Проект "Выходи играть"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕМИЦВЕТИК» Г. КРАСНОСЛОБОДСКА
СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект "Выходи играть!"
Разработали: Е.П.Яковлева,тьютор
Н.С.Шалдохина, логопед
Е.С.Кучеренко, логопед
Краснослободск, 2023
Пояснительная записка
Краткое описание
Проект «Выходи играть!» направлен на развитие межпоколенческих отношений в семье именно в тех моментах, когда наши предки были ещё детьми. Важным моментом является переплетение как досуга старины, так и современности. Проект рассчитан на детей и взрослых, поэтому и работа будет построена с учетом возраста всех его участников.
Игра – не просто забава для детей, но и средство физического развития. В игре формируются уважительное отношение к культуре родной страны, патриотические чувства: любовь и преданность Родине.
Казалось бы, какая связь может быть между простыми детскими играми с историей и культурой народа? «Златые игры первых лет…», именно с них, считал Н. А. Добролюбов, начинается любовь к Родине. «В первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным, златым играм первых лет…»
Идеал физического совершенства – русские «чудо-богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. В былинах мы находим места, которые указывают на то, в какие игры тешились богатыри, развивая в них силу, меткость, ловкость, скорость, внимание и др.
Многие народные игры физически и психологически подготавливают к защите Родины. Великий русский полководец А. В. Суворов писал: … «игра в «городки» развивает глазомер, быстроту, натиск. Биту мечу – это глазомер, биту бью – это быстрота, биту выбиваю – это натиск». Психологический настрой на победу, уверенность в победе воспитываются в командных играх. Побеждает более дисциплинированная, организованная команда.
Неотъемлемой частью народных игр являются жеребьёвка и считалка, благодаря которым происходит не только справедливое деление ролей в игре, игроков на команды, но и развитие речевых навыков. А первые диалоги с мамой способствуют эмоциональному и тактильному сближению детей и взрослых, и полноценному развитию ребенка.
Большое значение в народных играх имеет песенно-музыкальная сторона. Песни встречаются не только в хороводах, но и в подвижных играх, играх на внимание и др. М. Горький писал, что ребёнок «…познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре игрой. Он играет и словом и в слова, именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
Ядро познавательных игр составляют загадки, пословицы, скороговорки. В них народная мудрость, красота слова, образность речи.
Говоря о значении игры в народной педагогике, нельзя не сказать о том, что игра являлась на протяжении веков естественным психотерапевтическим средством в воспитании подрастающего поколения.
Забывая игры, народная культура постепенно теряет одну из замечательных и своеобразных своих частей. А значит, беднее становится наша жизнь.
Совместные игры взрослых и детей оказывают положительное воздействие на всех участников игрового процесса. И как результат родителям легче удается установить доверительные отношение со своим ребенком. А у детей создается положительный образ семьи, который будет примером для них в будущем. Ценность игровой педагогики заключается еще и в том, что родители получают возможность опосредованно влиять на своего ребенка и корректировать его поведение.
В рамках реализации проекта с целью вовлечения всего педагогического коллектива, родительского сообщества и детей разновозрастных групп планируется провести следующую работу: каждая группа изучает, осваивает и составляет картотеку игр одного из направлений с учетом возрастных особенностей детей:
- младшие группы знакомятся с потешками, прибаутками, пальчиковыми играми;
- средние группы исследуют игры нескольких поколений своей семьи;
- старшая группа изучает народные игры, которые физически и психологически подготавливают детей к защите Родины.
- подготовительная группа занимается изучением героев былин. Находят в них места, которые указывают на то, в какие игры тешились богатыри, как развивали свою силу, меткость, ловкость, скорость, внимание.
- учителя-логопеды изучают значение загадок, считалок, устного народного творчества, фольклора на полноценное развитие речи ребенка;
- музыкальный руководитель знакомит детей с хороводами и др. песенно-музыкальными играми;
- инструктор по физической культуре знакомит с разнообразием подвижных игр, в которые играют всей семьей.
Финалом проекта будет проведение фестиваля «Выходи играть!», участниками которого будут дети, их родители и коллектив детского сада.
Анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами.
