Рабочая программа кружка "Школа роботатехники"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа кружка в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Школа роботатехники" | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок для детей старшей группы «Школа робототехники».
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФОП ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФОП ДО, так как:
- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
-объединяет игру с исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Новизна программы. Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков детей через использование крупного и мелкого конструкторов LEGO, робомышь.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Представленная программа «Школа робототехники» разработана в соответствии с ФОП и реализует интеграцию образовательных областей. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных практических заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для развития творческих способностей детей.
Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструирования и робомыши.
Задачи: На занятиях по робототехнике ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
- Учить понимать элементарные схемы пространства;
- Учить передвигаться в заданном направлении;
- Обучить программированию робомыши;
- Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.
- Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
- Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
- Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Дошкольное образование предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Проектная конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.
Ожидаемые результаты.
- Ребенок овладевает робо программированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно- исследовательской и технической деятельности;
- Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к робо- программированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- Ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с взрослыми и сверстниками;
- Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой;
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.
- Самостоятельно составляет алгоритм и действует согласно ему.
Работа по робототехнике проводится в рамках дополнительного образования. Тематика дополнительного образования по кружку «Школа робототехнике» рассчитана на период с сентября по июль 2023-2024 г. Периодичность занятий: в старшей группе по средам 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Список литературы
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
Список сайтов
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
Учебно – тематический план кружка.
№ | Тема | Задачи |
Сентябрь (конструктор лего) | ||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности и правила поведения. Закрепление названий деталей конструктора. | Повторить правила технику безопасности; технику крепления деталей. Формировать у детей правила поведения во время занятий. |
2. | Конструирование по замыслу «Как я отдыхал летом» | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
3. | «Сборка транспорта для перевозки зверей по рисункам» | Закреплять представления о многообразии животного мира, видов транспорта. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
4. | «Сборка наземного транспорта» | Закреплять навыки анализа объекта по иллюстрации, выделения его основных частей; развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Октябрь (робомышь) | ||
1. | «Зачем человеку роботы?» | Знакомить детей с краткой историей робототехники, различными видами роботов. |
2. | «Знакомство с робомышью» | Знакомить с робомышью, ее возможностями. |
3. | «Основные команды» | Знакомство с основными командами и элементами управления робомыши. |
4. | «Основные команды» | Продолжать знакомить с основными командами и элементами управления робомыши. |
Ноябрь ( робомышь) | ||
1. | «Основные команды» | Закреплять знания об основных командах и элементах управлении робомыши. |
2. | «Основные команды» | Продолжать закреплять знания об основных командах и элементах управлении робомыши. |
3. | «Как научить робота двигаться? Мы роботы» | Знакомить детей с основными движениями робомыши, учить прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать работу план действий. |
4. | «Как научить робота двигаться? Программируем робомышь» | Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план действий. |
Декабрь (конструктор лего) | ||
1. | «Лабиринт» | Познакомить с плоским конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику. |
2. | «Путешествие в Лего - страну. Построй свою историю» | Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструктора лего. Совершенствовать умение работать с различными конструкторами учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Способствовать обучению детей создавать различные конструкции по собственному замыслу. Учить детей разбирать конструкции при помощи разъединителя элементов. Продолжить развитие наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти, речи. Развивать крупную и мелкую моторику рук. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. |
3. | «Избушка на курьих ножках» (коллективная работа) | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. |
4. | «Дед Мороз» | Развивать навыки пространственной ориентировки. Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части. Развивать фантазию и конструктивное воображение. |
Январь (конструктор лего) | ||
1. | Строительство по замыслу детей | Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. |
2. | «Колодец» (коллективная работа) | Учить коллективно строить простейшую постройку из крупного лего конструктора. |
3. | «Беседка для ребят» | Учить строить беседку, которая находиться на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. |
Февраль (робомышь) | ||
1. | «Знакомство с Робомышью» | Познакомить детей с программируемым робототехническим устройством STEM - НАБОР "РОБОМЫШЬ", совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, учить умение выполнять линейный алгоритм. |
2. | «Играем с Роботом мышью» | Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа. Соотносить цифры с количеством предметов. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. |
3 | «Поиграем с Робомышью» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве; Закреплять умение передвигаться в заданном направлении и считать шаги; Закреплять умение выполнять линейный алгоритм. |
4. | «Остров сокровищ» | Формированию первичных знаний о робототехнике и программированию у детей старшего дошкольного возраста. Развитие умения составлять алгоритмы (основы программирования). Учить программировать робомышь с помощью, карточек-стрелок, задавать план действий. |
Март (робомышь) | ||
1. | «Путешествие по математическому городу» | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе математического развития посредством использования STEM - Набора «Робомышь», развитие комбинаторных способностей и логического мышления. Познакомить детей с умением составлять алгоритмы; Закреплять знания детей о числах, умение соотносить количество предметов с цифрами, отрабатывать навыки количественного счёта; - закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание; - закреплять знания детей о четырёхугольниках. |
2. | «Робомышки в гостях у ребят» | Закрепить навыки работы детей с программируемым робототехническим STEM-набором «РОБОМЫШЬ», совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение выполнять линейный алгоритм. |
3. | «Есть у ёлочки друзья» | Уточнить и расширить имеющие представления детей о ели и животных, связанных с этим деревом; о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов елового леса; формировать представление об экологических нишах (этажах) леса и месте животных в них; формировать основы алгоритмического мышления дошкольников, изучение простейших алгоритмов программирования; |
4. | Программируемый мини-робот «Робомышь» | Учить детей использовать Робомышь в математике. Уметь задавать правильно построенную программу для прохождения пути. Называть и различать геометрические фигуры. |
Апрель (конструктор лего) | ||
1. | «Покорители космоса» | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из лего конструктора. Продолжать учить работать со схемой. Закреплять знания детей об окружающем мире. |
2. | «Самолёт» | Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части. Развивать интерес, мелкую моторику рук. |
3. | «Плывут корабли» | Рассказать о водном транспорте. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
4. | «Робот» | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить робота из лего – конструктора. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук. |
Май (конструктор лего) | ||
1. | «Строительство по замыслу детей» | Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. |
2. | «Зоопарк» | Закреплять представления о многообразии животного мира. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
3. | «Домашние животные» | Учить строить собаку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
Июнь (конструктор лего + робомышь) | ||
1. | «Строительство по замыслу детей» | Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. |
2. | «Путешествие в Лего - страну. Построй свою историю» | Способствовать развитию познавательной активности средствами конструктивной деятельности с помощью конструктора лего. Совершенствовать умение работать с различными конструкторами учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Способствовать обучению детей создавать различные конструкции по собственному замыслу. Учить детей разбирать конструкции при помощи разъединителя элементов. Продолжить развитие наглядно-образного мышления, воображения, внимания, памяти, речи. Развивать крупную и мелкую моторику рук. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. |
3. | Программируемый мини-робот «Робомышь» | Учить детей использовать Робомышь в математике. Уметь задавать правильно построенную программу для прохождения пути. Называть и различать геометрические фигуры. |
4. | Программируемый мини-робот «Робомышь» | Использование математического коврика. |
Июль (робомышь + конструктор лего) | ||
1. | Программируемый мини-робот «Робомышь» | Повторение правил программирования робота. |
2. | Программируемый мини-робот «Робомышь» | Повторение способов программирования и управления роботам робомышь. |
3. | «Беседка для ребят» | Учить строить беседку, которая находиться на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования. |
4. | «Строительство по замыслу детей» | Упражнять детей в моделировании и конструировании из лего конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное воображение, мышление, память. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...