«Всестороннее развитие детей в процессе конструирования» для детей 1,5 до 3 лет
статья (младшая группа)

Струева Нина Юрьевна

Конструктивная деятельность детей раннего возраста проходит путь от игрового и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strueva_n.yu_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Струева Нина Юрьевна

«Всестороннее развитие детей в процессе конструирования» для детей 1,5 до 3 лет

В возрасте от 1 года до 3 лет нервно-психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта: движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Конструктивная деятельность детей раннего возраста проходит путь от игрового и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).

Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.

Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся создавать конструкции по образцу, используют слова для обозначения предметов и обобщения. У детей продолжают развиваться восприятие, память и другие познавательные процессы.

Ранний возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности», в частности в конструировании.

Конструктивная деятельность с использованием строительного материала является одним из видов детской познавательной и продуктивной деятельности, направленной на получение заранее задуманного продукта. Термин «конструирование» означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструктивная деятельность – это единственный вид деятельности, в котором результат ребёнка и взрослого совпадают однозначно, что позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки:

  • конструирование даёт возможность для творчества,
  • формирует умение предвидеть будущий результат,
  • воспитывает самостоятельность,
  • развивает пространственно-образное мышление,
  • даёт толчок обогащению речи,
  • улучшает координацию движений глаз и рук.

В современной педагогике детская конструктивная деятельность рассматривается как средство всестороннего развития ребенка, и прежде всего - умственного. Создавая конструкцию, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так он осуществляет и анализ, и синтез). Формирование пространственных представлений происходит в процессе расположения частей постройки. Существенное влияние на развитие мышления оказывает усвоение детьми зависимости конструкции от ее практического назначения.

В процессе занятий конструктивной деятельностью дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел, учатся правильно обозначать названия направлений.

ЗНАКОМСТВО С ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА И ИХ НАЗВАНИЯМИ, ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ВЕЛИЧИНОЙ.

 В возрасте 1,5 -3 лет происходят большие изменения в умственном развитии малыша. В результате если раньше он мог выполнить лишь просьбу «дай такой же, как у меня», то к 1 году 9 месяцам — 2 годам он может выполнить более сложную просьбу «Дай такой же кирпичик, но красный», т.е. может выделить одновременно 2 признака предмета. Это приходит не сразу, а постепенно, в результате знакомства малыша с формой деталей, их цветом и размером. Мы можем предлагать малышу такие задания с деталями конструктора, как «Найди синие кирпичики. Где большой кирпичик? Где маленький кирпичик (называем размер и форму — 2 признака одновременно)?», «Найди желтые шляпки – большие и маленькие» (называются одновременно форма детали, ее цвет и размер).

Малыш уже хорошо различает размер деталей и поэтому мы можем учить его сравнивать и находить три детали одинаковой формы, но разного размера: «большой кубик» — «поменьше»- «маленький кубик». По нашей просьбе малыш даст большой кубик – большой игрушке, а маленький – маленькой игрушке. Из 3-4 деталей разной формы малыш выберет и даст по просьбе взрослого кубик, крышу, столбик, кирпичик: «Дай крышу. Где у нас кирпичик – дай, пожалуйста». Разумеется, это возможно только если взрослый называет эти детали во время игр с конструктором и знакомит малыша с ними.

ИГРАЕМ С КОНСТРУКТОРОМ.

Очень часто малыши от полутора до двух лет повторяют одно и то же действие много раз подряд. Они наслаждаются им, словно убеждают сами себя: «Я это уже умею!». Ведь главное для ребенка – не результат, а процесс, если он его повторяет – значит, он получает от этого большое удовольствие! Не мешайте малышу, пусть он повторяет, это очень нужно ему для развития. Придет время – и он сам перейдет от старого, усвоенного, к новому. В этом возрасте малыш еще сам не сможет сделать постройки. Поэтому не малыш, а взрослый начинает игру с конструктором и ведет ее. В этом возрасте за один раз мы строим одну постройку. Например, только домик. Или только скамеечку.

Мама разыгрывает игровой сюжет с игрушками – например, строит из кирпичиков дорожку для матрешки, по которой матрешка побежит в свой домик: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Малыш присоединяется к строительству, повторяет за мамой ее действия — помогает строить дорожку для матрешки, подражает маме. Вот дорожка и готова. Малыш может взять матрешку в руки и показать, как она идет по дорожке.

КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ С МАЛЫШОМ ОТ ПОЛУТОРА ДО ДВУХ ЛЕТ

К двум годам малыш уже сможет построить известные ему простые постройки сам. Варианты построек: дорожка, скамеечка, лесенка из 6 кубиков (первая ступенька — один кубик, вторая ступенька — два кубика и третья ступенька — три кубика), заборчик, ворота, горка, башня и другие самые простые и очень быстро реализуемые постройки из деталей двух форм (кубики и кирпичики).

Например:

  • башенка (ставим кубик на кубик)
  • домик (призма – «крыша» ставится на кубик),
  • машина (кубик и кирпичик ставим на пластину),
  • дорожка из кирпичиков
  • стол (кладем кирпичик плашмя на кубик),
  • стул (приставляем к кубику сзади кирпичик – «спинку стула»),
  • скамеечка (располагаем планку или кирпичик на двух кубиках),
  • ворота (ставим кирпичики вертикально и располагаем на них планку).

Конструирование – это очень полезное для малышей занятие. Надеюсь, что полезные советы из этой статьи, помогут Вам начать строить с детьми из обыкновенного деревянного конструктора и получать от этого удовольствие и радость, помогая малышу познавать такой интересный мир вокруг нас.

Желаю Вам интересных построек!

 Список литературы:

  1. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста» О.Э. Литвинова. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2021 – 128с.
  2. «Конструирование и ручной труд в детском саду для детей 2 – 7 лет» Л.В. Куцаковой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 70 с.
  3. "Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие" Е. С. Дёминой. – Изд-во «Сфера», 2009. – 192 с.
  4. Детское творческое конструирование: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей / Л. А. Парамонова. – Москва: Карапуз, 1999. –  239 с.
  5. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с. 
  6. Методика обучения и изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М: Изд-во АльянС., 2020. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Консультация для воспитателей старших групп....

Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Влияние игры  на всестороннее развитие ребёнка   в процессе экологического воспитания детей дошкольного возрастаПодготовила воспитатель:  МБДОУ «Атемарский  д/с № 1 «Теремок» ...

О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы

Одна из актуальных проблем музыкального образования в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педаг...

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде.Формирование интереса и любви к труду- одна из основных задач ...

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Методическая разработка, с целью познакомить с понятием " оригами", приемами и этапами работы, условиями и структурой зянятия по конструированию из бумаги по типу оригами....

Программа по самообразованию «Всестороннее развитие детей в процессе конструирования».

Конструктивная деятельность детей раннего возраста проходит путь от игрового и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только инт...

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....