План по самообразованию
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Короткова Наталья Евгеньевна

Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму.

Цель - создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи

Обучающие:

1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков на начало и конец учебного года.

2. Формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- моторную координацию.

3. Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать , понимать и выполнять словесные установки педагога.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, зрительно-слуховое восприятие.

2. Развивать мелкую моторику и графические навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.

3. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

4. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательную активность, положительное отношение к результатам своей деятельности, стремление доводить начатое дело до конца.

2. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

1. Диагностика

1. Выявить уровень развития графомоторных навыков на начало учебного года.

2. Составить план работы по развитию графомоторных навыков детей на новый учебный год.

индивидуальная

Создание предметно- развивающей среды для развития графомоторных навыков.

1. ФЭМП. Графические упражнения.

Цель: формировать навык движения руки при письме.

2. Рисование.

Цель: развивать мышление, воображение, мелкую моторику.

3. Физическая культура.

Цель: упражнять детей в знакомых движениях, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

1. Индивидуальные беседы с родителями:

«Что такое мелкая моторика и почему её нужно развивать?»

2. Консультация для родителей «Графический диктант что это и для чего?»

2. Рисование по клеточкам

1. Познакомить детей с клеткой.

2. Формировать умение ориентироваться в тетрадях в клетку.

подгрупповая

Внесение тетрадей в крупную клетку.

4. Обучение грамоте.

Цель: упражнять в графическом изображении звука-букве.

3. Графический диктант «Лесенка»

1. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания, память.

Октябрь

1. Игры счётными палочками «Строители»

Упражнение «Продолжи узор»

1. Создать игровую обстановку, закрепить счёт.

2. Развивать конструктивные навыки, координацию движений.

3. Развивать творческое воображение, фантазию.

4. Формировать навыки сотрудничества.

1. Закрепить у детей название геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости.

подгрупповая

1. Внесение счётных палочек.

2. Внесение образцов изображений построек.

3. Фотовыставка работ.

1. ФЭМП. «Головоломка с палочками»

Цель: развивать логическое мышление, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка.

2. Развитие речи «Стройка и строительные профессии».

Цель: расширить представление детей о строительных профессиях.

3. Конструирование.

Цель: закрепить умение детей сооружать постройки, используя разные формы (по словесному описанию, по образцу, по чертежу, по рисунку, по замыслу, по памяти).

4. Рисование «Продолжи орнамент».

Цель: закреплять умение продолжать заданный орнамент, подбирая и чередуя элементы узора.

1. Изготовление памяток для родителей «Что такое графомоторный навык и за чем его развивать?»

2. Консультация для родителей «Конструирование и поделки и счётных палочек».

2. Формировать умение продолжать заданный узор.

2. Штриховка «Осень»

1. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, глазомер.

2. Формировать умение аккуратно раскрашивать рисунок, правильно выполнять штриховку.

3. Развивать восприятие, внимание, мышление, воображение.

подгрупповая

1. Внесение картотеки графических заданий со штриховкой.

2. Внесение раскрасок и трафаретов.

3. Выставка детских работ.

1. ФЭМП «Обведи и раскрась».

Цель: закрепить умение обводить предметы по контуру и раскрашивать их.

2. Рисование «Штриховка карандашом».

Цель: формировать навыки штриховки (косой, прямой, вкруговую), воспитывать усидчивость и внимательность.

3. Развитие речи «Осень золотая».

Цель: обобщить и систематизировать детей об осени.

4. Экология «Осень».

Цель: закрепить представление детей о характерных признаках осени.

1.Оформление папки передвижки

«Штриховка и правила её выполнения».

2. Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь

1. Работа с конструктором «Лего».

1. Развивать самостоятельность , активность мышления, работоспособность.

2. Закрепить конструктивные навыки детей.

3. Развивать координацию движений , глазомер.

подгрупповая

1. Внесение конструктора «Лего» (новых моделей).

2. Внесение схем для конструирования.

3. Конкурс на лучшую постройку.

