Роль распевок для детей дошкольного возраста.
статья

Фролкова Елена Юрьевна

Что такое распевки и для чего они нужны?

Роль распевок для детей дошкольного возраста.

Несколько распевок для поддержания интереса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevki.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Распевки.

Распевки для детей 4-6 лет.

Для подготовки голоса к пению требуются не только вокальные, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без распевок нельзя полностью подготовить певческий голос детей 4-6 лет и старше к творческому воплощению вокального материала.

Что такое распевки, для чего нужны

Работа над певческим голосом – это развитие дыхания и силы звука, расширение его диапазона и протяженности. Без предварительной подготовки голоса нельзя начинать вокальные упражнения, иначе певческий аппарат не сможет правильно работать и качество исполнения песен будет ухудшаться.

В перечне обязательных упражнений у детей, независимо от того, сколько им лет, должны быть:

-приемы на мышечное расслабление и напряжение;

-специальные задания, которые призваны тренировать не только артикуляционный аппарат, но и дыхательные мышцы, принимающие участие в процессе пения.

Распевки для детей 4-6 лет – это своего рода разминки перед тренировкой. Основная задача – привести организм в тонус и разогреть мышцы, чтобы они приобрели эластичность и могли легко растягиваться. В таком случае движения станут более управляемыми. Это в первую необходимо для того, чтобы предотвратить травмы.

В распевку входит несколько вокальных упражнений, которые решают разные вокальные задачи.

Сделать голос звонким, объемным и придать ему «полетность» помогут упражнения со звуковой имитацией. Внимание нужно обращать на певческое дыхание. Для этого применяются упражнения без фонации.

Пример одного из таких упражнений:

Глубоко вздохнуть.

Задействовать мышцы живота.

Выдохнуть, обязательно сохраняя положение вдоха.

Также следует применять артикуляционную гимнастику.

Задачи этих упражнений следующие:

-выработать качественные, полноценные движения артикуляционных органов;

-подготовить ребенка к правильному произношению звуков;

-развивать чувство ритма;

-совершенствовать дикцию;

-формировать артикуляции различных звуков;

-увеличивать объем слуховой памяти и концентрировать внимание;

-Закреплять артикуляционные уклады разных звуков в слогах, словах и целых предложениях;

-совершенствовать подвижность языка и губ. Ребенок должен научиться активировать движения кончика языка, выполнять им дифференцированные движения, а также ограничивать движения нижней челюсти.

Подготовка певческого и артикуляционного аппарата

При вокальной работе с детьми нужно особенно щадяще относиться к голосовому аппарату. При распевках с ними можно применять те же самые упражнения, которые используют взрослые певцы. Разница будет заключаться лишь в том, что такие занятия будут преподноситься детям как игры. Их нужно сопровождать различными шутками и прочими детскими текстами.

Перед тем, как начинать выполнять вокальные упражнения, следует позаниматься скороговорками. Важно, чтобы ребенок проговаривал их четко: сначала в не очень быстром темпе, а затем, при многократном повторении, постепенно его увеличивая. Следующий шаг – выразительное чтение скороговорки. От выразительности зависит артистичность исполнения песни и ее содержание.

Например, можно дать детям задание – произнести одну и ту же фразу с разными оттенками в голосе: с радостью, грустью, чувством страха, насмешкой. Можно также сыграть в игру «вопрос-ответ» и при этом следить за тем, чтобы в голосе была вопросительная интонация.

Примеры скороговорок:

«Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали»;

«Ткет ткач ткани на платье Тани»;

«От топота копыт пыль по полю летит».

Наш язык богат скороговорками, всегда можно придумать индивидуальные варианты. Главное, чтобы во фразе было как можно больше одинаковых слогов. Длина скороговорки может быть разной. Начинать следует с самых коротких и простых. Отличный пример для начала – самая популярная скороговорка про траву и дрова во дворе. После занятия скороговорками можно переходить к следующим упражнениям.

Свечка

Суть упражнения, которое называется «свечкой», сводится к тому, чтобы спокойно и глубоко дышать.

Его этапы следующие:

-Вдохнуть носом.

-Долго и ровно выдыхать ртом.