Семья всегда была и остается первым посредником между ребёнком и окружающим миром, а в младенчестве – мама и папа и есть мир. Чуть позже в эту систему встраивается детский сад. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра занимает важное место в его жизни, именно поэтому так важно воссоздание игровых традиций, ведь своими корнями они уходят в древнейшие слои социокультурной истории и являются общечеловеческим культурным достоянием.
В русской народной педагогике на протяжении многовековой практики подготовки подрастающего поколения к жизни была выработана целая система народных игр, которая веками являлась одним из основных факторов всестороннего воспитания человека.
Большое значение народной игре придавали выдающиеся советские педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский.
Разработанная народом система игр учитывала природно-климатические особенности времен года, в зависимости от чего выбиралось место для игр, строилась их интенсивность.
Преимущество народных игр – их массовость, комплексное воздействие на развитие физических качеств и двигательных навыков детей. Народные подвижные игры включают все основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, метание), развивают физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость), совершенствуют возможности взрослого и детского организма.
Эти игры просты и доступны, подходят и детям, и взрослым. Не требуется дорогостоящего инвентаря, площадок со специальным покрытием, особой физической подготовки.
К сожалению, в последние годы народные игры не популярны, а некоторые вообще несправедливо забыты. Не знают народных игр не только дети и их родители, но и педагоги, а главным развлечением как для родителей, так и для детей становятся интернет, гаджеты, различные компьютерные игры. Родители оправдываются нехваткой времени, и замещают реальное общение и активный отдых просмотром телевидения или общением в социальных сетях, что приводят к конфликтам и разрушению семейных взаимоотношений.
Конечно, несправедливым будет заявление, что народные игры совсем исключены из воспитательного процесса. Отдельные игры и забавы используются в организации досуга, но, как правило, это одни и те же игры на разных мероприятиях и их выбор скуден. Новым является системный подход к изучению игрового наследия, а принимают участие в нём не только педагоги, но и семьи воспитанников. Родители не просто знакомятся с разными играми, а изучают возрастные особенности своих детей и учатся их учитывать сначала в игре, а затем и бытовом общении, что значительно снижает уровень конфликтности в семьях.
Цель и задачи проекта
Цель – Изучение истории страны, семьи на эмоционально положительной основе через призму народных и нравственно-патриотических игр, обучение ценным жизненным навыкам играя.
Задачи:
- Установление доверительных отношений родителей со своим ребенком.
- Организация мероприятий, направленных на изучение и освоение народных и нравственно-патриотических игр.
- Кооперация усилий педагогов и родителей с целью создания картотеки игр.
- Организация фестиваля «Выходи играть!».
Указание сферы применения, функционального назначения
Эти игры просты и доступны, подходят и детям, и взрослым. Не требуется дорогостоящего инвентаря, площадок со специальным покрытием, особой физической подготовки. Их можно использовать во время досуга, в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной и художественной деятельности детей.
Выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы
Проект направлен на решение проблемы «разры́ва поколе́ний» («проблема отцов и детей») — социологического феномена, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего («родителей»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чужой культуры, интересов, взглядов и мировоззрений. Но всегда есть то, что всех объединяет – «все мы родом из детства». А что больше всего любят делать дети? Конечно играть!
Деятельность проекта "Выходи играть!" направлена на вовлечение детей, их семей и педагогов в творческие занятия и игры, которыми увлекались предыдущие поколения (бабушки, дедушки, родители), а также в современные игры, которые актуальные для сегодняшнего поколения.
Целевая аудитория
Проект рассчитан на воспитанников детского сада в возрасте 2 -8 лет и их семьи.
География проекта
Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск.
Место проведения: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад Семицветик г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области, пер. Дачный 50/10.
Содержательная часть
Содержание (организационный, основной и итоговый периоды)
Этапы реализации проекта.
1.Организационный этап:
- Формирование рабочей группы участников проекта.
- Формулирование проблемы, определение путей её решения.
- Знакомство родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в МДОУ ДС «Семицветик» г. Краснослободска, объяснение его важности.
- Изучение методической литературы, подбор материала, игр по данной теме.
2. Основной этап:
- Анкетирование семей воспитанников, опрос-беседа, семейная игра, снятая на видео;
- Тематические родительские собрания, консультации, мастер-классы для родителей;
- Ознакомление детей с народными и нравственно-патриотическими играми:
- знакомство с правилами игр;
- проведение игр; - Изготовление атрибутов.
