Статья для родителей
статья

Ларина Марианна Анатольевна

Статья для родителей "Что такое поведение следования детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей: «Что такое поведение следования детей раннего возраста»

                                                  Воспитатель: М. А. Ларина

Сентябрь, 2024

Слезая с рук около года, следующие пару лет ребёнок проводит рядом с родителем – «у маминой юбки». Интересно, что в некоторых диалектах русского языка (и в других языках) есть даже отдельное слово «юбочный» как обозначение возраста ребёнка, вот именно этого, с года до трёх Самое главное, базовое желание маленького ребёнка – оставаться рядом со «своим» взрослым. Желательно всегда. Пока малыш не способен сам перемещаться в пространстве, вариантов у него немного – только звать криком. В самом деле, что может сделать совсем маленький, не способный самостоятельно перемещаться детёныш, если в минуту опасности вдруг оказался не рядом с родителем? Драться он не может, убегать и хитро прятаться тоже. Его единственная надежда на спасение – что к нему вернётся родитель и очень быстро заберёт отсюда в безопасное место или как-то ещё разберётся с угрозой. Что детёныш может сделать от себя? Только одно: оставаясь на месте, поставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на его поиски, скажем в высокой траве. Эта первая, самая примитивная программа «оставайся на месте и кричи громко», и она более-менее сносно работает весь первый год, если родители в порядке и отзывчивы. Но вот наконец ребёнок научился преодолевать силу земного тяготения, хотя бы пока на четвереньках и – о, чудо, надо же! Теперь я могу сам приблизиться к маме, когда захочу! Стоит ли удивляться, что потом двигательная активность развивается стремительно: пополз, потом пополз быстро, и вот уже первые шаги, которые ребёнок делает всегда по направлению к родителю, навстречу его протянутым рукам – вот оно, счастье! Больше не надо ждать милостей от взрослых, захотел – и пошёл! Потом побежал! Ведь стимул мощнейший – исполнение самого главного желания, самой базовой потребности. Так начинает своё становление важнейшая поведенческая программа, которая обеспечивает безопасность ребёнка, его развитие и взросление – поведение следования. Поведение следования очень сложная программа, ведь нужно одновременно делать несколько дел: удерживать в поле внимания «своего» взрослого, который при этом быстро движется, оценивать своё от него расстояние: не отстал ли? не прибавить ли ходу? да ещё в процессе смотреть под ноги – взрослый движется вперёд, ему не до этого. Сложно. Следованию не научишься за один день, на это уходит время. Вполне устойчивое поведение следования формируется только годам к трём, а наверняка не отстать от родителя при движении в толпе ребёнок сможет только к шести. Но и тогда, если вдруг его все же оттеснят и он потеряет мать или отца из виду, у него очень скоро включится та самая программа «стоять на месте и плакать». Которая и в переполненном супермаркете остаётся оптимальной, самой эффективной для Очень Маленького Существа, именно этому мы учим детей: потерялся – никуда не уходи, стой на видном месте, я тебя найду. Поведение следования очень важно не только в буквальном смысле, как передвижение в пространстве. В более общем смысле следование – это подражание. Делай как твой взрослый – тоже базовое, заложенное в любого ребёнка от природы поведение. Именно через подражание родителям ребёнок усваивает самые важные, самые значимые умения в своей жизни: ходить, говорить, манипулировать с предметами. Все это результат не каких-то специальных занятий и уроков, а просто подражание: смотри на них и повторяй, пока у тебя тоже не получится. Ещё одно проявление поведения следования – послушание, то есть, буквально, следование указаниям родителя. Возможно, для кого-то эта мысль покажется неожиданной, но дети на самом деле от природы послушны. Это часть программы привязанности – следовать за своим взрослым в прямом и переносном смысле. Даже если вы возьмём самого отъявленного неслуха, от строптивости которого родители уже рыдают, внимательно понаблюдаем за ним и занудно посчитаем, сколько раз за день он послушался родителей и сколько нет, мы убедимся, что актов послушания будет в несколько раз больше. Мы сами не замечаем, как много указаний даём маленькому ребёнку: «Иди-ка сюда…, дай нос вытру… постой минутку… на, попробуй… руку дай мне… отойди-ка… открывай скорей ротик… смотри, что у меня есть…» И так целый день. Это нормально – ребёнок мал, неопытен, он нуждается в руководстве, и ему естественно следовать указаниям. Да, он может когда-то заупрямиться, отказаться, или просто не понять, не суметь остановиться – но на это всегда есть особые причины. А просто так, по умолчанию – он слушается. Поведение следования. Теперь мы понимаем, насколько важно, чтобы к тому моменту, как малыш слезает с рук и обретает свободу передвижения, он уже разделил людей на своих и чужих. Чтобы следовать – только за своими взрослыми. За теми, кто помнит и знает, что у них есть ребёнок, кто ответственен, кто понимает, что ребёнку хорошо и что плохо. Психологи, врачи, логопеды, работающие с маленькими детьми, знают: на первых встречах ребёнок не будет выполнять никаких заданий и инструкций, пока не глянет на своего взрослого и не дождётся его кивка. Никому не придёт в голову оставить маленького ребёнка даже с самым опытным педагогом, не побыв рядом, пока взаимодействие не установится. «Своих слушайся, чужих нет, по крайней мере, пока свои не разрешат» – гласит программа, и, согласитесь, ничего разумнее нельзя было бы придумать. Представьте себе, что вы едете в электричке. Напротив сидит малыш лет трёх- четырёх, скучает. А у вас как раз есть сумке конфета. Или картинка интересная. Вы достаёте и протягиваете ему: – Хочешь? Что произойдёт дальше? Даже если ваше подношение очень привлекательно, ребёнок обязательно посмотрит на своего взрослого, словно спрашивая взглядом: можно? И только после того, как взрослый кивнёт, улыбнётся, разрешит – протянет руку за подарком. Это происходит очень быстро и кажется настолько естественным, что обычно люди даже не замечают короткого запроса от ребёнка родителю. Помню забавный случай. В гостях у друзей давали на десерт клубнику с мороженым. Их сын двух с половиной лет быстро управился со своей порцией и явно хотел ещё. Я протянула ему ягоду на ложке, он открыл рот… и тут сработала программа. Он замер. Взгляд на маму – а мама как раз отвернулась, болтает с кем-то. И он так и висел над столом, подавшись всем телом к ложке, с открытым ртом, с минуту – пока я не окликнула маму и она ему не кивнула. Он тут же ожил и занялся клубникой. Готовность ребёнка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и призами, а качеством привязанности. Чем надёжнее связь с родителями, чем больше они для ребёнка «свои», тем естественней для него их слушаться, а незнакомых – нет, по крайней мере пока свои не одобрят их указания. Не хотите, чтобы ребёнок в более старшем возрасте «попал под дурное влияние»? Значит, постарайтесь, чтобы ваша с ним привязанность была надёжной, прочной, чтобы он был уверен, что может на вас рассчитывать. Будьте для него надёжным источником защиты и заботы в любых обстоятельствах. Тогда именно ваши ценности лягут в основу его личности, именно вы будете самыми авторитетными для него людьми даже спустя годы. Природа на вашей стороне. Главное – свою часть партии сыграть как положено.

Источник: Петрановская Л. В. «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка», Москва СТ», 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду.

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду....

Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"

Дети, также как и взрослые,  все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.      ...

Статья "Как стать лучшим родителем".

В статье раскрываются вопросы: " Как воспитать своего ребенка правильно, как сделать его здоровым, хорошо воспитанным, добрым, спокойным и любящим человеком?" Рассказывается насколько важно ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.         Как...