4. Внесение картотеки упражнений «Дорисуй вторую половину».

1. Развитие речи «Строитель».

Цель: закрепить, уточнить и расширить знания детей  о разных профессиях строителей.

2. Аппликация «Дома на нашей улице».

Цель: закрепить умение передавать в аппликации образы дома, улицы.

3. Конструирование из кубиков.

Цель: закрепить умение пользоваться строительным материалом, побуждать обыгрывать постройки.

1. Индивидуальные консультации «Играем в Лего всей семьёй».

2. Оформление папки передвижки «Подготовка руки к письму дома».

Упражнение «Дорисуй картинку».

1. Развивать у детей умение по небольшим фрагментом рисунка распознавать и дорисовывать задуманный образ.

2. Развивать логическое мышление, координацию, глазомер.

4. ФЭМП «Дорисуй предмет».

Цель: развивать логическое мышление, глазомер.

2. Обрывная аппликация «Дом».

1. Закрепить умение детей выполнять работу в технике обрывной аппликации.

2. Развивать мелкую моторику, аккуратность.

3. Развивать творческие способности, воображение.

4. Воспитывать терпение, уверенность в своих силах.

подгрупповая

1. Внесение иллюстраций с изображением домов.

2. Выставка детских работ.

1. Развитие речи «Наш дом».

Цель: расширить представление детей о жилище людей, расширить знания о профессии строитель.

2. Конструирование «Строим дом».

Цель: закрепить умение создавать конструкцию сооружения, анализировать постройку.

3. Рисование «Дом моей мечты».

Цель: закрепить умение воплощать в рисунке свой замысел.

1. Консультации для родителей «Волшебство аппликации».

2. Предложить выполнить обрывную аппликацию дома.

Декабрь

1. Рисование «Новогодние игрушки».

1. Закрепить графические навыки детей в изображении новогодней игрушки по клеточкам.

2. Развивать зрительное восприятие и зрительную память.

3. Закрепить умение штриховать в заданном направлении.

подгрупповая

1. Внесение иллюстраций на тему «Зима».

2. Внесение раскрасок с изображением новогодних игрушек.

3. Изготовление картотеки упражнений «Дорисуй пару».

1. Рисование «Новогодние игрушки».

Цель: продолжать закреплять умение работать с красками.

2. Развитие речи «Новогодний праздник».

Цель: закрепить представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов.

1. Беседа с родителями «Игры для развития мелкой моторики дома».

2. Консультация для родителей «Штриховка и правила её выполнения».

Упражнение «Дорисуй пару».

4. Продолжить знакомить с графическим диктантом.

1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы.

2. Развивать логическое мышление, координацию, глазомер.

4. Выставка детских работ.

3. Аппликация «Новогодняя игрушка».

Цель: совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами.

4. Пластилинография «Ёлочка нарядная».

Цель: развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в ходе создания ёлочки в технике «Пластинография».

5. ФЭМП «Дорисуй пару».

Цель: развивать логическое мышление, графические навыки.

2. Вырезание «Новогодние снежинки».

1. Закреплять умение делать из бумаги квадрат, складывать по диагонали два раза.

2. Знакомить с техникой вырезания шести лучей у снежинки.

3. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, умение работать с ножницами.

4. Воспитывать аккуратность в работе.

подгрупповая

1. Внесение заготовок для изготовления снежинок.

2. Внесение изображений снежинок.

3. Фотовыставка детских работ.

1. Ознакомление с окружающим миром «Секреты снежинок».

Цель: развивать познавательный интерес детей и расширять знания о явлениях неживой природы в зимний период.

2. Рисование «Снежинка».

Цель: закреплять умение симметрично изображать снежинку.

3. Развитие речи «Волшебные снежинки».

Цель: расширить словарный запас детей по теме зима.

Мастер-класс для родителей «Как сделать снежинку из салфетки».

Январь

Рисование ватными палочками «Рождествен-ские открытки»

1. Закреплять умение рисовать ватными палочками.

