Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (консультация для педагогов)
статья
в статье рассматривается значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития мелкой моторики рук у
детей дошкольного возраста
(консультация для педагогов)
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,
- «Этот пальчик дедушка... «и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Машина».
Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок
Гудит машина.
Тук-тук-тук - хлопки руками
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем - топать ногами
Он так быстро говорит.
Шины трутся о дорогу - потереть ладошки
Шу-шу-шу - они шуршат.
Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками
Та-та-та - вперед спешат.
Стихотворение «Зайка».
Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки
Маленький зайка - садятся на корточки
Длинные ушки - ладошки к голове
Быстрые ножки - бег на месте
Деток боишься - обхватить себя руками,
Зайка-трусишка. - изображая страх.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
- Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
- Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
- Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
- Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
- Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
- Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
- Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Методическая литература
- А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
- Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
- Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
- И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
- Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
- Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»
Развивая мелкую моторику,
развиваем навыки самообслуживания
(консультация для родителей )
В настоящее время многие родители уделяют больше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математике чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка третьего года, оно включает в себя освоение следующих навыков:
- прием пищи (есть ложкой, пить из чашки)
-раздевание и одевание (снимать и одевать обувь, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, застегивать и расстегивать пуговицы или молнию)
- гигиена тела (мытье рук и лица, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
- опрятности (пользоваться туалетом)
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, спускаться и подниматься по ступенькам)
- мелкая моторика (брать мелкие предметы, держать, переворачивать предметы, играть в пальчиковые игры)
-зрительно-слуховое внимание (умение смотреть, слушать, приходить, когда зовут, отвечать на вопросы)
-мышление (умение узнавать и называть предмет, выполнять простые указания, инструкции и поручения, умение имитировать и подражать действиям).
Мы хотим остановиться сегодня на развитии у детей мелкой моторики, так как у многих детей наблюдается общее отставание в мелкой ручной моторике, неловкость, нарушение координации движений, вследствие чего дети с трудом овладевают навыками самообслуживания.
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во- первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во- вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. И сделать это очень просто:
∙ Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
∙ Нанизывать бусинки, пуговки, макароны на нитки.
∙ Завязывать узлы на толстой и тонкой верѐвках, шнурках.
∙ Заводить будильник, игрушки ключиком.
∙ Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
∙ Резать ножницами (желательно небольшого размера)
. ∙ Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
∙ Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
∙ Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
∙ Делать пальчиковую гимнастику.
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться. Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Уважаемые папы и мамы! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Игры с сыпучими материалами
- Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.
- Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
- Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
- В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.
Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги, двигаемся на «лыжах». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.
Игры с прищепками
- Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) . Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
- Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Игры с пинцетом и пипеткой
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Аппликация
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
Работа с пластилином
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.
Можно изготовить для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
Рисование
Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –раскрасок, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами.
Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».
И в завершение хочется сказать, чтобы вы не забывали о том, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания и от уровня развития мелкой моторики рук.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
- Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
- «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
- Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
- Организуйте игры с пластилином, тестом.
- Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
- Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
- Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
- Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
- Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
- Запускайте пальцами мелкие волчки.
- Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
- Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...
« Значение развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
"Значения развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества дет...
Значение развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Значение развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количеств...
Мастер – класс для родителей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Мастер -класс для родителей "Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста "...