Консультация на тему «Активный родитель».
консультация (подготовительная группа)

Новые способы и возможности вовлечения родителей в жизнь детей в пределах ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области»

Консультация на тему

«Активный родитель».

Подготовил воспитатель:

Соколова Т.В.

Март 2024г.

«Активный родитель». Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается внешним и больше на словах. Нам, педагогам, конечно, недостаточно видеть родителей только на праздниках или на снимках в семейных фотоальбомах, но на большее ни мы ни они чаще всего не готовы. Правильный подход - не отказываться от взаимодействия, а учиться этому и искать новые способы и возможности вовлечения родителей в жизнь детей в пределах ДОУ.

Проблема не только в занятости или пассивности родителей, но и в самих педагогах. Проблема в том, что мы, педагоги не готовы и не умеют использовать присутствие родителей во благо детям, себе и самим родителям. Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей и других взрослых в группе в качестве наблюдателей или помощников. Беспокоит сам факт присутствия другого взрослого, который наблюдает и оценивает.

Участие родителей в реализации основной образовательной программы детского сада идет на пользу всем: детям, воспитателям и самим родителям. Но, к сожалению, заставить родителей быть активными мы не можем.

Но можно постараться и побудить в родителях желание к участию в жизни ребенка в детском саду, если воспитатели помогут им почувствовать себя заботливыми родителями, если будут поддерживать их действия и помогут поверить в то, что их присутствие в группе приносит огромную пользу.

Все выше сказанное заставило вновь изучить отечественную литературу по взаимодействию семьи с ДОУ. Особенно полезным при изучении интересующего вопроса стал опыт Л. В. Михайловой-Свирской «Работа с родителями по ФГОС ДО». Особое внимание привлек график «Посещения родителей и их участия в делах группы», который позволяет выявить какую конкретную помощь и поддержку от родителей ребенок хотел бы получить, в чем родители и другие члены семьи могут помочь:

• Пополнение предметно- развивающей среды материалами

• Планировании и осуществлении образовательных проектов

• Организации центров активности

Польза от присутствия родителей в группе состоит в следующем:

• Родители начинают ощущать причастность к «Общественной жизни» своих детей

• Могут наблюдать своих детей на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в особенностях «типичного - нетипичного», «нормального отклоняющегося» развития. Формируется более глубокое понимание образовательного процесса дошкольников, возможных сложностей, с которыми связано обучение.

• Родители знакомятся с друзьями своих детей, их родителями, начинают понимать некоторые особенности реакции поведения своего ребенка.

• Между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они начинают лучше понимать друг друга.

Представлен график который воспитатель предлагает для работы с родителями «График посещения родителей и их участия в делах группы» В нем заполняются графы с датой и именем ребенка.

В течении месяца – двух, каждой семье нужно найти не более часа- полутора для того, чтобы прийти в группу в утреннее или вечернее время, чтобы понаблюдать за детьми, поиграть или позаниматься с ними.

В ходе реализации стало понятно, что данный график можно модифицировать. В моем графике «Активный родитель» были представлены интересы детей (Кто в какую сюжетно-ролевую игру предпочитает играть, к каким центрам активности ребенок проявляет больший интерес и т. д). Так же можно включать в график все необходимое для развития познавательных интересов дошкольников (Например необходимость энциклопедии на определенную дату, наглядный материал с места работы, дидактические игры, и т. п.)

График «Активного родителя» в моей группе заполнялся совместно детьми с родителями. Родители отмечают в графике какую пассильную помощь могут оказать для группы, в какой день и какое время прийти в группу детского сада для совместной активной деятельности, и какую помощь оказать (к примеру, помочь в проведении организованной образовательной деятельности, прогулка с детьми, экскурсия в детском саду). При составлении графика ребенок рассказывал родителям о своих интересах, интересах своих близких друзей.

Таким образом, со временем родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками.

Можно сказать, что если первое время родители не проявляли инициативу, то по мере заполнения графика инициативность родителей возрастала.

Степень включенности большинства родителей повлияла на проявление их инициативности и на сознательность малоинициативных родителей.

Так же очень важным фактором является то, что ребенок мотивирует родителя на посещение и участие в жизни группы, тем, что постоянно делится впечатлениями о приходе родителей своих друзей. Все это оказывает положительную динамику на активность родителей.

Практически ежедневно нам оказывают пассильную помощь (пересаживание растений, помощь в режимных моментах, игра с детьми, пока воспитатель занимается индивидуально с другими детьми и т. д.). Это позволяет уделить время детям с ограниченными возможностями.

Что касательно сферы интересов, указанных в таблице - интересы детей растут по мере обогащения среды. Первый опыт пополнения среды по интересам мы решили начать с наполнения сюжетно-ролевых игр, в зависимости от сферы интересов ребенка родители обогащали данный центр группы.

Результатом участия дошкольников в составлении графика стало:

• Присутствие и участие родителей в какой-либо работе доставляет особое удовольствие, вызывает чувство гордости у детей

• Даже если участие родителей имеет редкий и непродолжительный, но эмоционально положительный характер, самооценка ребенка растет.

• Ребенок использует факт присутствия родителей для того, чтобы продемонстрировать им свои любимые игрушки, игровые центры, свои работы, познакомить с друзьями.

• Все дети получают дополнительное внимание и заботу.

Все это несет положительный характер:

Предоставляется возможность для педагогов использовать таланты, увлечения, знания, практические умения родителей в образовательном процессе.

Я считаю, что самым главным достоинством графика «Активного родителя» является что у родителей формируется понимание ответственности труда воспитателей, они начинают больше ценить их вклад в воспитании и образование своих детей.

Кроме того, детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежности, профессии. Так они могут получить разнообразные знания и опыт общения.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Все выше предложенное мотивировало родителей к взаимодействию с детьми в организованной образовательной и свободной деятельности. Совместная подготовка к предстоящим мероприятиям сблизила меня как педагога и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка, мы одновременно являлись участниками деятельности. Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями приносит реальную пользу в деле образования детей

Родители- самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, танцевать, петь песни. Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Послание родителям от детей".

Если в вашей семье не ладятся отношения между взрослыми и детьми, если вы не можете найти взаимопонимание с ребенком или избавить его от комплексов, если у ваших детей проблемы со сверстниками, если н...

Консультация на тему: Бдительные родители. Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить!»

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к врачу.Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда мал...

Консультация на тему: "Советы родителям по обучению рисованию"

Советы родителям по обучению рисованию.Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, р...

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"...

Консультация на тему активный отдых всей скмьей

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья...