ИОМ ОНР
рабочая программа
Предварительный просмотр:
- СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- Ф.И.О. воспитанника:
- Дата рождения:
- Адрес:
- Ф.И.О. родителей/ законных представителей:
- Статус ребёнка с ОВЗ установлен ТПМПК
Заключение: По результатам комплексного ТПМП обследования подтверждается статус «Обучающийся с ОВЗ» и нуждается в созданий развития и социальной адаптации.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИОМ
Цель индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ): подготовить ребенка ОНР к активной речевой деятельности, его позитивной социализации, личностному развитию, путем осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Задачи
- cоздать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОНР в ДОО;
- проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении АОП ДО;
- разрабатывать коррекционно-развивающие мероприятия, с учётом динамики и особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния.
- оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
- ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ
| 5. Музыкальный руководитель |
|
|
| 7. Медработник |
|
- СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Специалист | Сферы воздействия |
Учитель-логопед | Развитие речи, постановка звуков, лексика, грамматика, фонематические процессы, связная речь |
Педагог-психолог | ВПФ, адаптация, социализация, эмоциональное состояние |
Воспитатели | Закрепляет приобретенные знания, умения и навык в режимных моментах, НОД, прогулке. |
Музыкальный руководитель | Развивает звуковую культуру речи: интонацию, ритмично-мелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса |
Инструктор ФИЗО | Развивает координацию движений, общую и мелкую моторику, закрепляет речевые навыки, путем специальных игр и упражнений. Формирует психомоторные функции. |
Младший воспитатель | Навыки самообслуживания: умение держать ложку правильно, одеваться и раздеваться, быть аккуратным и опрятным, самостоятельно умываться и пользоваться полотенцем. |
Медработник | Консультирование родителей: по поводу необходимости выполнением рекомендаций врача, соблюдения режима дня, витаминизация ребенка, разнообразного питания, вакцинации, закаливания. |
- ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Специалист | Индивидуальная работа | Подгрупповые занятия |
1. | Педагог – психолог | 1 раз в неделю | |
2. | Учитель-логопед | 2 раза в неделю | 4 раза в неделю |
3. | Музыкальный руководитель | - | 2 раза в неделю |
4. | Инструктором по физическому развитию | - | 3 раза в неделю |
6 | Воспитатели | ежедневно | ежедневно |
Коррекционная работа на подгрупповых занятиях отображена с воспитателями – «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы. Индивидуальная коррекционная работа учителя-логопеда отображена в «Плане коррекционной работы для ребенка с ОНР».
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ДЛЯ РЕБЕНКА С ОНР
Развитие подвижности артикуляцион-ного аппарата и мимической мускулатуры. | - развивать подвижность органов артикуляции (мышц языка, губ, мягкого неба, щек, мимической мускулатуры); - упражнять в переключаемости артикуляционных поз; -увеличивать амплитуду артикуляционных движений. |
Развитие мелкой моторики. | - развивать и совершенствовать мелкую моторику кистей и пальцев рук с помощью рисования, раскраски, обведения, лепки и специальных упражнений. |
Развитие фонематичес-кого слуха. | - научить узнавать заданные звуки; - научить различать, похожие по акустическим данным, звуки и слоги. |
Коррекция звукопроизно-шения. | - поставить звук Ш; - автоматизировать исправленный звук в слогах; - автоматизировать звук в словах; - автоматизировать звук в предложениях; - автоматизировать звук в собственной фразовой речи. |
Работа над просодикой. | - формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; - работать над плавностью речи; - вырабатывать правильный темп речи; - работать над интонированием речи, развивать тембровую окраску голоса. |
Развитие словаря. | - расширять словарь, путем вызывания новых слов (активизация экспрессивного словаря); - уточнять значения слов; - работать над пониманием речи (активизация импрессивного словаря); - расширять знания по лексическим темам, согласно рабочей программы Нищевой Н.В. |
Развитие грамматичес-кого строя речи. | - учить правильно согласовывать прилагательные с существительными; - учить правильно согласовывать глаголы с существительными; - учить согласовывать числительные с существительными; - учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; -закрепить в речи простые предлоги: на, с, в, из, по, под, над, научить использовать в речи предлоги: перед, за, около; |
Работа над звуковым анализом-синтезом. | - научить определять первый звук в слове; - научить определять последний звук в слове; - научить определять последовательно все звуки в коротких и простых словах; - учить буквы, согласно рабочей программе Нищевой Н.В. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОНР
Вид речевого нарушения:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития | Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие графических навыков. |
Коррекция отдельных сторон психической деятельности | Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной и слуховой памяти; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие внимания. |
Развитие основных мыслительных операций | Развитие навыков анализа и синтеза; Развитие навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями); |
Развитие различных видов мышления | Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями) Формирование положительной мотивации к обучению. |
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы | Коррекция и развитие коммуникативных навыков; Коррекция детской тревожности; Коррекция агрессивного поведения; Формирование адекватной самооценки. |
Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности | Развитие умения планировать деятельность Развитие умения работать по инструкции, алгоритму Развитие навыков саморегуляции |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ДЛЯ РЕБЕНКА С ОНР
Речевое развитие | Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. |
Познавательное развитие | Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации. Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов, предметов разных форм, предметов, окрашенных в разные цвета. Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков. Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. Воспитывать любовь к родному городу, знакомить с его достопримечательностями, названиями улиц, на которых живут дети и находится детский сад. Формировать доступные пониманию детей представления о государственных праздниках. Расширять знания об общественном транспорте и формировать знание правил дорожного движения. Формировать представления о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к вещам. Привлекать внимание к труду взрослых, его общественному значению. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить. Формировать представления о комнатных растениях и уходе за ними. Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными. |
