План по самообразованию
материал

комарова ирина.

 

 

 

План

профессионального саморазвития

воспитателя

Комаровой Ирины Викторовны

на 2021 – 2022 годы

 

 

 

Тема:

«Использование нетрадиционных техник

изображения

 при обучении рисованию

дошкольников

 с интеллектуальными нарушениями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Предполагаемый результат

4

3

Цели и задачи

4

4

Этапы работы

         4

5

Источники самообразования

5

6

План мероприятий по реализации поставленных целей

6

7

Анализ результатов

7

8

Приложения

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.

На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета . Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.

Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

Предполагаемый результат:

-систематическое использование нетрадиционных техник рисования во время НОД по художественно-эстетическому развитию

-создана система работы по использованию нетрадиционных техник рисования для детей с интеллектуальными нарушениями

 

 

Цель:

Повышение  профессиональной компетентности по вопросу обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями  нетрадиционным техникам  рисования , создание системы работы.

 

Задачи:

1.Изучить  методическую литературу по теме.

 

2.Разработать методический инструментарий.                                                                                  

 

3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.

 

4.Провести открытое мероприятие для педагогов  и родителей из опыта работы.

 

 

 

 

Этапы работы:

1.Информационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.

2.Технологический  - разработка планирования, создание  предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.

3.Практический – введение методик, разработок  в практику работы с детьми.

4.Результативный-участие в методической работе на базе ДОО.

 

 

 

 

Источники самообразования:

Литература:

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 2015.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г.Григорьева - Москва: Академия,2010.

Иванова, О.Л.  Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/  О.Л. Иванова , И.И. Васильева- Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера,2011.

Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р.Г. Казакова- Москва: ТЦ Сфера, 2009г.

Колдина ,Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет/ Д.Н .Колдина -Москва: Мозаика- Синтез, 2009.

Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей/А. В. Никитина - Санкт-Петербург: КАРО, 2010г.

Рузанова ,Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/Ю. В.Рузанова - Москва : Сфера, 2010. 

Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста/Н.В.Шайдурова - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач:

Срок

Мероприятия

Дата

Форма отчета

Информационный этап

2021

Изучение методической литературы по нетрадиционным техникам рисования

Сентябрь- октябрь

Ксерокопии. Книги.

Изучение интернет-ресурсов по теме

Сентябрь- октябрь

Статьи

Изучение РППС по теме

Ноябрь

Проект доработки

   

 

Технологический этап

2021-2022

Разработка картотеки используемых  техник

В течение года

Картотека

Разработка серии конспектов

Сентябрь

Конспекты

   

Обогащение РППС

В течение года

Фотоотчет

Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник»

Декабрь

Консультация

Консультация для педагогов: «Развитие воображения средствами нетрадиционной техники рисования»

Февраль

Консультация

Практический этап

2022

Апробация материалов в практике работы

В течение года

Конспекты

Результативный этап

Презентация методических разработок

Апрель

Презентация

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_21_-_kopiya.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Петушок»

План

профессионального саморазвития

воспитателя

Комаровой Ирины Викторовны

на 2021 – 2022 годы

Тема:

«Использование нетрадиционных техник

изображения

при обучении рисованию

дошкольников

с интеллектуальными нарушениями».

Содержание:

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Предполагаемый результат

4

3

Цели и задачи

4

4

Этапы работы

4

5

Источники самообразования

5

6

План мероприятий по реализации поставленных целей

6

7

Анализ результатов

7

8

Приложения

8

Пояснительная записка:

Для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.

На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета . Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.

Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.

Предполагаемый результат:

-систематическое использование нетрадиционных техник рисования во время НОД по художественно-эстетическому развитию

-создана система работы по использованию нетрадиционных техник рисования для детей с интеллектуальными нарушениями

Цель:

Повышение профессиональной компетентности по вопросу обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями нетрадиционным техникам рисования , создание системы работы.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу по теме.

2.Разработать методический инструментарий.

3.Дополнить предметно-развивающую среду группы.

4.Провести открытое мероприятие для педагогов и родителей из опыта работы.

Этапы работы:

#1048;нформационный - изучение методической литературы, подбор художественной литературы, видеозаписей.

#1058;ехнологический - разработка планирования, создание предметно-развивающей среды, разработка методического инструментария.

#1055;рактический – введение методик, разработок в практику работы с детьми.

#1056;езультативный-участие в методической работе на базе ДОО.

Источники самообразования:

Литература:

Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 2015.

Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/Г.Г.Григорьева - Москва: Академия,2010.

Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка/ О.Л. Иванова , И.И. Васильева- Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера,2011.

Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Р.Г. Казакова- Москва: ТЦ Сфера, 2009г.

Колдина ,Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет/ Д.Н .Колдина -Москва: Мозаика- Синтез, 2009.

Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей/А. В. Никитина - Санкт-Петербург: КАРО, 2010г.

Рузанова ,Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности/Ю. В.Рузанова - Москва : Сфера, 2010.

Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста/Н.В.Шайдурова - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

Интернет-ресурсы:

План мероприятий по реализации поставленных целей и задач:

Срок

Мероприятия

Дата

Форма отчета

Информационный этап

2021

Изучение методической литературы по нетрадиционным техникам рисования

Сентябрь- октябрь

Ксерокопии. Книги.

Изучение интернет-ресурсов по теме

Сентябрь- октябрь

Статьи

Изучение РППС по теме

Ноябрь

Проект доработки

Технологический этап

2021-2022

Разработка картотеки используемых техник

В течение года

Картотека

Разработка серии конспектов

Сентябрь

Конспекты

Обогащение РППС

В течение года

Фотоотчет

Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник»

Декабрь

Консультация

Консультация для педагогов: «Развитие воображения средствами нетрадиционной техники рисования»

Февраль

Консультация

Практический этап

2022

Апробация материалов в практике работы

В течение года

Конспекты

Результативный этап

Презентация методических разработок

Апрель

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...