План по самообразование
материал (младшая группа)

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

 

Цель самообразования по теме: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 

Задачи самообразования:

 

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

 

  1. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

 

  1. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.

 

  1. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Радищевский детский сад №1»

План работы по самообразованию

 воспитателя Конновой Н.А..

на 2023-2024 год.

Тема

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

Тема самообразования:

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Цель самообразования по теме: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи самообразования:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

  1. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

  1. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.

  1. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми;

  • индивидуальная работа;

  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи

ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.

Методы и приемы работы

1.Массаж кистей рук.

2 Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

  1. Пальчиковые  игры со стихами, со скороговорками.

  1. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем.

Предполагаемый результат

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.

Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Перспективный план на 2023-2024 учебный год

  1. Теоретический этап

Изучение учебно-методической литературы.

Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры.

Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года»

  1. Практический этап

Диагностика уровня развития мелкой моторики. Создание картотеки пальчиковых игр. Заучивание пальчиковых игр.

Оформление папки передвижки «Развиваем мелкую моторику» Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.

  1. Заключительный этап.

Анализ работы по теме самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.

Содержание работы

Сроки

Практические выходы (рефераты, доклады,

реализаци

открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

и

1

Изучение литературы по теме

Сентябрь

Учебная литература, методические пособия, и др.

самообразования.

2

Написание плана работы на год

Сентябрь

Постановка целей и задач по данной теме;

составление перспективного плана по теме

самообразования.

3

Создание картотеки пальчиковых  и

Сентябрь-май

Подбор и разработка дидактических игр, учитывая

дидактических игр

лексические темы.

4

Диагностика.

Сентябрь

Проведение контрольного диагностического

Выявление уровня развития мелкой

исследования, используя метод наблюдения,

моторики рук.

упражнения.

5

Разучивание пальчиковых игр по лексическим темам.

Сентябрь-май

Картотека (текстовой материал)

  6

Проект: «Мой любимый карандаш»

Октябрь-Ноябрь

Разработка проекта, работа по проекту, оформление выставки.

7

 «Пальчиковые игры с карандашами»

Октябрь-май

Подбор и разработка материала. Создание картотеки.

8

Журнал  для родителей

Ноябрь

 Оформление папки передвижки «Развиваем мелкую моторику»

9

Дидактические игры

Ноябрь

Конструктор, «Чудесный мешочек»

«Прищепки»

10

«Су –джок терапия».

Декабрь-май

 Картотека игр по развитию мелкой и общей

моторики «Су -джок терапия»

11

Игры со счѐтными палочками.

Декабрь

 Дид.игры  «Волшебные палочки», «Собери картинку по образцу»

12

Работа с родителями «Су –джок терапия».

Декабрь

Буклет «Су –джок терапия».

13

Дидактические игры

Январь

«Разрезные картинки», «Сухой бассейн» «Помоги

развесить одежду» «Пазлы»

14

Настольные игры

Февраль

«Мозаика», «Разрезные картинки»,

«Выложи дом из цветных геометрических фигур»

Игры со счѐтными палочками

15

Консультация  для родителей «Пальчиковая гимнастика дома»

Март

Текстовой материал

16

Дидактические игры

Март

«Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы»

17

Работа с родителями «Речь на кончиках пальцев»

Апрель

Буклет «Речь на кончиках пальцев»

18

Дидактические игры

Май

«Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы»

19

Проведение контрольного

Май

используя метод наблюдения, упражнения

диагностического исследования.

Проведение мониторинга результатов

развития мелкой моторики рук.

20

Анализ работы по теме

Май

Текстовой материал

самообразования

Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,

2011-64с

  1. Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с

  1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с

  1. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с

  1. Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с

  1. Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с

  1. Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С

  1. Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс , 2007-211с

  1. Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с

  1. Соколова. Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...