План по самообразованию
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования:
Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму.
Цель - создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Задачи
Обучающие:
1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков на начало и конец учебного года.
2. Формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- моторную координацию.
3. Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать , понимать и выполнять словесные установки педагога.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, зрительно-слуховое восприятие.
2. Развивать мелкую моторику и графические навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.
3. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
4. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательную активность, положительное отношение к результатам своей деятельности, стремление доводить начатое дело до конца.
2. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Месяц | Тема | Задачи | Формы работы | Изменения в предметно-развивающей среде | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь | 1. Диагностика | 1. Выявить уровень развития графомоторных навыков на начало учебного года. 2. Составить план работы по развитию графомоторных навыков детей на новый учебный год. | индивидуальная | Создание предметно- развивающей среды для развития графомоторных навыков. | 1. ФЭМП. Графические упражнения. Цель: формировать навык движения руки при письме. 2. Рисование. Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику. 3. Физическая культура. Цель: упражнять детей в знакомых движениях, закреплять умение ориентироваться в пространстве. | 1. Индивидуальные беседы с родителями: «Что такое мелкая моторика и почему её нужно развивать?» 2. Консультация для родителей «Графический диктант что это и для чего?» |
2. Рисование по клеточкам | 1. Познакомить детей с клеткой. 2. Формировать умение ориентироваться в тетрадях в клетку. | подгрупповая | Внесение тетрадей в крупную клетку. | 4. Обучение грамоте. Цель: упражнять в графическом изображении звука-букве. | ||
3. Графический диктант «Лесенка» | 1. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. 2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания, память. | |||||
Октябрь | 1. Игры счётными палочками «Строители» Упражнение «Продолжи узор» | 1. Создать игровую обстановку, закрепить счёт. 2. Развивать конструктивные навыки, координацию движений. 3. Развивать творческое воображение, фантазию. 4. Формировать навыки сотрудничества. 1. Закрепить у детей название геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости. | подгрупповая | 1. Внесение счётных палочек. 2. Внесение образцов изображений построек. 3. Фотовыставка работ. | 1. ФЭМП. «Головоломка с палочками» Цель: развивать логическое мышление, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка. 2. Развитие речи «Стройка и строительные профессии». Цель: расширить представление детей о строительных профессиях. 3. Конструирование. Цель: закрепить умение детей сооружать постройки, используя разные формы (по словесному описанию, по образцу, по чертежу, по рисунку, по замыслу, по памяти). 4. Рисование «Продолжи орнамент». Цель: закреплять умение продолжать заданный орнамент, подбирая и чередуя элементы узора. | 1. Изготовление памяток для родителей «Что такое графомоторный навык и за чем его развивать?» 2. Консультация для родителей «Конструирование и поделки и счётных палочек». |
2. Формировать умение продолжать заданный узор. | ||||||
2. Штриховка «Осень» | 1. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, глазомер. 2. Формировать умение аккуратно раскрашивать рисунок, правильно выполнять штриховку. 3. Развивать восприятие, внимание, мышление, воображение. | подгрупповая | 1. Внесение картотеки графических заданий со штриховкой. 2. Внесение раскрасок и трафаретов. 3. Выставка детских работ. | 1. ФЭМП «Обведи и раскрась». Цель: закрепить умение обводить предметы по контуру и раскрашивать их. 2. Рисование «Штриховка карандашом». Цель: формировать навыки штриховки (косой, прямой, вкруговую), воспитывать усидчивость и внимательность. 3. Развитие речи «Осень золотая». Цель: обобщить и систематизировать детей об осени. 4. Экология «Осень». Цель: закрепить представление детей о характерных признаках осени. | 1.Оформление папки передвижки «Штриховка и правила её выполнения». 2. Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». | |
