Консультация для родителей 2024- 2025гг
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2024-_2025.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие детей в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех занятий, которые можно организовать в каждой семье.
Для достижения поставленной цели нужно соблюдать определенные правила:
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то интересную историю или сказку.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит большое удовольствие.
- Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно больше разных способов развития мелкой моторики.
- Ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый успех – критика в этом деле не допустима!
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
- рисовать, используя в изображении мелкие детали;
- раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
- вырезать крупные многоугольные фигуры;
- лепить из пластилина мелкие детали;
- застегивать и расстегивать пуговицы;
- одеваться и обуваться;
- шнуровать обувь, завязывать шнурки, застегивать молнии;
- наливать в чашку молоко из пакета;
- умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
Консультация для родителей .
Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.
«Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг» Иммануил Кант
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.
Ребѐнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.
Для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. В последнее время всѐ больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить.
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка:
- Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.
- Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.
- Расширяется кругозор ребенка.
- Повышается речевая активность.
- Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.
- Развиваются творческие способности, фантазия.
Требования к проведению пальчиковых игр:
- При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
- После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы ( например, потрясти кистями рук). Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
- Подбор упражнений с учѐтом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
- Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
- Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики
- Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
- Локти должны лежать или стоять на столе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чѐтко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
- Следует чѐтко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- В условиях детского сада, пальчиковую игру можно провести утром перед завтраком, во время динамической паузы на занятиях, для активизации внимания и как средство заполнения свободного времени перед обедом.
Группы пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
«Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…»,
«Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»
- ребѐнок поочерѐдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерѐдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперѐд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струѐй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерѐдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребѐнок может поочерѐдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения
(«гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочерѐдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребѐнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Развивая мелкую моторику рук ребенка решаются сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников;
- тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Литература
- Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
- О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2013г
- О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт-Петербург 2014г
- Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г
- Т. Ю. Бардышева «Расскажи стихи руками» Москва 2014г
- «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб .ДЕТСТВО ПРЕСС 2013г
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей 2024
Детский фитнес в детском саду ритмическая гимнастика, танцы и игры....
Консультация для родителей "2024 год - Год семьи"
2024 год объявлен годом семьи...
Консультация для родителей "2024 год - год семьи"
Папка-передвижка "2024 год - год семья", 5 листов...
Консультация для родителей "2024 год - Год семьи!"
Уважаемые родители!Без семьи людям тяжело жить. С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Когда ребёнок рождается в неполной семье, его всё равно окружают ро...
Консультация для родителей "2024 год - Год семьи"
Консультация для родителей "2024 год - Год семьи"...
"Воспитание любви к природе" Консультация для родителей (2024 г.)
Все начинается с детства и любовь к природе следует прививать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в ...
«Что должен уметь ребёнок 3–4 лет». Консультация для родителей (2024 г.)
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все бо...