Родительское собрание на тему: "Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?"
методическая разработка (подготовительная группа)
Осознание родителями семьи как ресурса в воспитании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 16.95 КБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?"
Цель: осознание родителями семьи как ресурса в воспитании ребёнка.
Задачи:
1. закрепить понятия «семья» и «воспитание»;
2. получить позитивный опыт воспитания в семье;
3. осмыслить личностные качества каждого члена семьи и его влияние на воспитание ребёнка;
Материалы: листы бумаги, шариковые ручки, коробочка для складывания листков с вопросами; карточки с ситуациями, проектор, ноутбук, экран.
Ход собрания
1. Вступление.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами попробуем ответить на такой вопрос: «Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?» Но прежде чем мы начнём, обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит листок и ручка, напишите, пожалуйста, вопрос на который бы вы сегодня хотели получить ответ. Возможно, это будет серьёзный вопрос, а возможно и нет. Но у вас есть сегодня время поразмышлять о том, что вас беспокоит.
Собираются листочки в коробку, зачитываются вопросы, по мере возможности, на вопросы отвечают и плавно переходят к теме встречи.
2. Основная часть.
2.1 Обсуждение основного вопроса.
Педагог: Вернёмся к нашему вопросу: «Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?»
На этот вопрос нет однозначного ответа, так как каждый человек решает его для себя, исходя своего багажа опыта и воспитания, из чувства ответственности или безответственности, из груза страхов, тревог и зависимостей.
Семья может быть ресурсом для развития и построения гармоничных отношений, когда каждый из её членов готов разделять ответственность и находить в себе силу и мудрость преодолевать временные кризисы.
Педагог: Давайте попробуем сформулировать понятие, что же такое семья?
Дать родителям высказаться.
Педагог: Вы все говорите верно. Но что говорит нам психология.
Семья в психологии — это исторически сложившаяся, конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми, супругами, а также членами определённой малой группы, связанными между собой брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, социальной и моральной ответственностью пред друг другом, естественной потребностью в духовном и физическом воспроизводстве населения.
Основой семьи выступают взаимоотношения между её членами (супруг-супруг, родители-дети и т.п.), а брак между мужчиной и женщиной представляет традиционное, естественное признание семейных отношений.
С точки зрения психологии, семьёй признаётся длительный союз между людьми, которые ведут совместное хозяйство, рожают и воспитывают детей.
Семья играет важную роль в развитии и воспитании каждого ребёнка.
Вот некоторые аспекты влияния семьи на ребёнка:
1. Семья выступает как основа чувства безопасности.
2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта.
4. Семья выступает важным фактором в дисциплине и поведении у ребёнка.
5. Общение в семье становится образцом для ребёнка.
6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире.
Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда особенностей, в том числе от культуры родителей, в которой воплощается накопленный опыт воспитания в семье.
Педагог: А что же такое «воспитание»?
Дать родителям высказаться.
Определение:
Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в целом или её отдельных качеств.
Также воспитание может означать:
1. Целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
2. Целенаправленную, содержательную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни.
3. Целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребёнка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.
2.2 Практическая часть. Обсуждение жизненных ситуаций. Работа длится 20-30 минут.
Педагог: Давайте разберём несколько ситуаций, которые вы можете наблюдать в повседневной жизни. И попробуем их рассмотреть как влияние семьи на воспитание ребёнка.
Цель: формирование понимания принципов воспитания в семье с помощью моделирования жизненных ситуаций.
Педагог раздаёт карточки с ситуациями родителям, которые поделены на 5 команд, карточки с ситуациями вытягивают путём жребия, зачитывает ситуацию в группе и обсуждают варианты действий при данной ситуации. Затем вслух проговаривают, что у них получилось. Остальные родители соглашаются, либо нет. Каждый старается привести доказательства своей правоты. Стараемся прийти к правильному решению в той или иной ситуации.
Ситуации для обсуждения
Первая ситуация.
Отец девочки счел, что девочка, с которой подружилась его дочь Алена, ей не может быть подругой, т. к. может плохо повлиять на неё. Она плохо занимается в школе, прогуливает ее, не думает о своем будущем. И Алена, тоже начинает так себя вести. И он поговорил с подругой, чтобы она не ходила к ним в гости, не дружила с его дочерью, не звонила, и не общалась.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок, в нашем случае дочь, себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать дочь?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка?
5. Какой образец подал отец?
Вторая ситуация.
Ребёнок подросток ушёл из дома, потому что папа с мамой ругаются и он(а) решил(а) на время уйти, чтоб родители помирились или хотя бы обратили на него(её) внимание.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать ваш ребёнок?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка и изменить его поведение?
5. Какой образец подали родители своему ребёнку?
Третья ситуация.