Ноябрь | 1. Работа с конструктором «Лего». | 1. Развивать самостоятельность , активность мышления, работоспособность. 2. Закрепить конструктивные навыки детей. 3. Развивать координацию движений , глазомер. | подгрупповая | 1. Внесение конструктора «Лего» (новых моделей). 2. Внесение схем для конструирования. 3. Конкурс на лучшую постройку. 4. Внесение картотеки упражнений «Дорисуй вторую половину». | 1. Развитие речи «Строитель». Цель: закрепить, уточнить и расширить знания детей о разных профессиях строителей. 2. Аппликация «Дома на нашей улице». Цель: закрепить умение передавать в аппликации образы дома, улицы. 3. Конструирование из кубиков. Цель: закрепить умение пользоваться строительным материалом, побуждать обыгрывать постройки. | 1. Индивидуальные консультации «Играем в Лего всей семьёй». 2. Оформление папки передвижки «Подготовка руки к письму дома». |
Упражнение «Дорисуй картинку». | 1. Развивать у детей умение по небольшим фрагментом рисунка распознавать и дорисовывать задуманный образ. 2. Развивать логическое мышление, координацию, глазомер. | 4. ФЭМП «Дорисуй предмет». Цель: развивать логическое мышление, глазомер. | ||||
2. Обрывная аппликация «Дом». | 1. Закрепить умение детей выполнять работу в технике обрывной аппликации. 2. Развивать мелкую моторику, аккуратность. 3. Развивать творческие способности, воображение. 4. Воспитывать терпение, уверенность в своих силах. | подгрупповая | 1. Внесение иллюстраций с изображением домов. 2. Выставка детских работ. | 1. Развитие речи «Наш дом». Цель: расширить представление детей о жилище людей, расширить знания о профессии строитель. 2. Конструирование «Строим дом». Цель: закрепить умение создавать конструкцию сооружения, анализировать постройку. 3. Рисование «Дом моей мечты». Цель: закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел. | 1. Консультации для родителей «Волшебство аппликации». 2. Предложить выполнить обрывную аппликацию дома. | |
Декабрь | 1. Рисование «Новогодние игрушки». | 1. Закрепить графические навыки детей в изображении новогодней игрушки по клеточкам. 2. Развивать зрительное восприятие и зрительную память. 3. Закрепить умение штриховать в заданном направлении. | подгрупповая | 1. Внесение иллюстраций на тему «Зима». 2. Внесение раскрасок с изображением новогодних игрушек. 3. Изготовление картотеки упражнений «Дорисуй пару». | 1. Рисование «Новогодние игрушки». Цель: продолжать закреплять умение работать с красками. 2. Развитие речи «Новогодний праздник». Цель: закрепить представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов. | 1. Беседа с родителями «Игры для развития мелкой моторики дома». 2. Консультация для родителей «Штриховка и правила её выполнения». |
Упражнение «Дорисуй пару». | 4. Продолжить знакомить с графическим диктантом. 1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы. 2. Развивать логическое мышление, координацию, глазомер. | 4. Выставка детских работ. | 3. Аппликация «Новогодняя игрушка». Цель: совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами. 4. Пластилинография «Ёлочка нарядная». Цель: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки в технике «Пластинография». 5. ФЭМП «Дорисуй пару». Цель: развивать логическое мышление, графические навыки. | |||
2. Вырезание «Новогодние снежинки». | 1. Закреплять умение делать из бумаги квадрат, складывать по диагонали два раза. 2. Знакомить с техникой вырезания шести лучей у снежинки. 3. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, умение работать с ножницами. 4. Воспитывать аккуратность в работе. | подгрупповая | 1. Внесение заготовок для изготовления снежинок. 2. Внесение изображений снежинок. 3. Фотовыставка детских работ. | 1. Ознакомление с окружающим миром «Секреты снежинок». Цель: развивать познавательный интерес детей и расширять знания о явлениях неживой природы в зимний период. 2. Рисование «Снежинка». Цель: закреплять умение симметрично изображать снежинку. 3. Развитие речи «Волшебные снежинки». Цель: расширить словарный запас детей по теме зима. | Мастер-класс для родителей «Как сделать снежинку из салфетки». | |
