КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ласка и хвала лишним не бывает»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Ласка и хвала лишним не бывает»
Из чего состоит "ласковое" воспитание?
- КОНТАКТ ГЛАЗ - любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развесе-лить, и наказать тоже. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.
- ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ - это и "телячьи нежности", и "медвежьи шало-сти". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные иг-ры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляет-ся от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелу-ев, дружеских похлопываний, объятий.
- ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).
Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".
Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих , то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!
Многие родители верят, что не только ласка, но и похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. И они правы, хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей; родители должны иметь в виду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Дети нуждаются в похвале, потому что это дает им дополнительный стимул к развитию, к занятиям, к учёбе. Они должны чувствовать благорасположение к себе со стороны родных людей, это для них очень важно. Дети бывают очень обеспокоены тем, что они что-то делают не так, и взрослые ими не довольны.
Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска,
преодоления, представляет собой особую задачу для родителей.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" – резонно советует в книге "Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Но по мере роста ребёнка похвала должна становиться все более продуманной.
Как не следует хвалить:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано
самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие
способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку
для его развития. А навредить она может, особенно при ее
повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Если ребёнком перестанут восхищаться, перестанут его хвалить, у него могут появиться зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность.
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример
тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля
другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание,
игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и
неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и
способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания.
Если в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Какими же словами хвалить ребенка? Лучше всего этой цели служит
описательная похвала. Родитель просто описывает, что он видит или чувствует, донося до ребенка положительные стороны, но не давая обобщенной оценки непосредственно самому ребенку.
Вот пример, который показывает, как надо хвалить. Шестилетняя Олечка хорошо поработала в саду: собрала граблями листья, выбросила мусор, аккуратно сложила на место инструменты. Матери понравилась еѐ работа, и она выразила свое одобрение дочери.
Мать: В саду было так грязно... Я даже не думала, что можно все убрать
за один день.
Оля: А я смогла!
Мать: Там было полно листьев и всякого мусора.
Оля: Я все убрала.
Мать: Вот это работа!
Оля: Да, было нелегко.
Мать: Сад теперь такой красивый, на него приятно посмотреть.
Оля: Стало чисто.
Мать: Спасибо тебе, доченька.
Оля: (широко улыбаясь). Не за что.
Мать похвалила поступок Оли, и девочка почувствовала радость и
гордость оттого, что она его совершила. В тот вечер она с большим
нетерпением ждала, когда придет домой отец, чтобы показать ему чистый сад и снова почувствовать гордость за свою работу.
Если применять описательную похвалу, ребенок с каждым днем будет узнавать о своих сильных сторонах. Дети запомнят, что они способны на то, чтобы оставлять за собой на кухне чистый стол, сделать приятное бабушке,
продемонстрировать смелость в суждениях, помочь друзьям с уроками, найти оригинальный выход из сложной ситуации, добиться высокого уровня знания английского языка, сочинять хорошие стихи, проявлять инициативность, сдерживать свое слово и т.д. Все это запоминается и подпитывает самооценку ребенка.
Родителям нужно постоянно работать над собой в вопросах похвалы, так как правильно хвалить ребенка — целое искусство. Оно требует
последовательности и постоянного самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Как нельзя хвалить ребенка"
Рекомендации родителям....
Консультация для родителей Как правильно хвалить ребенка.
Консультация....
Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребёнка"
Хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, ...
Консультация для родителей Как правильно хвалить ребенка.
Консультация....
Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребёнка"
Без похвалы не может ни один человек и тем более ребёнок.Когда малыша хвалят, он понимает, что совершил правильный поступок или сказал правильную фразу, у него формируется понимание того, что хо...
Статья "Консультация для родителей "Как правильно хвалить ребёнка?"
В статье даны рекомендации родителям, как правильно хвалить своего ребёнка, не создавая у него комплексов....