3. Заключительный (итоговый) этап:
- Создание картотеки игр с заполнением паспорта игры;
- Фестиваль «Выходи играть!»;
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещении и на улице.
Механизм реализации проекта (план-сетка)
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок реализации проекта по месяцам (9 мес.) | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
Организационный | ||||||||||
1. | Формирование рабочей группы участников проекта. | + | ||||||||
2. | Знакомство родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в ДОУ, объяснение его важности. | + | ||||||||
3. | Изучение методической литературы, подбор материала, игр по данной теме. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Основной | ||||||||||
1. |
| + | + | |||||||
2. | Тематические родительские собрания: «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» | + | + | + | ||||||
3. | Мастер-классы для родителей: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - «Русские народные хороводные игры» | + | + | + | ||||||
4. | Сюжетно-ролевые игры: «Назад в прошлое», «Богатыри» и др. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5. | Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Да – нет»; «Подбери слова», «Назови и объясни» и др. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6. | Театрализованные игры: «Битва Ильи Муромца и Соловья- разбойника» | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. | Подвижные игры: «Меткий стрелок», «Сбей богатыря с коня», «Забрось палицу в логово Соловья- разбойника», «Перетяни богатыря» и др. | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8. | Работа с пословицами, потешками, загадками составление загадок | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10. | Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года» совместно с родителями | + | + | + | ||||||
11. | Музыкальные развлечения: - «Здравствуй осень», - «День жаворонков 22 марта» и др. | + | + | + | ||||||
12. | Знакомство: - со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (гусли, балалайка, рубель, баян, рожок и т. д.; - с русскими народными песнями разных жанров; - календарными, трудовыми, обрядовыми, лирическими, хороводными. | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Итоговый | ||||||||||
1. | Семейная игра, снятая на видео. | + | + | |||||||
2. | Создание картотеки игр с заполнением паспорта игры. | + | + | |||||||
3. | Фестиваль «Выходи играть!» | + |
Принципы реализации проекта
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и др. нормативными документами.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности и взаимного уважения.
Принцип активности предполагает максимальную включённость участников в работу по проекту.
Принцип целостности предполагает создание сбалансированного образовательного пространства, все компоненты процесса обучения должны быть взаимосвязаны.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности.
Необходимые условия реализации проекта (кадровое, методическое, нормативно-правовое обеспечение)
Для осуществления проекта «Выходи играть!» привлекаются воспитатели и специалисты МДОУ «Семицветик» г. Краснослободска. Они организуют условия, при которых дети и родители осваивают образовательное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляют индивидуальное и групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса; выстраивают работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Для реализации проекта необходимы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютер, дидактические материалы.
Используемая литература:
- Буренина А. И. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
- Т. Суворова «Танцевальная ритмика»
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
- Каплунова И., Новоскольцева И. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
- Науменко Г. М. «Фольклорный праздник» -М. 2000г.
- Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду /М. Ю. Картушина. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Кенеман А.В., Детские подвижные игры народов СССР – М.: Просвещение,1989.
- Методические рекомендации по использованию народных игр в организации досуга населения. – Иркутск, 1989.
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. –2011 .–№9.–С. 16-22.
- Карпухина Н. А. «Педагогика нового времени».
- Киселева Л. С., Данилина Т. Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
Возможность сотрудничества с др. учреждениями и ведомствами:
- Администрация городского поселения город Краснослободск;
- Краснослободский филиал МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского района;
- ГКДЦ «ОСТРОВ»;
- Краснослободская городская библиотека;
- Музей Боевой и Трудовой Славы на базе ГБПОУ «ВТВТ им. адмирала флота Н.Д.Сергеева».
Предполагаемые количественные и качественные результаты
Итогом проекта станет:
- создание картотеки народных игр разной направленности, что позволит ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию;
- транслирование проекта «Выходи играть!» через педагогические методобъединения, семинары разного уровня;
- публикаци в СМИ, на сайте ДОУ и периодическом педагогическом издании;
- проведение фестиваля «Выходи играть!» что позволит сформировать у детей любовь к совместному досугу и привить традиционные ценности подрастающему поколению;
- оформление опыта работы в методическом сборнике материалов проекта.
К участию в проекте планируется привлечь более 200 человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...