежит за кругом и касается рук одного из игроков. Тот, которого коснулся водящий, делает ускорение по кругу в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Ребенок, не успевший занять освободившееся место, становится водящим, и игра продолжается. Можно рекомендовать сделать два круга, в зависимости от количества детей.
«Меткий стрелок»
Цель: упражнять в развитии меткости, умение действовать в команде.
Ход игры Воспитатель ставит кеглю. Ребёнок прокатывает мяч левой и правой ногами, стараясь попасть в кеглю удобным способом с расстояния 2—3 м. Можно организовать данную игру в виде эстафеты.
«Попади в цель»
Цель: развивать меткость. Воспитывать командный дух.
Ход игры Дети поочерёдно с расстояния 7—10 м стремятся попасть в круг диаметром 1—2 м, обозначенный на деревянном щите или стенке. Каждый выполняет по 3 удара правой и левой ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребёнок, сумевший сделать больше точных попаданий. Игру можно провести и как командную. В этом случае победительницей считается команда, игроки которой в сумме больше попаданий в цель.
«Мишка-косолапый»
Цель: развивать двигательную активность детей, умение играть с атрибутами.
Ход игры В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5—8 м от детей — флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конце колонны. Игра заканчивается, когда все «пингвины» выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребёнок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.
«Защити свой дом»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, двигаться врассыпную в разных направлениях, бегать одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры Все играющие с стоят с мячами, посередине в начерченном кругу стоит один ребенок. По сигналу воспитателя дети поочередно начинают бросать мяч. Задача игрока отбить как можно больше мячей, чтобы они не попали в домик(круг). Вместе с детьми подсчитываем сколько мячей попало в домик и подводим итог.
Делятся на несколько команд по 4—5 человек. В команде дети рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой колонной расставляют 5—6 булав на расстоянии 1—2 м одна от другой. Воспитатель называет номера (не по порядку). Вызванные дети начинают вести мяч, обводя первую булаву справа, вторую — слева и т. д., а последнюю обегают кругом и таким же образом возвращаются обратно. Выигрывает команда, уронившая меньше булав.
«Волки и овцы»
Цель: упражнять детей действовать по сигналу воспитателя, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала
Ход игры Воспитатель выбирает двух детей по желанию (волков). Все остальные игроки — овцы. Одна половина площадки — лес, другая — поле. Волки стоят в центре. Овцы свободно бродят по полю. По сигналу воспитателя: «Волки!», все бегут из поля в лес. Волки стараются поймать овец.
«Рыбак и рыбка»
Цель: развивать умение перепрыгивать через препятствие.
Ход игры Для игры нам понадобится одна скакалка и 5-7 участников. Дети образуют круг, внутри становится ведущий, который, вращаясь, крутит скакалку по земле, чтобы зацепить одного из участников. Остальные должны скакалку перепрыгнуть в нужный момент. Кто попался на крючок рыбака, выбывает из игры. Так происходит пока не останется один неуловимый победитель.
.
«Назови»
Цель: развивать память, быстроту реакции.
Ход игры для этого развлечения ребята могут использовать один инвентарь по очереди. Участник, выполняя прыжки, произносит фразу, например: «Я знаю 10 названий городов» и начинает перечислять их. Кто сбился – проиграл. Можно называть имена, фрукты, животные и так далее.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Цель:учить прыжкам на скакалке, развивать внимательность и ловкость.
Ход игры Лучше если играют минимум 5 участников. Ребенок, выходя, делает прыжок на скакалке и читать стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч». При этом каждый следующий участник должен выйти и повторить стишок. Чем сложнее будут движения, тем больше шансов, что соперник его не повторит. Кто сбился, тот выбывает. Победителем становится тот, кто прочитал весь стих и выполнил все прыжки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка передвижка "Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19131516","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media...
Консультация "Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников"
Рассмотрим классификацию подвижных игр и их значение...
Роль подвижной игры в физическом развитие дошкольников
Папка - передвижка "Роль подвижной игры в физическом развитие дошкольников"...
Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников
Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежд...
Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников
Папка передвижка!...
Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольника
Что такое подвижная игра. Классификаци подвижных игр по возрасту, по степени подвижноси ребенка в игре. Игры большой подвижности, игры малой подвижности. Сюжетные игры, игры забавы, игры с эллементами...