2. Расширять знания детей об окружающем мире.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать творческие способности.

5. Воспитывать заботливое отношение к близким, желание радовать их своей открыткой.

подгрупповая

Внесение:

1. рождественских открыток.

2. новогодних иллюстраций.

3. ватных палочек для рисования.

4. Выставка детских работ.

1. Развитие речи. Составление поздравительной открытки.

Цель: познакомить детей с написанием поздравительной открытки.

2. Аппликация новогодняя открытка.

Цель: формировать умение делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее изображение.

3. Ознакомление с окружаю-щим миром. «Рождество Христово. Колядки.»

Цель: уточнить и расширить знания детей о празднике Рождество Христово и о его значении.

1. Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

2. Выставка для родителей дидактических и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Февраль.

1. Пальчиковый театр.

1. Формировать умение изготавливать фигурки животных для игры в пальчиковый театр.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Способствовать улучшению координации движений руки.

4. Воспитывать творческие способности детей.

подгрупповая

1. Внесение декораций для театра.

2. Организация выставки «Русские народные сказки».

3. Викторина по русским народным сказкам.

1. Развитие речи «Мир театра».

Цель: развитие речи детей через театральную деятельность.

2. Конструирование фигурок животных.

Цель: совершенствовать навыки работы с бумагой.

3. Лепка животных.

Цель: закрепить умение создавать образцы животных, передавая строение тела, пропорции, характерные детали.

4. Рисование животных.

Цель: закрепить умение рисовать животных.

1. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика, её роль в формировании техники письма».

2. Оформление папки-передвижки «Поиграйте с нами» (пальчиковые игры).

2. Аппликация «Зима из манки».

1. Расширить знания детей о свойствах крупы как материала для рисования и аппликации.

подгрупповая

1. Внесение разных видов круп.

2. Внесение образцов аппликаций из

круп.

1. Развитие речи «Зима».

Цель: систематизировать и закрепить знания о зиме.

2. Ознакомление с окружающим миром (экспериментирование с

1. Индивидуальные беседы с родителями «Игры с крупой».

2. Предложить сделать аппликацию из крупы

дома.

Игра  «Перебери крупу».

2. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать интерес к творчеству, желание узнавать новое.

крупой).

Цель: расширить представление детей с разными видами круп.

3. Рисование «Зима».

Цель: развивать умение рисовать зимний пейзаж.

4. Пластилинография «Город зимой».

Цель: упражнять использовать различные способы нанесения пластилина на основу.

Март

1. Плетение из бумажных полосок «Сердечко».

1. Развивать мелкую моторику, терпение, аккуратность.

2. Развивать чувство формы и композиционные умения.

3. Совершенствовать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги.

подгрупповая

1. Внесение заготовок для поделок.

2. Внесение 2-3 образцов сердечек.

3. Внесение открыток, иллюстраций к 8 марта.

4. Выставка детских работ.

1. Аппликация «Коврик дорожка».

Цель: освоение приёмов создания аппликаций методом прямого плетения из полосок бумаги.

2. Развитие речи «Открытка для мамы».

Цель: обобщать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей.

3. Конструирование «Цветной коврик».

Цель: развивать логическое мышление, закреплять умение работать с ленточками в технике плетения.

4. Рисование «Открытка для мамы».

Цель: развивать умение детей рисовать поздравительную открытку, передавая её отличительные особенности.

1. Консультация для родителей «Конструирование из бумажных полосок».

2. Предложить сплести дома коврик из цветных полосок.

2. Штриховка «Кораблик».

1. Формировать графические навыки.

подгрупповая

1. Внесение новых раскрасок, дидактических игр «Продолжи ряд»,

1. Рисование «Кораблик».

Цель: развивать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из

1. Оформление папки передвижки «Рисуем штрихами вместе с детьми».

Упражнение «Продолжи строчку». Графический диктант.

2. Развивать логическое мышление, внимание, память.

3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение.

1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания, логическое мышление, память.

3. Воспитывать  умение слушать.

