Средняя группа картотека осенних прогулок
картотека

Горбачева Ольга Михайловна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_progulki.docx62.14 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

картотека осенних прогулок

Название деятельности

Содержание, цель

Сентябрь

1.1

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

 

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки.

• Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

• На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

• Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах.

Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Воспитатель задает детям вопросы.

• Почему сентябрь называют «златоцветником»?

• Какие дни сентября называют «бабьим летом»?

• Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Игры

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои

места и снова бегут. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.

П/и «Зайцы и волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа

«Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

1.2

Наблюдение за вороной

 

Цели:

— расширять знания о вороне;

— воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

— Как выглядит ворона?

— Чем она питается?

— Зимующая или перелетная эта птица?

— Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона давно живет в саду моем. В густых зеленых ветках клена Она построила свой дом.

 

Игры

Русская народная игра «Утка и селезень».

Цель: развитие быстроты движения.

Ход игры: Все дети становятся в круг, в середине «утка» - за кругом - «селезень», ловит «утку» (как в игре «Кошки-мышки»),

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утка, ты домой.

Поди, серая, ты домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой - селезень.

Словесная игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и ветерка.

Подвижная игра «Ворона и собачка»

Цель игры. Учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу.

Описание игры. Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» (Дети прыгают и каркают.)

Воспитатель показывает собачку и говорит:

Тут собачка прибежала и ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» (Вороны разбегаются.)

 

Трудовая деятельность

Сбор семян цветов.

Цель: развивать желание выполнять работу дружно.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).

1.3

Наблюдение за цветником

 

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какими стали цветы на клумбе?

• Почему они завяли?

• Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

 

Игры

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Подвижная игра «Кто скорее до флажка?».

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги, на расстоянии 3 м флажки на подставке.

Задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

Подвижная игра «Овощи»

Цель - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                  Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.                                Разбегаются, приседают, водящий ищет.

Трудовая деятельность

Сбор цветов в коробочки.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Индивидуальная работа

«Собери игрушки».

  Цель: развивать внимательность.

1.4

Наблюдение за погодой

 

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года?
  • Как вы догадались?
  • А знаете, куда мы сейчас пойдем?
  • Что растет в огороде?
  • Как можно назвать все это одним словом?
  • Кто из вас знает загадки про овощи?
  • Где растут овощи?

Каждая группа овощей растет на своей грядке. Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Сегодня мы с вами соберем овощи и отнесем их на кухню, чтобы повар приготовил нам из них обед. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

 

Игры

Подвижная игра ««Огуречик, огуречик».

Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу;

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне - «охотник», на другой в обручах по 2-3 «зайца». Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают

Словесная игра «ЗЕРКАЛО».

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

 

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа по развитию движений

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

1.5

Наблюдение за собакой

 

Цели: формировать представление о внешнем виде собаки;

• воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (Собака.)

• Как выглядит собака?

• Где она живет?

• Чем питается?

• Кто ухаживает за собакой?

Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Игры

Дидактическая игра «У кого кто?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Подвижная игра «Собачка и воробьи»

Цель игры: Закрепить знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Описание игры. Воспитатель: Скачет, скачет воробей:

Скок – скок! Скок – скок! (Дети скачут.)

Кличет маленьких детей: «Чив! Чив! Чив! Чив! (Дети повторяют.)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: «Чик – чирик! Чик – чирик!» (Дети повторяют.)

Воспитатель: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко – громко».

Ребенок – собачка: «Ав – ав!» Дети - воробьи разлетаются.

Словесная игра «Каравай»

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Как на Ванин день рожденья испекли мы каравай.

Вот такой вышины, вот такой ширины, вот такой нижины.      

Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай! 

Трудовая деятельность

Сбор шишек и листьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Индивидуальная работа

Ходьба по короткой и длинной дорожке. Цель: закреплять представления о длине.

1.6

экскурсия по территории детского сада

Цель: формировать знания об осенних месяцах (сентябре, октябре, ноябре), сезонных изменениях; закреплять знания народных примет; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот,

В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их покроет тень, станет пасмурной река —

Третья верная примета осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны лягут белые туманы,

А потом уж жди не жди —- моросящие дожди

Пеленой затянут просинь. Значит, наступила осень.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист.)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь.)

Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

Одним проходу не дает, других он прогоняет. (Ветер.)

• Как называют осень?

• Как называют раннюю осень?

• Как называют середину осени?

• Как называют позднюю осень?

• Какие вы знаете приметы осени?

• Какие изменения произошли в природе?

Игры

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Словесная игра «Где были не скажем, а что делали покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры. Водящий выходит из комнаты, дети договариваются, что они будут делать.

— Давайте все будем пилить дрова. (Дети изображают действие)

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

—- Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от листьев.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Индивидуальная работа

«Догони меня».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

1.7

Наблюдение за состоянием погоды

 

Цели:

— формировать представление о природном явлении — тумане;

— учить наблюдению за сезонными явлениями;

— подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Ход наблюдения

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко,

Прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Туман — явление природы. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое небо во время тумана?

Как вам дышится?

Какой воздух — влажный или сухой?

Густой ли туман?

Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

Игры

Дидактическая игра «Да или нет».

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Загадка.

Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать!

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цели: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные флажки. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

Подвижная игра «Не попадись!».

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40 секунд воспитатель прекращает игру.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Индивидуальная работа

«Кто дальше бросит?».

Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

1.8

Наблюдение за перелетными птицами

Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какие птицы улетают в теплые края?

• Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

• Воробей маленький, а журавль... (большой).

• Утка серая, а лебедь ... (белый).

Игры

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Словесная игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей?                      Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у... (зверей).                 Я (тигренок), а не (...).

Ветер по морю (...)

И (...) подгоняет. И т. д.

Подвижная игра «Воробушки».

Цели: активизация звука [ч] в звукоподражании; развитие ловкости.

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети раскрывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».

После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.

П/и «Мы веселые ребята»

Цель: развивать внимание и ловкость

 

Трудовая деятельность

Уборка сухих листьев

Цель: воспитывать стремление к труду

Индивидуальная работа

Прыжки на месте на одной ноге.

Октябрь

1.1

Наблюдение за березой

 

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к березе для беседы.

• Какое это дерево?

• Покажите ствол березы.

• Какой он — толстый или тонкий?

•Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

• Погладьте ствол березы.

• Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

• Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

• Какие изменения произошли с березой?

• Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?

• Где лежат листочки?

• Кто их срывает?

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

• Какое время года?

• Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме.)

 

Игры

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» - остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

 

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

1.2

Наблюдение за собакой и кошкой

 

Цели: продолжать расширять кругозор о животном мире; прививать любовь к домашним питомцам; познакомить с историей приручения собак человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

-                     Это хозяин собаки, которую он держит на поводке. Рассмотрите ее внешний вид, повадки. У кого из вас есть домашний питомец? Расскажите о нем (его кличка, порода, привычки, любимая еда).

Педагог знакомит с историей приручения собак.

Собаки - верные помощники человека, они помогают охранять границу, спасают людей во время пожаров, живут вместе с плохо видящим человеком (переводят его через дорогу, помогают найти путь домой), собаки очень преданные, умные животные.

-                     Посмотрите на кошку. Рассмотрите ее внешний вид. У кого есть домашний питомец? Расскажите о нем.

Педагог знакомит с историей одомашнивания кошки.

У кошки есть дикие родственники: тигры, барсы, львы, гепарды.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко - погода переменится; солнце в туман садится - к дождю; если вороны садятся клювами в одну сторону - к сильному ветру; осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Загадки.

Заворчал живой замок,                           Отворилась тихо дверь,

Лег у двери поперек.                               И вошел усатый зверь,

Две медали на груди.                               Сел у печки, жмурясь сладко,

Лучше в дом не заходи! (Собака.)       И умылся серой лапкой. (Кот.)

 

Игры

Словесная игра «У кого кто?».

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Подвижная игра «Птички и кошка».

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Подвижная игра «Ловишки».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

 

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от листьев.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Индивидуальная работа

Ходьба на носках.

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

1.3

Наблюдение за пожарной машиной

Цели:

  • расширять знания о роли машин и их механизмах;
  • воспитывать любознательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами''
  • Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?
  • Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?
  • Почему пожарные работают в касках?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

 

Игры

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом…(не бывает). Мороз летом ... (не бывает).

Снег зимой ... (бывает). Капель летом ... (не бывает).

П/и «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Правила:

Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

П/и «Солнышко и дождик»

Цель: упражнять в построении в круг; учить действовать по команде взрослого, выполнять действия согласно тексту; развивать чувство ритма

Трудовая деятельность

Сбор мусора на территории.

Цели:

  • приучать к чистоте и порядку;
  • вызывать желание трудиться в коллективе.

Индивидуальная работа по развитию движений

«Лисички»

Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

1.4

Наблюдение за воробьем 

Цели:

  • углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
  • активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит воробей?
  • Чем он питается?
  • Как передвигается?
  • Как поет?

Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

 

Игры

Подвижная игра «Листопад».

Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев; конкретизировать понятие – листопад.

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Словесная игра «Ровным кругом».

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей.

 

Индивидуальная работа по развитию движений

«Поймай мяч». Цели:

  • продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;
  • воспитывать внимание и ловкость.

1.5

Наблюдение за березой 

Цели:

—     продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
выделяя признаки живого;

—    воспитывать бережное отношение к дереву.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. (Береза.)

Дети подходят к березе, здороваются, любуются красотой осеннего дерева. Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие изменения произошли с деревом?
  • Что произошло с листьями березы?
  • Какого они цвета?

         • Много или мало листьев на березе?

           • Когда дует ветер, что происходит с листьями?

Предложить детям собрать букет из опавших листьев. Еще раз отметить, какого цвета листья. Какие признаки того, что береза живая, можно назвать?

Трудовая деятельность

Сгребание опавших листьев граблями.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца.

  

Игры

Подвижная игра «Найди себе пару».

Цель: учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление движения.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

        Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

        Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

        Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

        Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

П/и «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Индивидуальная работа по развитию движений

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы: четкого и широкого шага, хорошей осанки, естественной работы рук.