При выполнении этого упражнения необходимо помнить о плечах и следить за тем, чтобы они не поднимались. Их подъем – это признак того, что дыхание является поверхностным: атмосферный кислород проникает только в верхнюю часть легких. Такого дыхания недостаточно для того, чтобы пропевать и проговаривать фразы.

Язык-кисточка

Другое упражнение для детей 4-6 лет – «язычок-кисточка». Суть его выполнения сводится к следующему: нужно тянуть язык вверх и проводить им по небу вдоль и поперек.

Ребенку выполнять такое упражнение будет гораздо интереснее, если сказать ему, что язык – это кисточка, а небо – потолок в доме, который требуется покрасить. При этом не стоит забывать о «дверях в доме», которыми являются зубы и губы. Они должны быть открыты, чтобы «краска быстро выветривалась».

Важное условие – кончик языка нужно сильно придавливать к поверхности неба. После такой «покраски потолка» нужно начинать «окрашивание» дверей с обеих сторон: и снаружи, и изнутри.

Молчаливая рыба

Суть детского упражнения «Молчаливая рыба» сводится к периодическому открыванию и закрыванию рта. Главная функция такого упражнения – активировать и выработать у 3-4-летних детей свободу нижней челюсти. Она должна свободно опускаться.

Лицо при выполнении данного упражнения должно оставаться спокойным. Контролировать его следует, смотря на себя в зеркало. Впоследствии будет проще выполнить это задание по памяти, просто представляя свое отражение в зеркале.

Работа у зеркала

Возле зеркала нужно работать почаще. Стекло, которое умеет отражать – лучший друг начинающего вокалиста. Можно просто строить различные гримасы, задействовать губы и мимические мышцы. После привыкания к своему отражению в зеркале появится сценическая свобода.

Полоскание рта

Полоскать рот водой или другой жидкостью не нужно. Следует лишь вообразить полоскание.

Суть данного упражнения следующая:

-Набрать в рот воздух.

-Плотно сжать губы.

-Воздухом, который находится в ротовой полости, выполнить «полоскание». При этом поочередно применяются 2 способа: сначала воздух просто перекатывается за щеками, а затем – нужно перемещать его за губы. В последнем случае он должен находиться между плотно сомкнутыми губами и передней стороной зубов.

-Перейти снова к 1-му способу, перекатывая воздух обратно за щеки. Так повторяется многократно.

Энергичные вдохи и выдохи

Отличное упражнение – несколько раз энергично вдохнуть и выдохнуть. Причем воздух должен поступать через нос, а выходить через рот. При этом передняя стенка живота при вдохе идет вперед, а на выдохе уже возвращается в исходное положение.

Скромный зевок

Одно из самых простых упражнений – зевок с сомкнутыми губами. Для этого достаточно представить, что хочется зевнуть, но вокруг много людей. При таком зевке рот должен оставаться закрытым. Мягкое небо будет активно подниматься.

Простые  распевки  для самых маленьких

Распевки для детей 4-6 лет должны быть не только эффективными, но и быстро запоминающимися, и нетрудными. Иначе ребенок не справится с задачей в силу своего очень юного возраста.

Распевки для детей 4-6 лет

Можно применять, например, такие упражнения для голоса:

«Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да! Гуси, гуси, вот еда. Га-га-га, га-га-га»;

«Много дней летает птичка: ищет зернышки пшенички. Как пшеничку замечает, клювом тюк и подбирает».

Распевки посложнее для 5-6-летних детей

Детям старшей группы детского сада отлично подойдут такие распевки:

«Снег укрыл все-все пути, и теперь нам не пройти. Эй, лопатки мы возьмем, и тропинки разгребем»;

«За стеклом слышны капели, и цветочки расцвели. Побыстрей бы прилетели ласточки и соловьи!»;

«Вот цветок, еще цветок. Эй, сплети себе венок. Давай вместе всем играть, и ромашки собирать».

Упражнение-разогрев

Это пропевание с закрытым ртом, применяя среднюю громкость звука. Высокие ноты здесь отсутствуют: они могут поспособствовать «зажатию» голоса и невозможности дальше проводить занятия.

Как только почувствуется напряжение в голосе, нужно прерваться на 23 мин., чтобы мышцы снова расслабились.

Маятник

«Маятник» – это упражнение, которое поможет оздоровить голосовой аппарат.

