" Значение театрализованной игры в развитии личности дошкольника"
консультация
Театрализованная игра- самая эффективная форма, способствующая формированию творческой личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_teatr.igry_.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение театрализованной игры
в развитии личности дошкольника
Консультация для воспитателей
Музыкальный руководитель Бутова Т.В.
Каждый ребенок рождается с удивительным, волшебным даром – творческим воображением. И каждому педагогу надо иметь способность разбудить в ребенке волшебника. Для этого нужно обладать особым чудесным средством. Это волшебное средство, название которому – театр.
Музыкально - театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка.. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты.
Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка!Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на капризную Принцессу, озорного Буратино, добрую Дюймовочку, трудолюбивую Золушку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Играя различные роли в спектаклях, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театрализованная деятельность связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Постепенно ,с помощью театрализации ,дети могут достигнуть следующих результатов:
1. будут уметь инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
2. получат представление о театре и театральной культуре.
3. сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
4. смогут импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
5. сформируется умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
6. Умение свободно держаться на сцене.
7. станут дружнее, зародится чувство партнерства.
В результате этой работы повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ .Виды обучения театрально-игровой деятельности:
- Слушание
- Игра – импровизация на музыкальных инструментах
- Движения
- Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен, распевки в игровой форме
- Постановка спектаклей, инсценировки.
Я бы хотела остановиться на некоторых видах обучения театрально – игровой деятельности в практике.
1. Слушание
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются интересные образы. Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
«Прослушай и изобрази» или «Прослушай и протанцуй»
2. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с показом сказки. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными музыкальными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка.
3. Движения –
Начиная со средней группы, дети знакомятся с характерными движениями: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п. Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения
Упражнения на повторение «движений » растений: «Дерево», «Роза».
Упражнения на повторение «движений » птиц: «Лебедь».
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен, распевки в игровой форме .
Хочу остановиться на распевках, чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков, длительность звучания, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение.
«Вытяни ленточку», «Башенка», «Передай звук».
С помощью простых игр и упражнений у детей развивается умение общаться, выражать себя в речи и движениях, входить в образ.
Постановка спектаклей, инсценировки-
Театральные занятия, проводимые мной с воспитанниками, начинаются с упражнений по развитию речи – скороговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, разминки пальцев, жестикуляция. На первых занятиях я рассказываю детям о театре, о том, как он возник, познакомила детей с видами театров, правилах поведения в театре, театральными профессиями и театральной терминологией.
В основной части занятия основной упор делается на развитие памяти, фантазии детей, а так же на развитие инициативы и самостоятельности в создании образов различных персонажей. Дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль я уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции, для этого я с детьми проигрываю этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Провожу игры на жестикуляцию: “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. Провожу игры на развитие фантазии и воображения: “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.)
Для развития словарного запаса у детей применяю такой приём, как «совместное сочинительство» — вместе с детьми сочиняем истории, сказки, а некоторые из них разыгрываем прямо на занятии. Особый восторг у детей вызывают развивающие игры “Какое у тебя сейчас настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает — не летает”, “Растет — не растет”, “Живой телефон”, которые помогают развивать у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Так же детям очень нравятся игры на развитие фантазии “Продолжи сказку…”, упражнения и этюды на развитие воображения: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), а также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”, “Ветер” и др.
Большую роль я уделяю работе над самим спектаклем.. При составлении сценариев знакомых сказок , я опираюсь на готовые сценарии уже известных театрализованных представлений, которые дополняю песнями собственного сочинения, танцевальными композициями и музыкальными играми, переделываю сюжетную линию в зависимости от ситуации( например: в утренниках, показ для малышей или показ для родителей. Дети с удовольствием заучивают свои, иногда даже большие роли в стихах. Тексты песен разучиваю с каждым ребёнком индивидуально, чтобы это сразу подкреплялось музыкальным сопровождением фонограммы для лучшего усвоения и запоминания песни.
