Роль куклы в развитии детей
консультация

Задорожная Наталья Николаевна

О влиянии кулы на психическое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kukly_v_razvitii_detey_2.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КУКЛЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка:

- детская внешность;

- экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

- игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

- волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

- телесные признаки пола отсутствуют;

- куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

- у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

- девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

- для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование.

К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий : «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать.»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

- культ красоты и материальных ценностей;

- стремление к потребительству;

- низкую самооценку -обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях.

Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Единственно, что я могу сказать - существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения?

Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д.

Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7. Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

- если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);

- детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

- двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

- внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

- досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

- игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

- игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

- ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым.

Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

9. Полезны ли кукольные домики?

Скорее, полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.

Автор: Силина Марина Валентиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Статья "Как влияют куклы на развитие детей"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.(В. Сухомлинский) Цель:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи: Познакомит...

"Роль куклы в развитии детей"

роль куклы в развитии детей...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

«Влияние куклы на развитие детей дошкольного возраста»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.(В. Сухомлинский)...

Психологическая роль куклы в развитии ребенка

Кукла самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник ребенка и его игр.Самые первые куклы делались из золы. Из очага бралась зола и смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, ...

Статья "Роль куклы в развитии дошкольника"

Кукла- доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых, элемент культуры, обеспечивающий связь поколений, фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника. Игра с куклой выполня...