Эксперименты с мыльными пузырями
план-конспект занятия

Савичева Кристина Андреевна

Конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_s_mylnymi_puzyryami.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. Учить самостоятельно, проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов. Познакомить детей с нетрадиционным приёмом рисования: изображение мыльными пузырями.

Задачи:

Рассказать детям о некоторых свойствах мыльных пузырей, учить доказывать их свойства путем проведения экспериментальной деятельности;

Развивать дыхание, способствовать более глубокого вдоха и более длительного выдоха, развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, аккуратность в работе с мыльной пеной.

Материалы к занятию: листы бумаги, карандаши цветные, стаканчики с водой, прозрачная ёмкость с водой для каждого ребёнка, мыло различной формы, цвета и запаха, гуашь, коктельные трубочки, салфетки, пластмассовые ложки.

Предварительная работа: чтение стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр» и А. Барто «Девочка - чумазая», экскурсия в прачечную; наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».


Этапы,методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Условия реализации

Организационно-мотивационный этап

Всем вам с детства знакомы и любимы мыльные пузыри. Но мало кто из вас задумывался об их истории, свойствах и о чудесах, которые с их помощью можно устроить. Сегодня я хочу немного поближе познакомить вас с такой чудесной вещью как мыльные пузыри.

Слушают

Основной этап.

Рассказ

Правила работы

Эксперименты

ИЗ ИСТОРИИ. Мыльные пузыри были придуманы несколько тысяч лет назад. Это стало известно при раскопках, были найдены рисунки на камнях, на которых были изображены дети, играющие с мыльными пузырями. Так же в Китае найдены старинные папирусы, на них изображены несколько людей, которые выдувают мыльные пузыри из трубочек, сделанных из глины. Позднее, люди приспособились делать мыльные пузыри более прочными. После стирки мыльную воду использовали для игр дети. Вначале мыльные пузыри были редкостью и продавались только в магазинах, а вскоре их можно было купить почти за бесценок у любого уличного продавца.

Поговорив об истории, я хочу отметить, что есть некоторые правила работы с пузырями:

  • При работе с мыльными растворами ни в коем случае не прикасаться к глазам, носу, рту;
  • После проведения опытов тщательно промыть руки в проточной тёплой воде;
  • При пускании мыльных пузырей выдувать их в нужно том направлении, где нет детей или других людей;
  • Все используемые компоненты растворов (глицерин, фери и др.) тщательно закрывать крышкой после использования.

Ну что ж, теперь можем приступить к экспериментам.

Эксперимент 1.

Бумажные трубочки для пузырей уже давно никто не использует, их нам заменил пластик. Но можно ли пускать пузыри, используя развернутый лист бумаги? Давайте попробуем. Для этого нам понадобится лист кальки и прикрепленная к нему с помощью скотча салфетка. Ножницами нужно проделать круглое отверстие в центре двойного слоя. Затем, опустим лист в кювету с мыльным раствором, поднимем и легко подуем сквозь отверстие. Что получилось? Теперь проверим, может ли получиться мыльный пузырь без использования слоя из салфетки? Почему так получилось?

Эксперимент 2. «Мыльная рамка»

Так же мы можем получить большую мыльную пленку, которую можно будет согнуть, вращать и даже растянуть. Для этого, у нас есть собранная подвижная рамка. Держа рамку для мыльной пленки за две трубочки, как за две ручки, опустим все устройство в раствор. Не забудьте убедиться, что ваши руки полностью влажные, иначе сухие участки будут разрушать мыльную пленку. когда вы начнете поднимать рамку из раствора, держите руки на расстоянии 5см друг от друга. Полностью подняв рамку, начинайте медленно растягивать ее. Что у вас получилось? Внутри рамки сформировалась мыльная пленка. Чтобы закрыть ее, вы можете соединить две трубочки вместе. Потренируйтесь двигать и изгибать рамку с пленкой.

С помощью рамки можно получить не только огромную мыльную пленку, но и пузыри удивительных размеров. Чтобы сделать гигантский пузырь, совсем не нужно дуть на пленку – нужно потянуть рамку с мыльной пленкой в воздухе. И пузырь вытянется в длинный рукав, а потом отделится от рамки. Держа рамку в руках ниже талии, с умеренной скоростью потяните рамку вверх. Так как вы перемещаете рамку сформируется пузырь. Чтобы закрыть пузырь и отпустить его в воздушное плавание, постепенно сводите две трубочки и при этом поднимайте их вверх.

Эксперимент 3. «Радуга»

Для того чтобы увидеть радугу, необходимо выдуть мыльный пузырь и посадить его на мокрый стаканчик. Обратим внимание на то, чтобы пузырь был хорошо освещен лампой или дневным светом. Будем поочередно устанавливать позади пузыря белый и черный картонные экраны. Расстояние от пузыря до экрана должно быть минимальным, это важно. Что вы наблюдаете? При каком фоне вам лучше видны радужные цвета? По законам оптики белый фон является источником отраженного света, и именно этот свет мешает вам видеть чудесные цвета, а черный картон, напротив, хорошо поглощает свет, и это его качество вам помогает. Красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый – откуда появились эти цвета на поверхности мыльного пузыря? Удивительно, что пленка бесцветной жидкости, освещенная белым светом, расцвечивается всеми цветами радуги. Белый свет – это смесь 7 цветов.

Эксперимент 4. «Рисование мыльными пузырями»

Хотите порисовать мыльными пузырями? Для этого возьмите несколько маленьких стаканчиков, на треть заполненных водой и подкрашенных красками. Затем, с помощью пластиковой трубочки как следует взбейте пену, выдувая воздух в стаканчик с краской. Когда пены станет много и она начнет подниматься за край стаканов, возьмите лист бумаги и быстро приложите его к пене, а затем уберите. На бумаге останутся фантастические отпечатки!

Эксперимент 5. «Бесконечная пена»

У нас уже есть готовый пенообразователь, который состоит из верхней части пластиковой бутылки и прикрепленной к ней махровой тканью. Намочите махровую ткань в мыльном растворе и подуйте в пенообразователь.

Слушают историю

Повторяют правила работы с пузырями

Наблюдают, совместно проводят эксперименты.

Калька, салфетка, мыльный раствор

Подвижная рамка, мыльный раствор

Стаканчик, белый и черный картон, мыльный раствор

Стаканчики с подкрашенной водой, лист бумаги, трубочка

Пенообразователь

Заключительный этап

вопросы

На сегодня эксперименты подошли к концу, надеюсь вам было интересно, весело, а главное вы узнали что-то новое из моего мастер-класса.

Слушают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент с мылом "Мыльные пузыри"

Делаем мыльные пузыри.Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей , со свойством жидкого мыла и твердого.Материал: жидкое мыло, кусочки твердого мыла, стаканчики, вода, ложки, т...

Летнее развлечение-эксперимент " Веселые мыльные пузыри"

Летнее развлечение-эксперимент " Веселые мыльные пузыри"...

Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» Фотоотчет

Игра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетЧернова Оксана ИгоревнаИгра-эксперимент с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» ФотоотчетФотоотчёт :...

Эксперименты с мыльными пузырями

Мыльные пузыри - это так весело! C ними можно проводить опыты, показывать фокусы, проводить шоу мыльных пузырей. Экспериментируйте вместе с ребенком и радуйтесь результату!...