Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
картотека

В помощь педагогу 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по трудовому воспитанию

Ознакомление с хозяйственно – бытовым трудом

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши: - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы. - Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков,

приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы — ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова: Мы с тобой трудиться будем, Поручение не забудем. Не зевай, выполняй. И за мною повторяй! Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что – то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

Игра «Зачем нужно это делать?»

Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие. — Зачем нужно растение? (Лейка.) — Почему нужно кормить? (Птичка.) — Что нужно мыть? (Тарелка.) — Что нужно чистить? (Ковер.) — Что нужно стирать? (Платье.) — Что нужно гладить? (Рубашка.) — Что нужно печь? (Пирожки.) — Что нужно менять? (Постельное белье.) — Кого нужно купать? (Ребенок.) Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее. — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? — Зачем делать еженедельную уборку квартиры? — Зачем ухаживать за своим телом?

Ознакомление с трудом взрослых

Игра «Кому это нужно?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Ход игры:

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Ход игры:

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу. Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику. Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке. Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

Игра «Выбираем работу»

Цель: дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать и работу выбирать. В космонавты мы пойдем и ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу. В комбайнеры мы пойдем и комбайны поведем. Мы в пожарные пойдем, и пожар тушить начнем.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: уточнять знания детей о правилах ухода за растениями и животными, посадки и пересадки растений, деревьев, уборке сада, сборе урожая; воспитание бережного отношения к природе.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений, деревьев, овощей или уборки урожая, осенней листвы, снега, чистки аквариума и т.д, и просит разложить их по порядку выполнения действий, объясняя свой выбор.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Ход игры: Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает. Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Ход игры: Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…), Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…). Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Ход игры:

Если бы не было учителей, то … Если бы не было врачей, то … Если бы не было дворников, то… и т.д.

Игра «Угадай профессию»

Цель: расширять представления детей о профессиях, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод. Теленок — телятница. Овца — овцевод. Олень — оленевод. Виноград — виноградарь. Чай — чаевод. Хлеб — хлебороб. Сад — садовод. Цветы — цветовод. Пчела — пчеловод. Трактор — тракторист. Машина — шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист.

Ведро и швабра—уборщица. Билет — кондуктор. Касса — кассир. Рубанок — столяр. Краска и кисть — маляр. Мастерок — штукатур. Кульман — инженер. Молот и наковальня — кузнец. Огнетушитель — пожарный. Самолет — летчик Космический корабль — космонавт. Пожарная машина — пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина — гонщик Корабль — капитан.

Игра «Как труд людей разрушает или спасает нашу планету»

Цель. Уточнять представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию детей, закреплять представления о труде людей связанном с экологией страны.

Ход игры:

Детям раздают двухсторонние карточки с изображением весёлого и сердитого смайлика. Педагог задаёт детям вопросы. Если речь идёт о загрязнении планеты – дети показывают сердитый смайлик, если нет – весёлый смайлик и обосновывают свой выбор. Можно разделить детей на команды и устроить мини – соревнование. Побеждает команда, которая дала больше правильных и обоснованных ответов

Вопросы: Что происходит когда…? - промышленные предприятия, машины, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу – заводы и фабрики сбрасывают отходы производства в реки и моря – вырубают леса, из – за строительства городов – на заводах и фабриках стоят очистные сооружения – по дорогам сплошным потоком едут машины – пожарные тушат пожары в лесах – возле городов скапливается большое количество мусора на свалках, часто отходы горят – от катастроф на нефтяных танкерах нефть попадает в моря и океаны – учёные изобретают топливо, которое не выделяет вредных газов – почву удобряют химическими удобрениями – жители городов создают парки и заповедники и т.д.

Самообслуживание

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Жила – была куколка Маша. Все звали её Растеряша. Вот и сегодня: проснулась, Сладко она потянулась. Ножки она одевала – Носочки свои потеряла. Платьице Маша надела: «А фартук куда же я дела?» Капают слёзы

из глаз, Носик захлюпал тотчас. Где же платок носовой? Нет его, ой – ёй – ёй – ёй!

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не пропал» Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла, Ищешь, ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, Как живёшь? ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Дидактических игр по трудовому воспитанию Для детей 3-6 лет.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию....

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе

В данном документе представлены : игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом; трудовые поручения; картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых....

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №ё13"г.Пласт...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию ( 20.04- 24.04)

Цель - закрепить навыки трудового воспитания детей через дидактические и сюжетно - ролевые игры....

Рекомендация для родителей в формате #cидим дома с пользой. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. 18.05-22.05 2020 г.

Цель: Закрепить навыки трудового воспитания детей через дидактические и сюжетно-ролевые игры....

картотека дидактических игр по трудовому воспитанию старших дошкольников

Подборка дидактических игр по трудовому воспитанию...