«Продолжи строчку».

2. Внесение картотеки графических диктантов

3. Выставка детских рисунков.

нескольких частей, соблюдать последовательность при изображении.

2. Обучение грамоте.

Цель: упражнять в графическом изображении звука - букве.

3. ФЭМП «Графические упражнения».

Цель: развивать графомоторные навыки детей

2. Рекомендации для родителей «Картотека графических диктантов».

Апрель

1. Оригами «Домашние животные».

1. Совершенствовать у детей умение изготавливать поделки из бумаги путём её складывания.

2. Систематизировать знания о домашних животных.

3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

4. Развивать умение аккуратно выполнять работу.

подгрупповая

1. Внесение иллюстраций с домашними животными.

2. Внесение дидактических игр «Гибкий квадрат», «Игры с бумагой».

1. Развитие речи «Домашние животные».

Цель: закрепить понятие домашние животные, формировать умение составлять описательные рассказы о домашних животных.

2. Рисование «Усатый - полосатый».

Цель: совершенствовать умение передавать особенности изображаемого животного.

3. Конструирование фигурок животных.

Цель: развивать умение конструировать фигурки животных из бумаги.

4. Лепка животных.

Цель: закрепить умение

1. Оформление папки - передвижки «Пластика бумаги».

2. Индивидуальные беседы с родителями «Влияние оригами на развитие речи дошкольников».

создавать образцы животных, передавая строение тела, пропорции, характерные детали.

5. ФЭМП «Волшебные превращения квадрата».

Цель: систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

2. Рисование по трафаретам «Насекомые».

Упражнение «Выложи по образцу».

1. Совершенствовать навыки работы с трафаретом.

2. Развивать внимание, память, воображение, мышление.

3. Развивать фантазию и художественный вкус.

4. Развивать мелкую моторику рук.

1. Развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений мелкую моторику пальцев.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление.

3. Воспитывать усидчивость.

подгрупповая

1. Внесение трафаретов.

2. Внесение дидактических игр: «Разложи по образцу», «Повтори по образцу», «Выложи узор по образцу».

1. Ознакомление с окружающим миром «Насекомые».

Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых.

2. Лепка «Насекомые».

Цель: формировать умение лепить насекомых из пластилина.

3. Аппликация «Бабочка –красавица».

Цель: закрепить умение вырезания силуэтов из бумаги , сложенной вдвое.

4. Конструирование по образцу.

Цель: развивать умение конструировать по образцу.

5.  ФЭМП «Выложи предмет».

Цель: развивать умение анализировать способ расположения частей составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.

Консультация для родителей «Играем и рисуем по трафаретам».

Май

1. Аппликация мозаичная «Цветы».

1. Развивать воображение и эстетический вкус.

2. Закрепить умение вырезать полоски по прямой.

подгрупповая

1. Организация выставки репродукций натюрмортов с цветами.

2. Внесение

1. Развитие речи «Цветы».

Цель: закреплять и систематизировать знания о цветах.

2. Ознакомление с окружающим «Посадка семян цветов».

1. Индивидуальные консультации с родителями «Как аппликация помогает ребёнку развиваться в дошкольном возрасте».

3. Совершенствовать умение располагать и аккуратно приклеивать фигуры на предмет.

4. Развивать мелкую моторику, глазомер.

дидактических игр «Собери букет», «Какой цветок лишний».

Цель: расширить знания детей о выращивании растений через рассаду.

3. Рисование «Букет цветов».

Цель: закреплять умение выразительно передавать образ цветка.

4. Лепка «Цветок в горшке».

Цель: закрепить умение создавать цветы из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством работы с пластилином.

2. Предложить изготовить мозаичную аппликацию дома.

2. Диагностика на конец учебного года.

1. Выявить уровень развития  графомоторных навыков детей на конец учебного года.

индивидуальная

1. Презентация о проделанной работе.

2. Фотоотчёт.

Итоговое родительское собрание о проделанной работе.

Рекомендации на летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...