План по самообразованию
материал
План
профессионального саморазвития
воспитателя
Комаровой Ирины Викторовны
на 2021 – 2022 годы
Тема:
«Использование нетрадиционных техник
изображения
при обучении рисованию
дошкольников
с интеллектуальными нарушениями».
Содержание:
№ |
| Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Предполагаемый результат | 4 |
3 | Цели и задачи | 4 |
4 | Этапы работы | 4 |
5 | Источники самообразования | 5 |
6 | План мероприятий по реализации поставленных целей | 6 |
7 | Анализ результатов | 7 |
8 | Приложения | 8 |
Пояснительная записка:
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.
На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета . Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
Предполагаемый результат:
-систематическое использование нетрадиционных техник рисования во время НОД по художественно-эстетическому развитию
-создана система работы по использованию нетрадиционных техник рисования для детей с интеллектуальными нарушениями
Цель:
Повышение профессиональной компетентности по вопросу обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями нетрадиционным техникам рисования , создание системы работы.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по теме.
2.Разработать методический инструментарий.
3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.
4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.
Этапы работы:
1.Информационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.
2.Технологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.
3.Практический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.
4.Результативный-участие в методической работе на базе ДОО.
Источники самообразования:
Литература:
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 2015.
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г.Григорьева - Москва: Академия,2010.
Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/ О.Л. Иванова , И.И. Васильева- Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера,2011.
Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р.Г. Казакова- Москва: ТЦ Сфера, 2009г.
Колдина ,Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет/ Д.Н .Колдина -Москва: Мозаика- Синтез, 2009.
Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей/А. В. Никитина - Санкт-Петербург: КАРО, 2010г.
Рузанова ,Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/Ю. В.Рузанова - Москва : Сфера, 2010.
Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста/Н.В.Шайдурова - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
Интернет-ресурсы:
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач:
Срок | Мероприятия | Дата | Форма отчета |
Информационный этап | |||
2021 | Изучение методической литературы по нетрадиционным техникам рисования | Сентябрь- октябрь | Ксерокопии. Книги. |
Изучение интернет-ресурсов по теме | Сентябрь- октябрь | Статьи | |
Изучение РППС по теме | Ноябрь | Проект доработки | |
| |||
Технологический этап | |||
2021-2022 | Разработка картотеки используемых техник | В течение года | Картотека |
Разработка серии конспектов | Сентябрь | Конспекты | |
Обогащение РППС | В течение года | Фотоотчет | |
Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник» | Декабрь | Консультация | |
Консультация для педагогов: «Развитие воображения средствами нетрадиционной техники рисования» | Февраль | Консультация | |
Практический этап | |||
2022 | Апробация материалов в практике работы | В течение года | Конспекты |
Результативный этап | |||
Презентация методических разработок | Апрель | Презентация |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_21_-_kopiya.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»
План
профессионального саморазвития
воспитателя
Комаровой Ирины Викторовны
на 2021 – 2022 годы
Тема:
«Использование нетрадиционных техник
изображения
при обучении рисованию
дошкольников
с интеллектуальными нарушениями».
Содержание:
№ | Стр. | |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Предполагаемый результат | 4 |
3 | Цели и задачи | 4 |
4 | Этапы работы | 4 |
5 | Источники самообразования | 5 |
6 | План мероприятий по реализации поставленных целей | 6 |
7 | Анализ результатов | 7 |
8 | Приложения | 8 |
Пояснительная записка:
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.
На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета . Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
Предполагаемый результат:
-систематическое использование нетрадиционных техник рисования во время НОД по художественно-эстетическому развитию
-создана система работы по использованию нетрадиционных техник рисования для детей с интеллектуальными нарушениями
Цель:
Повышение профессиональной компетентности по вопросу обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями нетрадиционным техникам рисования , создание системы работы.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по теме.
2.Разработать методический инструментарий.
3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.
4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.
Этапы работы:
#1048;нформационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.
#1058;ехнологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.
#1055;рактический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.
#1056;езультативный-участие в методической работе на базе ДОО.
Источники самообразования:
Литература:
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 2015.
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г.Григорьева - Москва: Академия,2010.
Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/ О.Л. Иванова , И.И. Васильева- Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера,2011.
Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р.Г. Казакова- Москва: ТЦ Сфера, 2009г.
Колдина ,Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет/ Д.Н .Колдина -Москва: Мозаика- Синтез, 2009.
Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей/А. В. Никитина - Санкт-Петербург: КАРО, 2010г.
Рузанова ,Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/Ю. В.Рузанова - Москва : Сфера, 2010.
Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста/Н.В.Шайдурова - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
Интернет-ресурсы:
План мероприятий по реализации поставленных целей и задач:
Срок | Мероприятия | Дата | Форма отчета |
Информационный этап | |||
2021 | Изучение методической литературы по нетрадиционным техникам рисования | Сентябрь- октябрь | Ксерокопии. Книги. |
Изучение интернет-ресурсов по теме | Сентябрь- октябрь | Статьи | |
Изучение РППС по теме | Ноябрь | Проект доработки | |
Технологический этап | |||
2021-2022 | Разработка картотеки используемых техник | В течение года | Картотека |
Разработка серии конспектов | Сентябрь | Конспекты | |
Обогащение РППС | В течение года | Фотоотчет | |
Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник» | Декабрь | Консультация | |
Консультация для педагогов: «Развитие воображения средствами нетрадиционной техники рисования» | Февраль | Консультация | |
Практический этап | |||
2022 | Апробация материалов в практике работы | В течение года | Конспекты |
Результативный этап | |||
Презентация методических разработок | Апрель | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...