Художественно – эстетическое развитие | Конструирование. Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видами разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. Обучать конструированию из бумаги: сгибанию прямоугольного листа пополам, совмещая при этом стороны и углы; приклеиванию деталей к основной форме. Рисование. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения; формировать умение рас-полагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение частей, соотнося их по величине; изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. Лепка. Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Аппликация. Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата; навыки аккуратного наклеивания деталей. |
Социально –коммуникативное развитие | Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, отзывчивости, скромность, желание быть справедливым. Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу. Формировать навык бережного отношения к вещам. |
Физическое развитие | Ходьба и бег. Обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа, ходьбе и бегу на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону, в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления, с перешагиванием через различные предметы, между предметами, по линии, по шнуру, по доске, по гимнастической скамейке, по наклонной доске вверх и вниз. Прыжки. Обучать выполнению прыжков на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой, с продвижением вперед, с поворотом кругом; прыжков «ноги вместе — ноги врозь», прыжков на одной ноге, прыжков через линию, через предмет высотой 20 см, в длину, с короткой скакалкой; спрыгиванию с высоты 20—30 см; прыжкам в длину с места. Общеразвивающие упражнения. Совершенствовать умение выполнять движения для рук и плечевого пояса (поднимать руки вверх, вперед, в стороны, ставить на пояс, отводить руки за спину, закладывать руки за голову, сжимать и разжимать кисти рук, вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны), для туловища (поворачиваться в стороны, наклоняться вперед, вправо и влево), для ног (подниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку, на носок, выполнять притопы, полуприседания, приседания, поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях). |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ДЛЯ РЕБЕНКА С ОНР
Виды деятельности | Задачи музыкального воспитания и образования |
1. Слушание музыки 1) развитие целостного музыкального восприятия 2) развитие слуховых дифференцировок. 2.Детская исполнительская деятельность Пение - развитие восприятия песен Музыкально – ритмические движения - Развитие восприятия музыки и танцевальных движений | Приобщать детей к основам музыкальной культуры, накапливать опыт музыкальных впечатлений. Знакомить с некоторыми моментами жизни композиторов, их творчества. Воспитывать любовь к родному краю. Развивать умение различать и понимать образную природу в результате знакомства с музыкальными произведениями, где дается взаимодействие двух контрастных образов. Закреплять представления о первичных жанрах в музыке и их видах (народная песня - колыбельная, плясовая, хороводная, танец - народная пляска, вальс, марш -игрушечный, солдатский). Развивать звуковысотный слух, умение различать звуки разной высоты (в пределах квинты, кварты), а также умение различать по высоте высокий, средний и низкие звуки мажорного трезвучия.
Развивать тембровый слух (умение различать звучание металлофона, треугольника, колокольчика, триолы); Развивать динамический слух детей (умение различать форте, меццо форте и пиано); Развивать умение различать в музыке быстрый, умеренный и медленный темп. Передавать характер музыки и выразительные средства (темп, динамика) в пластике, побуждать моделировать содержание музыки. Продолжать развивать восприятие песен различного характера и содержания, связанных с образами родного края, природы. Продолжать формировать потребность в пении песен различного характера, сравнивать образы народных и авторских песен. Учить выразительно исполнять более сложные песни различной тематики, используя средства музыкальной выразительности, соответствующие содержанию песен. Учить выразительному исполнению детского репертуара различной тематики и содержания. Содействовать яркой выразительности исполнения движений, меняющихся в соответствии со сменой Характера двух – трёхчастной музыки, в процессе взаимодействия двух контрастных музыкально-игровых образов в танце, игре, хороводе. Осваивать основные движения: -ходьба спортивная, торжественная, спокойная; -бег легкий; -боковой галоп; -подскоки. танцевальные движения: - русский народный танец (русский простой хороводный шаг, пружинка, ковырялочка, присядка); -детский бальный танец (боковой галоп, подскок, выставление правой ноги вперед, вправо, различные виды хлопков и притопов); -современный детский игровой танец (приставной шаг с приседанием, шаги, имитирующие движения клоунов, зверей и т. п.). Развитие правильного дыхания Укрепление артикуляционного аппарата, исправление ряда речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, автоматизация звуков, закрепление правильного произношения); развитие фонетико - фонематического слуха). Развитие памяти, внимания Развитие ориентировки в пространстве Развитие координации движений Развитие чувства темпа и ритма. |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ РЕБЕНКА С ОНР
№ | Основные направления работы | Содержания работы | Примечание |
1. | Основные движения | Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную, с выполнением заданий). Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом. Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью). Формировать навыки бега на скорость и на выносливость. Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах. Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком; продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед. Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов ползания и лазания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными. | |
2. | Строевые упражнения | Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении. Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям. Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку. Содействовать развитию пластичности, выразительности плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение. | |
3. | Общеразвивающие упражнения | Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног). Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»). Упражнения для укрепления туловища и ног. | |
4. | Спортивные упражнения | Совершенствовать навыки игры в футбол (элементы), баскетбол (элементы). И т.д. | |
5. | Подвижные игры | Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования. |
ЛИСТ ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ:
Лист динамического наблюдения
В конце I полугодия
Результативность обучения на конец учебного года.
Рекомендации по дальнейшей работе.
Дата:
Учитель - логопед __________
Психолог __________
Воспитатель __________
Музыкальный руководитель ___________
Инструктор ФК _________