Этапы его выполнения следующие:

-Встать прямо и прижать локти к животу в районе пояса и чуть приподнять правую руку.

-Сделать вдох, при этом резко толкнуть руки к себе.

-Выдыхать, верхние конечности при этом отталкиваются от себя.

-На следующем вдохе правую и левую руки поменять местами. При этом важно следить за тем, чтобы плечи оставались расслабленными.

Часики

Простое упражнение для младших дошкольников – «Часики». Суть его такова: губы должны быть сомкнуты, при этом нужно периодически улыбаться, разводя их кончики в стороны, а затем – снова сводить вместе.

Развитие звуковысотного слуха

Работу по развитию слуха нужно начинать с представлений о высоте звука. Для 3-летних и 4-летних детей – это всякого рода подражания.

Игра «Кто живет в домике?»

Дети сидят на стульчиках (словно в «домиках» и превращаются в котят, щенят, птенцов), а педагог стучит в каждый домик и задает вопрос: «Кто там живет?»

Для детей 5 и 6 лет применяются упражнения-песенки на различение высоты. Каждое упражнение сопровождается вопросом: «Какой звук выше?»

Работа над чистотой интонации

Проблема, связанная с умением чисто интонировать, многократно появлялась в передовой практике. Сегодня она также остается одной из главных проблем, решением которых активно занимаются вокальные педагоги.

Интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке. Она образована последовательностью нескольких звуков. Помимо понятия интонации как части мелодии, есть также понятие «интонация исполнительская». Так называется передача высоты звуков при пении. Так же, как слово в речи, музыкальная интонация произносится по-разному.

Интонирование может быть точным, чистым или фальшивым. Кроме того, оно имеет выразительность и невыразительность.

Чтобы диагностировать развитие чистоты интонации в детском исполнении, следует провести мониторинг. Подбор категорий проводится с учетом поставленных задач. В 1-й раз мониторинг проводится, когда ребенок поступает в студию, а затем – 1 раз в полгода. Так педагог прослеживает индивидуальное развитие каждого учащегося за все время обучения.

Расширение диапазона голоса

Распевки для детей 4-6 лет помогают расширить диапазон голоса для вокалиста – это примерно то же самое, что увеличение дистанции пробега для легкоатлета. Каждый день в этом необходимо тренироваться.

«Цирковые собачки» для 6-7-летних детей

Для игры «Цирковые собачки» требуется пара карточек с изображением лесенок из кубиков. У каждой ступеньки собственный цвет и соответствие определенному звуку.

Также для игры необходимы следующие карточки:

-с изображенным полным звукорядом;

-с 5-ю нотами от «до» до «соль»;

-с 5-ю нотами в обратном порядке от «соль» до «до»;

-с 3-мя звуками «до-ми-соль»;

с 3-мя звуками «соль-ми-до»;

-с 2-мя разновысотными звуками «до» первой октавы и «до» второй октавы.

Задача детей – превратится в «цирковых собачек», которые будут двигаться по ступенькам вверх и останавливаться на ноте «си». Ребенок, у которого на карточке весь звукоряд, поет гамму на звук «а» снизу вверх. Далее, «собачка» спускается вниз и останавливается на ноте «до». И тогда ребенок, у которого на карточке обратный звукоряд, поет гамму «а» сверху вниз.

Музыкальные песенки для детей 4-6 лет

Это такая игра, для которой потребуются 3 карточки с изображением последовательности лесенки, а также – соответствующие им слова, а именно:

№        Последовательность нот        Соответствующие слова

1        До-ре-ми, ми-ре-до        Вверх иду, вниз иду

2        До-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до        Вверх я иду, вниз я иду

3        До-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до        Вот иду я вверх, вот иду я вниз

Одна из главных задач музыкального воспитания детей 4-6 лет и старше – развитие их певческих навыков. Песни могут быть разными. Музыкальные игры, упражнения и распевки учат ребенка понимать настроение, которое они передают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

Картотека распевок для детей дошкольного возраста

Картотека рассчитана на старший дошкольный возраст...

Авторские разработки песенок и распевок для детей дошкольного возраста в игровой форме. Семенюк В.А.

Авторские разработки песенок и распевок для детей дошкольного возраста в игровой форме....