Январь | Рисование ватными палочками «Рождествен-ские открытки» | 1. Закреплять умение рисовать ватными палочками. 2. Расширять знания детей об окружающем мире. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Развивать творческие способности. 5. Воспитывать заботливое отношение к близким, желание радовать их своей открыткой. | подгрупповая | Внесение: 1. рождественских открыток. 2. новогодних иллюстраций. 3. ватных палочек для рисования. 4. Выставка детских работ. | 1. Развитие речи. Составление поздравительной открытки. Цель: познакомить детей с написанием поздравительной открытки. 2. Аппликация новогодняя открытка. Цель: формировать умение делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее изображение. 3. Ознакомление с окружаю-щим миром. «Рождество Христово. Колядки.» Цель: уточнить и расширить знания детей о празднике Рождество Христово и о его значении. | 1. Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования». 2. Выставка для родителей дидактических и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. |
Февраль. | 1. Пальчиковый театр. | 1. Формировать умение изготавливать фигурки животных для игры в пальчиковый театр. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Способствовать улучшению координации движений руки. 4. Воспитывать творческие способности детей. | подгрупповая | 1. Внесение декораций для театра. 2. Организация выставки «Русские народные сказки». 3. Викторина по русским народным сказкам. | 1. Развитие речи «Мир театра». Цель: развитие речи детей через театральную деятельность. 2. Конструирование фигурок животных. Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой. 3. Лепка животных. Цель: закрепить умение создавать образцы животных, передавая строение тела, пропорции, характерные детали. 4. Рисование животных. Цель: закрепить умение рисовать животных. | 1. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика, её роль в формировании техники письма». 2. Оформление папки-передвижки «Поиграйте с нами» (пальчиковые игры). |
2. Аппликация «Зима из манки». | 1. Расширить знания детей о свойствах крупы как материала для рисования и аппликации. | подгрупповая | 1. Внесение разных видов круп. 2. Внесение образцов аппликаций из круп. | 1. Развитие речи «Зима». Цель: систематизировать и закрепить знания о зиме. 2. Ознакомление с окружающим миром (экспериментирование с | 1. Индивидуальные беседы с родителями «Игры с крупой». 2. Предложить сделать аппликацию из крупы дома. | |
Игра «Перебери крупу». | 2. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Воспитывать интерес к творчеству, желание узнавать новое. | крупой). Цель: расширить представление детей с разными видами круп. 3. Рисование «Зима». Цель: развивать умение рисовать зимний пейзаж. 4. Пластилинография «Город зимой». Цель: упражнять использовать различные способы нанесения пластилина на основу. | ||||
Март | 1. Плетение из бумажных полосок «Сердечко». | 1. Развивать мелкую моторику, терпение, аккуратность. 2. Развивать чувство формы и композиционные умения. 3. Совершенствовать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги. | подгрупповая | 1. Внесение заготовок для поделок. 2. Внесение 2-3 образцов сердечек. 3. Внесение открыток, иллюстраций к 8 марта. 4. Выставка детских работ. | 1. Аппликация «Коврик дорожка». Цель: освоение приёмов создания аппликаций методом прямого плетения из полосок бумаги. 2. Развитие речи «Открытка для мамы». Цель: обобщать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей. 3. Конструирование «Цветной коврик». Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение работать с ленточками в технике плетения. 4. Рисование «Открытка для мамы». Цель: развивать умение детей рисовать поздравительную открытку, передавая её отличительные особенности. | 1. Консультация для родителей «Конструирование из бумажных полосок». 2. Предложить сплести дома коврик из цветных полосок. |
2. Штриховка «Кораблик». | 1. Формировать графические навыки. | подгрупповая | 1. Внесение новых раскрасок, дидактических игр «Продолжи ряд», | 1. Рисование «Кораблик». Цель: развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из | 1. Оформление папки передвижки «Рисуем штрихами вместе с детьми». | |