1.6

Наблюдение за листопадом

Цели:

— знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

   — воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает детям отгадать, о каком времени года идет речь в стихах.

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое? (Осень.) 

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем. (Осень.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Почему осень называют золотой?
  • Какое явление называют листопадом?
  • Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
    Трудовая деятельность

Уборка мусора на огороде.

Цель: закреплять навыки работы на огороде.

.

  

Игры

Подвижные игры

«Ловишки», «Найди свой домик».

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне - «охотник», на другой в обручах по 2-3 «зайца». Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают

Словесная игра «ЗЕРКАЛО».

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Индивидуальная работа по развитию движений

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель: развивать ловкость

1.7

Наблюдение за осенними работами на огороде

 

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Дуют ветры буйные,

Ходят тучи темные,

Не видать в них света белого,

Не видать в них солнца красного.

Воспитатель задает детям вопросы. • Как изменились погода, природа?

• Что изменилось в огороде?

• Когда наступают холода, как вы одеваетесь?

• Как вы думаете, что будет с клубникой с наступлением холодов, замерзнет ли она?

Чтобы клубника не только не замерзла, но и не вымерзла, а летом порадовала нас спелыми ягодами, нужно засыпать клубнику опилом, а сверху накрыть грядку прозрачной пленкой.

 

Игры

Подвижная игра «Замри».

Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» - остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне - «охотник», на другой в обручах по 2-3 «зайца». Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают

Словесная игра «ЗЕРКАЛО».

Цель: Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

 

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

Индивидуальная работа

«Изобрази настроение».

Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения

1.8

Наблюдение за погодой

Наблюдение за погодой

Цели:

  • обращать внимание на то, как изменилась природа;
  • учить сравнивать природные изменения;
  • развивать наблюдательность.

Ход наблюдения

В октябре, в октябре

 Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

 Заготовлены дрова

На зиму для печек. С. Маршак

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча.)

Блестит под солнцем после стужи

На асфальте сером... (лужа).

  • Какие произошли в природе изменения?
  • Какое стало небо?
  • Как часто светит солнце?
  • Идет ли дождь?

  

Игры

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Догони».

Цели:

- учить быстро действовать по сигналу;

—   воспитывать дружеские отношения.

Индивидуальная работа по развитию движений

«Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении.

Трудовая деятельность

Уборка осенних листьев.

Цель: воспитывать желание трудиться.

1.9

Наблюдение за воробьями

Наблюдение за воробьями

Цели:

  • расширять знания о внешнем виде и повадках воробья;
  • воспитывать внимание и наблюдательность.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Чем все воробьи похожи друг на друга?
  • В чем их различие?
  • Чем питаются воробьи?

Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее, одни нахальные, смелые, другие осторожные.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распустил.

Игры

Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Индивидуальная работа по развитию движений

«Кто дальше бросит?».

Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

1.10

Наблюдение за рябиной

Наблюдение за рябиной

Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. (Рябина.)

У рябины листопад — Под ветвями листьев клад. Облетели листья,

Но остались кисти Красные, яркие — Снегирям подарки.

Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима — морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.

Игры

Подвижные игры

«Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Цель: учить бегать по всей площадке, выполняя команды по сигналу воспитателя.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Индивидуальная работа по развитию

 «Брось дальше!», «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;

  • развивать глазомер, быстроту бега.

1.11

Наблюдение за птицами

Наблюдение за птицами

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек — пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка, не робей.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какая птица больше — голубь или воробей?
  • Как передвигается воробей?
  • Как передвигается голубь?
  • Как кричат воробей, голубь?

Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях.

Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль».

Игры

                 

Подвижная игра

«Перелет птиц».                                                         

Цели: упражнять в подлезании и лазанье;

  • воспитывать внимание и ловкость.

Трудовая деятельность

Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа по развитию движений

Развитие движений.

Цель: формировать умение катать обручи друг другу.

 

1.12

Наблюдение за сорокой

Наблюдение за сорокой

Цели:         формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;

—    воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход  наблюдения

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

 Знаю каждый куст в лесу.

 Может быть, меня за это

И зовут лесной газетой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит сорока?
  • Чем она питается?
  • Как стрекочет?

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям.

Игры

 

Подвижные игры: «Ворона и собачка», «Поймай мяч».

Цели: - учить подражать движениям и звукам птиц;

  • ловить мяч двумя руками.

Трудовая деятельность

Сбор осенних листьев.

Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Индивидуальная работа по развитию движений

Развитие движений.

Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних прогулок (сентябрь) в младшей группе

Данный материал будет интересен воспитателям,работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Картотека осенних прогулок (ОКТЯБРЬ) в младшей группе

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ БУДЕТ ИНТЕРЕСЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ МЛАДШИХ ГРУПП....

Картотека осенних прогулок в средней группе

Картотека осенних прогулок в средней группе...

Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И.А.

Картотека осенних прогулок в средней группепо ФГОСРазработала Романова И.А. Сентябрь.Прогулка  1Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за состоянием погодыЦель: ...

Картотека осенних прогулок для средней группы

Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и красотой.Осенние прогулки могут стать увлекательным ...