Затем начинается работа над отдельными эпизодами, сценами, танцевальными композициями. Проигрывая каждую роль, я сначала показываю детям, с какой интонацией нужно произносить ту или иную реплику, какие при этом надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение того или иного героя. Музыкальное сопровождение к сказкам и театрализованным представлениям всегда подбираю сама. Индивидуальные репетиции с героями спектаклей, исполняющие песенные или танцевальные номера провожу по мере необходимости
.Заключительным этапом подготовки спектакля становится генеральная репетиция, на которой дети проигрывают сказку от начала до конца так, как бы они это делали на самой премьере. На ней тоже присутствует небольшое количество зрителей, чтобы герои привыкали к группе под моим руководством к публике, и не стесняясь в полном объёме проиграли свою роль.
За три года работы были поставлены такие музыкальные сказки как «Репка», «Теремок»», «Дюймовочка», «Морозко», «Рукавичка», кукольный спектакль « Веселые музыканты»
Предлагаю вашему вниманию театральные игры, способствующие всестороннему развитию ребенка. развитию
Игра «Угадай песенку» Играть в неё можно при любом удобном случае. Правила игры просты.
- Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребёнку песенку, и прохлопайте её ритм.
- Пусть он угадает песню, затем загадает свою.
- Но не забывайте, что ребёнку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии.
- Поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее сказать, несколько строчек.
Игра «ГРОМКО — ТИХО ЗАПОЁМ» Игровым материалом может быть любая игрушка.
- Ребёнку предлагается на некоторое время выйти из комнаты.
- Взрослый прячет игрушку.
- Задача ребёнка найти её, руководствуясь силой звучания песенки, которую начинает петь взрослый.
- При этом громкость звучания :
— усиливается по мере приближения к игрушке,
— ослабляется по мере удаления от неё.
- Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.
Игра «НАУЧИ МАТРЁШЕК ТАНЦЕВАТЬ» Игровой материал: большая и маленькая матрёшки.
- Взрослый отстукивает большой матрёшкой ритмический рисунок, предлагая ребёнку воспроизвести его.
- Затем образец ритма для повторения может задавать ребёнок.
Игра «КОШКА МУРКА и музыкальные игрушки»
Игровой материал: музыкальные игрушки — дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; мягкая игрушка — кошка, коробка.
1.Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт из неё кошку и сообщает, что кошка Мурка пришла в гости и принесла музыкальные игрушки, которые предложит ребёнку, если он узнает их по звуку.
2.Взрослый, незаметно для ребёнка, за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках.
.Ребёнок узнаёт их.
«Танцуй так же, как я». Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
«Кто первый запоёт»Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?
«Послание африканскому племени» Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
«Кто лучше изобразит» Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.
«Придумай танцевальные движения» Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.
Танцевальная игра «Воробушек. Все встают в круг, в центре «воробушек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив :Покажи, покажи, воробушек, Как девицы ходят. (Воробушек показывает, и все повторяют его движения) Покажи, покажи, воробышек, Как молодцы ходят. (Воробушек снова показывает)В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только
. «Спеть высокую или низкую ноту» Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо —
. Еще одна игра с предметами направлена на развитие музыкального слуха.
«Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов, которые есть в каждом доме. Например: стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш за самый кончик и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите ребенка отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда ребенок повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали. В начале игры не берите много предметов, для того, чтобы игра понравилась.Она не должна быть слишком сложной.
В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3-х лет. Постепенно ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
.«Непослушный мячик» - игра на развитие динамического слуха. Игра
проводится по принципу игры «Холодно-горячо». Взрослый прячет где-то дома какую-либо игрушку. Начинает петь знакомую песню, ребенок под это пение ищет игрушку. Если взрослый поет тихо, значит, игрушка находится далеко, если громко – то близко. Потом игрушку прячет ребенок.
«Кто первый запоёт»
Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее.
«Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.
Выступление на Совете ПедагоговТеатр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С.Станиславский...
консультация для воспитателей "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника."
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!...
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
В данной статье рассматривается важность театрализованной деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается важность данного вида деяельности дошкольников, приводится ряд з...
"Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка....
Семинар «Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника»
Театр – искусство прекрасное!Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по-настоящему,Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!К.С. Станиславский ...