Упражнение «Продолжи строчку». Графический диктант. | 2. Развивать логическое мышление, внимание, память. 3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение. 1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. 2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания, логическое мышление, память. 3. Воспитывать умение слушать. | «Продолжи строчку». 2. Внесение картотеки графических диктантов 3. Выставка детских рисунков. | нескольких частей, соблюдать последовательность при изображении. 2. Обучение грамоте. Цель: упражнять в графическом изображении звука - букве. 3. ФЭМП «Графические упражнения». Цель: развивать графомоторные навыки детей | 2. Рекомендации для родителей «Картотека графических диктантов». | ||
Апрель | 1. Оригами «Домашние животные». | 1. Совершенствовать у детей умение изготавливать поделки из бумаги путём её складывания. 2. Систематизировать знания о домашних животных. 3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. 4. Развивать умение аккуратно выполнять работу. | подгрупповая | 1. Внесение иллюстраций с домашними животными. 2. Внесение дидактических игр «Гибкий квадрат», «Игры с бумагой». | 1. Развитие речи «Домашние животные». Цель: закрепить понятие домашние животные, формировать умение составлять описательные рассказы о домашних животных. 2. Рисование «Усатый - полосатый». Цель: совершенствовать умение передавать особенности изображаемого животного. 3. Конструирование фигурок животных. Цель: развивать умение конструировать фигурки животных из бумаги. 4. Лепка животных. Цель: закрепить умение | 1. Оформление папки - передвижки «Пластика бумаги». 2. Индивидуальные беседы с родителями «Влияние оригами на развитие речи дошкольников». |
создавать образцы животных, передавая строение тела, пропорции, характерные детали. 5. ФЭМП «Волшебные превращения квадрата». Цель: систематизировать знания детей о геометрических фигурах. | ||||||
2. Рисование по трафаретам «Насекомые». Упражнение «Выложи по образцу». | 1. Совершенствовать навыки работы с трафаретом. 2. Развивать внимание, память, воображение, мышление. 3. Развивать фантазию и художественный вкус. 4. Развивать мелкую моторику рук. 1. Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений мелкую моторику пальцев. 2. Развивать внимание, память, логическое мышление. 3. Воспитывать усидчивость. | подгрупповая | 1. Внесение трафаретов. 2. Внесение дидактических игр: «Разложи по образцу», «Повтори по образцу», «Выложи узор по образцу». | 1. Ознакомление с окружающим миром «Насекомые». Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых. 2. Лепка «Насекомые». Цель: формировать умение лепить насекомых из пластилина. 3. Аппликация «Бабочка –красавица». Цель: закрепить умение вырезания силуэтов из бумаги , сложенной вдвое. 4. Конструирование по образцу. Цель: развивать умение конструировать по образцу. 5. ФЭМП «Выложи предмет». Цель: развивать умение анализировать способ расположения частей составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. | Консультация для родителей «Играем и рисуем по трафаретам». | |
Май | 1. Аппликация мозаичная «Цветы». | 1. Развивать воображение и эстетический вкус. 2. Закрепить умение вырезать полоски по прямой. | подгрупповая | 1. Организация выставки репродукций натюрмортов с цветами. 2. Внесение | 1. Развитие речи «Цветы». Цель: закреплять и систематизировать знания о цветах. 2. Ознакомление с окружающим «Посадка семян цветов». | 1. Индивидуальные консультации с родителями «Как аппликация помогает ребёнку развиваться в дошкольном возрасте». |
3. Совершенствовать умение располагать и аккуратно приклеивать фигуры на предмет. 4. Развивать мелкую моторику, глазомер. | дидактических игр «Собери букет», «Какой цветок лишний». | Цель: расширить знания детей о выращивании растений через рассаду. 3. Рисование «Букет цветов». Цель: закреплять умение выразительно передавать образ цветка. 4. Лепка «Цветок в горшке». Цель: закрепить умение создавать цветы из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством работы с пластилином. | 2. Предложить изготовить мозаичную аппликацию дома. | |||
2. Диагностика на конец учебного года. | 1. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей на конец учебного года. | индивидуальная | 1. Презентация о проделанной работе. 2. Фотоотчёт. | Итоговое родительское собрание о проделанной работе. Рекомендации на летний период. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...