КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
консультация

     Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Синонимы: активность, деятельность, начинание, побуждение, почин, предложение, предприимчивость, предприятие, способность к самостоятельным, активным действиям. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

     В ФОП ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования предусматриваются следующие возрастные характеристики  детей:

  •  проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

     Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx101 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ 

РАЗВИТИЕ  ДЕТСКОЙ  ИНИЦИАТИВЫ

 

     Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Синонимы: активность, деятельность, начинание, побуждение, почин, предложение, предприимчивость, предприятие, способность к самостоятельным, активным действиям. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

     В ФОП ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования предусматриваются следующие возрастные характеристики  детей:

  •  проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

     Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

1640358292_20-papik-pro-p-malenkie-pomoshchniki-risunok-21.jpg

     Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

     Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе - это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

     Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит?

     Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением:

  • любознательности;
  • пытливости ума;
  • изобретательности;
  • индивидуальных возможностей детей;
  • свободы их поведения и самостоятельности.

При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость — неразрывно связаны с культурой поведения.

     Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

     В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.

     Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.Хочу такой сайт

      Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

  • не стараться всё сразу показывать и объяснять;
  • не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.;
  • необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

     Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

     Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

     Под инициативой детей понимается врожденное качество: что бы они ни делали — это все "первый шаг", дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей не развивается.

     Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Взрослым желательно не  останавливать этот процесс.

     Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.

     Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

     Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми. Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе — закрутить шуруп.

     Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка рассказывать, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

       Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики в тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его.     Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.

     Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.

         Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.

     Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Её развитие предполагает доброжелательное отношение взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

     Поощрение взрослых,  улыбка, одобрительный взгляд, восторженный рассказ о достижениях  ребенка  — вот реакция, которая закрепляет в поведении ребенка дошкольного возраста инициативность и самостоятельность.

  

Используемая литература

Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации. // Вопрсы психологии, 2000 г. № 4 - С.9-15

        Консультацию подготовила педагог-психолог  Г.С. Гончарова

Сентябрь 2023г.