Консультация для воспитателей " Не мешайте детям творить"
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ne_meshayte_detyam_tvorit.docx | 371.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Не мешайте детям творить!»
Творчество вплетено в игровую (ведущую в дошкольном возрасте) деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. Кроме того, креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка в целом, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности: «Я плохо считаю, зато умею рисовать, и мои рисунки показывают первыми».
Креативная педагогика в дошкольном возрасте – сфера тонкая. Из-за неустойчивости некоторых психических процессов в данный период многие приемы и методы развития креативности, которые отлично зарекомендовали себя в работе с более старшими детьми, оказываются не столь эффективными, когда речь идет о дошкольниках.
Что следует учитывать при организации творческих занятий? Прежде всего, обратим внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы («А если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я!..»). Еще С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».
Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.д.
Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить о их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с ними педагогу следует:
- Быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой – если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно и делается на занятиях), им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания;
- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее пятисекундной паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости;
- показывать и доказанность свою заинтересованность, готовность помочь; стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.
Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосферы занятий, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т.д.
Так, на одном из занятий мы включили в русскую сказку «Колобок» персонажей других сказок: Шапокляк, Чебурашку, Крокодила Гену, и старая сказка стала совсем иной, современной, узнаваемой детьми… и «с хорошим концом» (что они очень высоко оценивают). А какой эмоциональный подъем вызвало это обсуждение!
На другом занятии мы экспериментировали с красками: каждый ребенок оставлял на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну, облачко… Задание сразу показалось детям необычным и интересным; более того, было и продолжение. Лист согнули, рисунки перемешались, распределились по всему листу – получилось разноцветное, абстрактное полотно… Мы вместе с детьми искали и находили на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» (но только по желанию самих детей!) им было предложено придумать историю о том, как это растение или предмет попали на лист ватмана. Истории были самыми разнообразными – от констатации того, что это «Маша птичку нарисовала», до заверения, что все зверушки специально прятались в коробке с красками, а потом «выпрыгнули» на листок.
Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая «три правила»: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал, и как изменилась его задумка в зависимости от действий партнера. Как трудно бывает сдержать эмоции! Что там рисует Захар? Маша? Как, оказывается, в конце интересно увидеть получившуюся картинку…
Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания.
- «Расскажи сказку «Репка» от лица… самой Репки» (или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело).
- «Я начну, а ты закончи». Какие только варианты не придумывали дети! Так, прозвучало привычное начало сказки «Мальчик гулял в лесу. Вот он вышел на поляну и увидел…». «Трамвай!» - сразу же «отпасовал один из слушающих. Тут уж творческое воображение понадобилось самому педагогу.
Побуждают к творческому осмыслению мира маленькие сказки на неожиданные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются… стиркой облаков. Если фея старательная, тогда день светлый, облака белые и пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно-серыми и проливаются дождем.
Подобных примеров творческого общения с детьми достаточно много. Но главное в том, чтобы и форма, и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С.Выготский, - но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».
В качестве пожелания к творческим «со-действиям» воспитателя и детей уточним некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики.
- Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события.
- Не забывайте о доброжелательности; не спешите дать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки «по рейтингу», - это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
- Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
- Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Что мешает развитию детского творчества"
Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир; научить детей создавать своими ...
Консультация для родителей "Не мешайте детям лазать и ползать!"
Не мешайте детям лазать и ползать...
Консультация для родителей "Не мешайте детям лазать и ползать!"
Консультация для родителей "Не мешайте детям лазать и ползать!"...
Консультация для родителей «Не мешайте детям лазать и ползать!»
Консультация для родителей «Не мешайте детям лазать и ползать!»...
Консультация для родителей "Не мешайте детям лазать и ползать!"
Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить в спортзал или просто бегать по утрам, правильно питаться....
Консультация для родителей " Не мешайте детям ползать и лазать!"
Консультация для родителей " Не мешайте детям ползать и лазать!"...