Развитие памяти у детей 3-4 лет
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие памяти у детей 3-4 лет
Тренировка памяти – это длительный процесс, который начинается еще в раннем возрасте. Именно она отвечает за способность ребенка запоминать объекты, полезную информацию и хранить все это в долговременной памяти.
Однако стараясь помочь ребенку в развитии, стоит помнить, что в возрасте 3-4 лет малыш запоминает только то, что ему интересно. Поэтому вырастить умного и эрудированного ребенка можно только благодаря увлекательным играм и постоянному взаимодействию.
Это не простая задача, ведь тренировка памяти должна способствовать развитию, однако слишком сложные или легкие задания не дадут желаемого результата. Опытные специалисты помогут подобрать оптимальную программу и предложат увлекательные игры с учетом особенностей именно вашего малыша. Что ребенок должен уметь в возрасте 3-4 лет
Так как в этом возрасте ребенок полагается исключительно на непроизвольное внимание, говорить об эффективности занятий довольно сложно. Однако к 3-4 годам ребенок должен:
- Обладать наглядно-образной и двигательной памятью;
- Из 10 предложенных. Слов, уметь запомнить не менее 2-х.
Яркие события ребенок уже запоминает лучше. Они вызывают неподдельный интерес и остаются в долговременной памяти.
Простые, но эффективные игры способствующие развитию памяти
Занимаясь с детьми самостоятельно, родители сталкиваются с проблемой, как выбрать интересную и максимально развивающую игру? Ведь помимо эффективности важна и личная вовлеченность ребенка. Специалист-логопед поможет подобрать увлекательные игры-занятия и подскажет, как адаптировать их под индивидуальные интересы малыша.
Игра «Пошла Муха на базар» будет интересна по нескольким причинам. Она легко адаптируется к окружающим условиям, перерастая в целое представление!
За основу взята строчка из выразительного и ритмичного стихотворения Корнея Чуковского. Начиная игру, как упражнение вы всегда можете перейти к сюжету и увлечь ребенка оригинальной историей.
- Подберите около 10 различных по размерам предметов, такие как игрушки, кухонная утварь и любые попавшие под руку предметы.
- Разложите их перед ребенком, выбирая произвольные объекты, начните читать стишок: Пошла Муха на базар и купила куклу. Пошла Муха на базар и купила… салфетку, кружку и пр.
- Назвав, таким образом, около 3-х объектов, попросите малыша сложить названые предметы в корзинку или просто указать на них.
Постепенно задача будет усложняться:
- Называйте большее количество предметов.
- Просите малыша сложить их строго в названной последовательности.
- Для тренировки внимания можно пойти и обратным путем. Попросить ребенка назвать не отмеченные вами предметы. Это поможет проверить его реакцию на нестандартное задание и продемонстрирует находчивость и внимательность.
Но не пытайтесь сразу усложнять задачу, нагрузка должна повышаться плавно.
Игра «Сможешь повторить?» поможет развить двигательную память и усмирит особо активных малышей. Играть в эту игру можно как в паре, так и с большим количеством детей.
- Перед детками ставится одна простая цель – повторить движения взрослого человека.
- В этой игре не лишней будет музыка, она задаст темп и превратится в веселый танец.
- Среди демонстрируемых движений может быть:
- хлопки перед собой, над головой и в прыжке;
- топаем ножками с определенным количеством движений или в случайном порядке;
- прыжки 1-3 раза,
- приседания с хлопками и другими дополнениями;
- повороты и кружение на месте;
- бег самолетиком, «плавание» по воздуху и пр.
Начиная с простых и самостоятельных движений, можно переходить к коротким связкам. Дополнять звуками, загадками и строчками из детских стишков.
Игра «Повтори по образцу» поможет в тренировке внимания и памяти, вовлекая ребенка в спокойное взаимодействие. Для этой игры потребуются счетные палочки, карандаши или коктейльные трубочки.
- Ваша задача выложить определенный рисунок. Это может быть домик, буква, цифра или простая геометрическая фигура.
- Затем своим набором «инструментов» ребенок должен повторить задуманный объект.
- Хотите усложнить задачу? Покажите и разберите образец, предоставляя ему возможность использовать только собственную память.
Игра может способствовать развитию фантазии. Предложите малышу создать собственную фигуру из ограниченного количества палочек.
Игра «Угадай-ка» служит отличной тренировкой для тактильной памяти и мелкой моторики. При этом такой досуг будет интересен как малышу, так и самим взрослым.
- Для игры понадобится непрозрачный шарф, чтобы завязать глаза и различные предметы. Это могут быть окружающие вас вещи, главное, что бы их тактильные свойства отличались друг от друга и были выраженными.
- Завязав ребенку глаза, вложите ему в руку карандаш, лист бумаги или любимую игрушку. Подойдет шерстяной носок, любимый платочек и пр.
- Задача ребенка угадать, что же он держит в руках. Важно описать свойства этого предмета. Помогайте ему, задавайте вопросы о форме, размере, жесткости предмета. Чем больше ощущений испытает и назовет ребенок, тем лучше.
Предложите сыграть в игру всей семьей, завязывайте глаза друг другу по очереди и давайте самому юному участнику примерить на себя роль ведущего.
Помните, что в возрасте 3-4 лет увлечь детей могут только по-настоящему интересные сюжеты. Поэтому если малыш не хочет слышать о Мухе — Цокотухе, попытайтесь создать подобную историю с его любимыми персонажами из мультфильмов. В конечном счете, именно вы знаете, что любит ваш малыш.
Не пытайтесь превратить игру в упражнение. Все взаимодействие с ребенком должно происходить в легкой форме, в противном случае это просто вызовет раздражение и утомление, не приведя к желаемому результату.
Играйте везде. Не старайтесь приучить малыша к игре в строго отведенное время и место. Постоянно экспериментируйте и увлекайте его в изучение окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .
Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....
Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".
В статье описывается об особенностях развития памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....
Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...