Маленький ребёнок, дошкольного возраста едет на самокате. Мама идёт впереди, торопится. Ребёнок старается догнать маму, но падает. Мама возвращается и начинает громко ругать своего ребёнка, говоря о том, что она его предупреждала, что это может произойти, но он не послушался.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать ваш ребёнок?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка и изменить его поведение?
5. Какой образец подали родители своему ребёнку?
Четвёртая ситуация.
В семье растут двое детей. Одного ребёнка любит бабушка (мать отца), а другого нет. Когда есть возможность оставить внуков у бабушки, бабушка категорически против, чтобы оставались двое, ей хотелось бы, чтоб у неё гостил только её любимый внук. Вы поддаётесь уговорами бабушки и одного внука оставляете у неё погостить, а второго увозите или уводите к другой бабушке (матери мамы).
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, что при этом чувствуют дети?
2. Какую модель родительского поведения могут скопировать ваши дети?
3. Какой жизненный опыт приобретают дети в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своих детей и изменить их поведение?
5. Какой образец подали родители своим детям?
Пятая ситуация.
В семье растут двое детей. Старший ребёнок постоянно спорит с младшим. Младший не хочет уступать старшему, и старший не хочет уступать младшему. Когда кто-то из родителей вмешивается в спор детей, то постоянно повышает голос на детей (кричит), не пытается разобраться в случившемся.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, что при этом чувствуют дети?
2. Какую модель родительского поведения могут скопировать ваши дети?
3. Какой жизненный опыт приобретают дети в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своих детей и изменить их поведение?
5. Какой образец подают родители своим детям?
3. Рефлексия занятия. Длится 5 минут.
Педагог: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшнем родительском собрании. Была ли вам интересна тема. У вас на столах лежат листочки для обратной связи, напишите на них свои мысли о том, что вы сегодня услышали.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?"
Цель: осознание родителями семьи как ресурса в воспитании ребёнка.
Задачи:
1. закрепить понятия «семья» и «воспитание»;
2. получить позитивный опыт воспитания в семье;
3. осмыслить личностные качества каждого члена семьи и его влияние на воспитание ребёнка;
Материалы: листы бумаги, шариковые ручки, коробочка для складывания листков с вопросами; карточки с ситуациями, проектор, ноутбук, экран.
Ход собрания
1. Вступление.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами попробуем ответить на такой вопрос: «Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?» Но прежде чем мы начнём, обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит листок и ручка, напишите, пожалуйста, вопрос на который бы вы сегодня хотели получить ответ. Возможно, это будет серьёзный вопрос, а возможно и нет. Но у вас есть сегодня время поразмышлять о том, что вас беспокоит.
Собираются листочки в коробку, зачитываются вопросы, по мере возможности, на вопросы отвечают и плавно переходят к теме встречи.
2. Основная часть.
2.1 Обсуждение основного вопроса.
Педагог: Вернёмся к нашему вопросу: «Семья - ресурс или помеха при воспитании ребёнка?»
На этот вопрос нет однозначного ответа, так как каждый человек решает его для себя, исходя своего багажа опыта и воспитания, из чувства ответственности или безответственности, из груза страхов, тревог и зависимостей.
Семья может быть ресурсом для развития и построения гармоничных отношений, когда каждый из её членов готов разделять ответственность и находить в себе силу и мудрость преодолевать временные кризисы.
Педагог: Давайте попробуем сформулировать понятие, что же такое семья?
Дать родителям высказаться.
Педагог: Вы все говорите верно. Но что говорит нам психология.
Семья в психологии — это исторически сложившаяся, конкретная система взаимоотношений между родителями и детьми, супругами, а также членами определённой малой группы, связанными между собой брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, социальной и моральной ответственностью пред друг другом, естественной потребностью в духовном и физическом воспроизводстве населения.
Основой семьи выступают взаимоотношения между её членами (супруг-супруг, родители-дети и т.п.), а брак между мужчиной и женщиной представляет традиционное, естественное признание семейных отношений.
С точки зрения психологии, семьёй признаётся длительный союз между людьми, которые ведут совместное хозяйство, рожают и воспитывают детей.
Семья играет важную роль в развитии и воспитании каждого ребёнка.
Вот некоторые аспекты влияния семьи на ребёнка:
1. Семья выступает как основа чувства безопасности.
2. Важным для ребёнка становятся модели родительского поведения.
3. Семья играет большое значение в приобретении ребёнком жизненного опыта.
4. Семья выступает важным фактором в дисциплине и поведении у ребёнка.
5. Общение в семье становится образцом для ребёнка.
6. В семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире.
Успешность выполнения семьёй воспитательных функций зависит от ряда особенностей, в том числе от культуры родителей, в которой воплощается накопленный опыт воспитания в семье.
Педагог: А что же такое «воспитание»?
Дать родителям высказаться.
Определение:
Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в целом или её отдельных качеств.
Также воспитание может означать:
1. Целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
2. Целенаправленную, содержательную профессиональную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни.
3. Целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребёнка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.
2.2 Практическая часть. Обсуждение жизненных ситуаций. Работа длится 20-30 минут.
Педагог: Давайте разберём несколько ситуаций, которые вы можете наблюдать в повседневной жизни. И попробуем их рассмотреть как влияние семьи на воспитание ребёнка.
Цель: формирование понимания принципов воспитания в семье с помощью моделирования жизненных ситуаций.
Педагог раздаёт карточки с ситуациями родителям, которые поделены на 5 команд, карточки с ситуациями вытягивают путём жребия, зачитывает ситуацию в группе и обсуждают варианты действий при данной ситуации. Затем вслух проговаривают, что у них получилось. Остальные родители соглашаются, либо нет. Каждый старается привести доказательства своей правоты. Стараемся прийти к правильному решению в той или иной ситуации.
Ситуации для обсуждения
Первая ситуация.
Отец девочки счел, что девочка, с которой подружилась его дочь Алена, ей не может быть подругой, т. к. может плохо повлиять на неё. Она плохо занимается в школе, прогуливает ее, не думает о своем будущем. И Алена, тоже начинает так себя вести. И он поговорил с подругой, чтобы она не ходила к ним в гости, не дружила с его дочерью, не звонила, и не общалась.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок, в нашем случае дочь, себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать дочь?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка?
5. Какой образец подал отец?
Вторая ситуация.
Ребёнок подросток ушёл из дома, потому что папа с мамой ругаются и он(а) решил(а) на время уйти, чтоб родители помирились или хотя бы обратили на него(её) внимание.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать ваш ребёнок?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка и изменить его поведение?
5. Какой образец подали родители своему ребёнку?
Третья ситуация.
Маленький ребёнок, дошкольного возраста едет на самокате. Мама идёт впереди, торопится. Ребёнок старается догнать маму, но падает. Мама возвращается и начинает громко ругать своего ребёнка, говоря о том, что она его предупреждала, что это может произойти, но он не послушался.
Вопросы для обсуждения:
1. Чувствует ли ребёнок себя в безопасности?
2. Какую модель родительского поведения может скопировать ваш ребёнок?
3. Какой жизненный опыт приобретает ребёнок в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своего ребёнка и изменить его поведение?
5. Какой образец подали родители своему ребёнку?
Четвёртая ситуация.
В семье растут двое детей. Одного ребёнка любит бабушка (мать отца), а другого нет. Когда есть возможность оставить внуков у бабушки, бабушка категорически против, чтобы оставались двое, ей хотелось бы, чтоб у неё гостил только её любимый внук. Вы поддаётесь уговорами бабушки и одного внука оставляете у неё погостить, а второго увозите или уводите к другой бабушке (матери мамы).
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, что при этом чувствуют дети?
2. Какую модель родительского поведения могут скопировать ваши дети?
3. Какой жизненный опыт приобретают дети в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своих детей и изменить их поведение?
5. Какой образец подали родители своим детям?
Пятая ситуация.
В семье растут двое детей. Старший ребёнок постоянно спорит с младшим. Младший не хочет уступать старшему, и старший не хочет уступать младшему. Когда кто-то из родителей вмешивается в спор детей, то постоянно повышает голос на детей (кричит), не пытается разобраться в случившемся.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, что при этом чувствуют дети?
2. Какую модель родительского поведения могут скопировать ваши дети?
3. Какой жизненный опыт приобретают дети в данном случае?
4. Как можно было поступить иначе, чтоб дисциплинировать своих детей и изменить их поведение?
5. Какой образец подают родители своим детям?
3. Рефлексия занятия. Длится 5 минут.
Педагог: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшнем родительском собрании. Была ли вам интересна тема. У вас на столах лежат листочки для обратной связи, напишите на них свои мысли о том, что вы сегодня услышали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."
Презентация к родительскому собранию по теме:"СЕМЬЯ-ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ."...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Звучит спокойная музыка. Садятся за столы, пьют чай. Воспитатель: Добрый вечер мамы и папы, наши гости. Мы очень рады встрече с нашими уважаемыми учителями. Сегодня мы постараемся совместны...
Родительское собрание на тему: "Семья - здоровый образ жизни"
Подойдет для воспитателей старшей группы...
Родительское собрание на тему: «Семья и ее значение в воспитании детей»
Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей....
Родительское собрание на тему: «Семья и ее значение в воспитании детей»
Данное мероприятие поможет установить теплые доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, создать комфортную обстановку в группе....
Сообщение к родительскому собранию на тему:" Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребёнка"
Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общен...
Анкета для родителей"для проведения родительского собрания на тему "Семь шагов к здоровью" на тему:"Здоровый образ жизни"
перед проведением за неделю до родительского собрания родителям была предложена Анкета на тему "Здоровый образ жизни"...