« Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
материал (средняя группа)

      Книга — величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок очень  верит слову писателя.  Слушая  художественное произведение,  он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_ugolke_knigi.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Рябинушка»


Сообщение из опыта работы

на тему:

« Организация книжного уголка в группах ДОУ.

Новые подходы

 в ознакомлении детей

с художественной литературой»

Подготовила:

                                                                    воспитатель Лещенко И.В.

г. Покачи

Книга — величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок очень  верит слову писателя. Слушая  художественное произведение,  он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. 1 слайд

В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей, является развитие инициативной речи.

Инициативная речь - самостоятельные высказывания человека, вызванные его собственным побуждением, или беседа между людьми, которая ведется по их собственной инициативе.

Речь чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой инициативной речевой деятельности, является воображение, которое возникает уже в дошкольный период.

Развитие инициативной речи,  в значительной степени, определяется уровнем детского воображения.

К 3-4 годам речь ребенка выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон ребенка.

С возрастом, у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи.

Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам.

Речь становится средством общения, развиваются коммуникативные способности,  активизируется познавательная деятельность, появляются огромное количество  вопросов, рождается понимание.

Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого  общения,  являются художественная литература и фольклорные произведения. 2 слайд

     Существенную роль в формировании у дошкольников интереса  к  художественной литературе,  играет  «Уголок книги».

Что же такое -  уголок книги?

Это  -  особое, специально выделенное  место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу, выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать” ее.

Здесь, в уголке происходит  индивидуальное, личностное общение ребенка с полюбившейся книгой.

Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его, эпизодам.3 слайд.

Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса эстетического воспитания: в театрализованной,  игровой,  изобразительной, музыкальной деятельности.

Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями,  углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы,  еще раз сопережить с героями события и приключения.

Наконец, только в уголке книги мы имеем возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Итак, книжный уголок в нашей группе

Основные цели
книжного уголка:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.;
  • формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
  • создание психологически комфортных условий, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;    4 слайд

Задачи
книжного уголка:

  • развивать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

В младшем дошкольном возрасте, когда мы знакомим  воспитанников  с уголком книги, его назначением, сообщаем  правила, которые нужно соблюдать:

5 слайд

Правила поведения
в книжном уголке

  • Брать книгу только чистыми руками.
  • Перелистывать осторожно страницы
  • Не  мять, не использовать  класть книгу на  определенное место.

6 слайд

Работа педагога
с детьми
в книжном уголке

  • Учим самостоятельному, сосредоточенному общению с книгой;
  •  Способствуем совместному рассматриванию и обсуждению.
  •  Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • Формируем умение воспринимать книгу, в единстве словесного и изобразительного искусства;

7 слайд

Чтобы книжки не теснились,

Не рвались и не грязнились,

Их на полки разложили,

И по темам разделили.

8 слайд

В гостях у сказки»

Цель:продолжать приобщать ребенкак чтению художественной литературы,  в процессе знакомства со сказками.

Воспитывать любовь к творчеству.

9 слайд

Хочу всё знать!»

Цель: познавать информацию из разных сфер жизни, учить логическирассуждать, фантазировать и радоваться процессу познания. 

По данной теме дети познакомятся:

  • Детскими  энциклопедиями, книгами  о животном мире.
  • Произведениями  фольклора
  • (песенками, потешками, пословицами, поговорками, небылицами, загадками).
  • Портретами  детских писателей.

11 слайд- 22 слайд

В уголке у нас помещены не только художественные произведения, но  дополнительный материал:

-отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу;

- дидактические игры;

- альбомы для рассматривания

 (темы«Осень», «Весна», «»Зимние забавы»,

«Фрукты и овощи»«Грибы», и т. д.)

- персонажи и декорации для  театрализованных игр;

- игрушки - герои прочитанныхпроизведений;

Игры по сказкам, иллюстрированный материал по лексическим темам, стихи, потешки, портреты детских писателей.

-материал для ремонта книг; («Книжкина больничка»)

На сегодняшний день, широкое распространение получил такой вид детской литературы, как «говорящая книга».

23 слайд

Детские,  интерактивные книги, действительно, отличаются новым подходом к обучению.

Ещё одно важное преимущество детских интерактивных книг – это то, что их любят малыши.

Над их созданием трудятся не только работники редакции, но и психологи.

Яркие картинки, интересная тематическая подборка, простые предложения, весёлые звуки книжек, захватывают юного читателя.

Планируя работу по воспитанию у детей любви к художественному слову, огромную роль уделяем работе с родителями наших воспитанников

Мы объясняем родителям, что малышам нужны книги с яркой обложкой, интересными, красочными и яркими иллюстрациями.

Даём рекомендации, где  и как,  лучше хранить книги, как воспитывать бережное отношение к ним.

И в нашей группе была проведена акция «Почитай мне мама,  сказку».

Вечером, родителям было предложено взять с собой любую понравившуюся книгу,  и вечером в семейном кругу,  прочесть  её. Книги, которые живут в детском саду, будут рады побывать в гостях у разных семей и вернуться обратно.

Эта акция была проведена с целью воспитания у детей интереса к книге, возобновления традиции  чтения перед сном, а также для того, чтобы взаимоотношения детей  и родителей стали более теплыми и доверительными.

26 – 27 слайд

В результате проделанной работы, мы заметили, что дети стали проявлять интерес к книгам, часто рассматривали их в книжном уголке, обменивались впечатлениями, рассказывали друг другу сказки по иллюстрациям, были очень эмоциональными.

   Итогом прочитанных  сказок и рассказов, являются творческие работы наших воспитанников по лепке, рисованию и аппликации.

28 – 29 слайд

Наш книжный уголок был представлен яркими красочными книжками – малышками, любимыми сказками и стихами, книжками – картинками, книжками – самоделками, говорящими книжками, книгой – ширмой, книгой – панорамой, настольными  печатными играми со сказочными персонажами. Здесь малыши могут удобно расположиться, взять любимую книгу и не только рассмотреть иллюстрацию, но и обыграть сюжет с помощью театра. А самое главное – весь материал подобран с учётом возрастных особенностей наших воспитанников.

Одной  из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.    32- 35 слайд.

Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста,  т. к.  она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности.

Функциональная  грамотность ориентирована на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование речевой активности дошкольников;

   Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания,  навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности.

Каким же образом достичь формирования речевой активности у дошкольников?

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

 Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

 Искусством рассказывания сказки, рассказа, стихотворного текста, потешки,  должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие повествования.

И, именно в  сказке,  можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический "банк жизненных ситуаций". Этот "банк" может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

рах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»»

Конспект НОД по ОХЛ на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»» Цели и задачи: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Познание», «Коммуникация...

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

Консультация для педагогов ДОУ «Организация книжного уголка в группе».

Консультация раскрывает следующие вопросы: Как рационально организовать уголок книги; Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?; Каким обр...