Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника
статья
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Любимой иигрой дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_statya.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки» г.Бийск
«Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
Воспитатель: Кузьмина Юлия Александровна
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Игра занимает очень важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Недаром её называют «ведущей» - именно благодаря игре ребёнок познает окружающий мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых людей.
Любимой игрой дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой отражается содержание окружающего ребёнка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста, это самостоятельная игровая деятельность, но при этом для её развития нужно руководство. Непосредственное руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляет воспитатель, который организовывает эффективное начало (педагогу важно уметь начать игру, заинтересовать, направить в нужное русло). При этом важна эмоциональность самого воспитателя, образность его речи, уважительное отношение к участниками игры. Прекрасно, если воспитатель выступает в роли участника, и совсем не обязательно в «главной» роли. Но при этом он авторитетно «ведёт» и контролирует игру, дав детям максимальную степень свободы. И ни в коем случае не подавляя фантазию детей! В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения. Дети учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребёнок должен своё представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договорённость.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, врача и пациента и т. д.).
Игра – средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребёнка включить в общую игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. Ребёнок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создаётся новая жизненная ситуация, в которой ребёнок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Неоценимо значение игры (сюжетно - ролевой в частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно – ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Уважаемые наши мамы и папы! ...
Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?" в старшей группе.
Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?"....
Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?"
Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?" Плюснина О.А. Дошкольный возраст – самый важный период становления личности...