Главные вкладки
Презентация по самообразованию
презентация к уроку (старшая группа)
Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию, мы выделили для себя метод сказкотерапии, который позволяет в рамках сказки решать обучающие и воспитательные задачи. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия- это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразуя его и себя. Сказкотерапия-это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Учитывая значимость рассмотренной проблемы, были определены цель и задачи нашей работы. Цель: способствовать формированию связной речи детей используя метод сказкотерапии. Задачи: -способствовать формированию связной речи детей, как средства свободного общения со взрослыми и сверстниками -развивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства. -развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. -способствовать развитию творческих способностей детей. -развивать фантазию, воображение. -воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и народному фольклору. Формирование связной речи у детей и факторы ее развития изучались Э. П. Коротковой, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой и другими отечественными учеными. Результат развития речи у дошкольников речи зависит от многих причин. Во-первых, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Во-вторых, для развития речи дошкольников должны быть использованы разнообразные методы, приемы и средства, среди которых, на наш взгляд, интересным представляется метод сказкотерапии. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2]. Выделяют слдующие виды сказок для детей дошкольного возраста, используемых в сказкатерапии: Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие. Авторские: сказки Ганса Христиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера [5]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные приемы работы со сказкой: 1. Анализ сказок Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: • Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. … • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? • Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? • Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка? • Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? 2. Рассказывание сказок Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. 3. Переписывание сказок Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения. 4. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5. Сочинение сказок Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения [3]. Работа по развитию связной речи детей методом сказкотерапии осуществлялась как в совместной деятельности в НОД фронтально, так и во второй половине дня индивидуально. Дети приносили из дома любимые сказки, рассказывали о них. Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок «Отгадай мою сказку», «Один начинает- другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев, «Угадай сказку по мнемотаблице» и литературные викторины. Дети с удовольствием инсценировали любимые сказки и самостоятельно. Свою работу по развитию связной речи через погружение в сказку мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие ребенка в совместной и самостоятельной деятельности и обеспечивающей разные виды его активности. В группе имеется уголок речевого развития, был оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных игр и драматизаций. Создана библиотека сказочных книг, в которой присутствуют как народные и авторские художественные сказки, так и дидактические и психотерапевтические сказки. Пополнен уголок театрализованных игр и драматизаций. Присутствуют различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный. Приобретены и изготовлены самостоятельно шапочки-маски для драматизаций различных сказок. Результаты работы Дети стали более раскованными, их речь стала понятней и грамотней. Во время драматизации сказок дети стали более свободными в проявлении своих эмоций, научились пользоваться различными средствами выразительности (жесты, мимика, интонационная выразительность речи). В ходе работы я отметила, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми. Дети учатся думать, уважать мнение друзей. Нам было приятно, что и родители заинтересовались данной темой: стали больше читать детям сказки, обсуждать их содержание, поступки героев, помогли нам в создании развивающей среды Таким образом, в результате использования метода сказкотерапии у детей развивается речь, умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения; выражать свои мысли и чувства в речи, умение передавать художественный образ в рисунке, лепке, аппликации, в словесной форме; развивается творческий потенциал, фантазия, воображение, способность к словотворчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_na_temu.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результат развития речи у дошкольников зависит от многих причин. Во-первых , от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение . Во-вторых , для развития речи дошкольников должны быть использованы разнообразные методы, приемы и средства, среди которых интересным представляется метод сказкотерапии .
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» В.А. Сухомлинский Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии -это целостное развитие личности, забота о душе.
Задачи сказкотерапии : 1.Способствовать формированию связной речи детей, как средства свободного общения со взрослыми и сверстниками; 2.Развивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства; 3.Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; 4.Способствовать развитию творческих способностей детей; 5.Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и народному фольклору.
Доктор психологии, автор метода комплексной сказкотерапии Т.Д. Зинкевич -Евстигнеева. Виды сказок для детей дошкольного возраста, используемых в сказкотерапии : -Народные сказки;(“Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.) -Авторские; : сказки Ганса Христиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и др. -Психотерапевтические; -Дидактические сказки; - Психокоррекционные сказки; -Медитативные сказки ; -Диагностические сказки
1. Анализ сказок Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Основные приемы работы со сказкой в развитии связной речи
2.Рассказывание сказок Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
3. Постановка сказок с помощью кукол
4. Сочинение сказок
Развивающая предметно-пространственная среда В группе имеется уголок речевого развития, был оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных игр и драматизаций. Создана библиотека сказочных книг, в которой присутствуют как народные и авторские художественные сказки, так и дидактические и психотерапевтические сказки. Пополнен уголок театрализованных игр и драматизаций. Присутствуют различные виды театров: би -ба- бо , пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный.
Работа с родителями Консультация для родителей «Читайте детям сказки ». Акция «Подари детям книгу».
Результаты работы Дети стали более раскованными, их речь стала понятней и грамотней. Во время драматизации сказок дети стали более свободными в проявлении своих эмоций, научились пользоваться различными средствами выразительности (жесты, мимика, интонационная выразительность речи). В ходе работы дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми, рассудительными. Дети учатся думать, уважать мнение друзей.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по самообразованию "Коррекционно-оздоровительная работа с детьми на занятиях по физической культуре"
ЦЕЛЬ:Формирование основ здорового образа жизни, укркепление здоровья, коррекция имеющихся заболений, достижение гармоничного физического и психического развития, обеспечение эмоцмонального благополучи...
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»
Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...
презентация по самообразованию
презентация по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...
Презентация по самообразованию "Формирование целостной картины мира через расширение кругозора дошкольников"
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Именно от воспитателей в значи...
презентация по самообразованию "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста"
В презентации отражена работа по теме "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста" за 2014-2015 год. Работа проводилась на базе 1 младшей группы "Лучики" МКДОУ детский сад № 4 "Золотой п...
Презентация по самообразованию "Познавательно - исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"
В презентации представлен план работы по самообразованию по теме "Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста"...
Презентация по самообразованию: «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГОС»
Известно, что основными средствами физического воспитания являются физические упражнения. Они весьма разнообразны и имеют высокую степень эмоциональности. Несмотря на это, не ослабевают попытки исполь...