консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Павлова Марина Анатольевна

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Новые формы взаимодействия с родителями» - Павлова М.А.

Новые формы взаимодействия ДОУ с родителями

Цель: повышение педагогической компетентности родителей и их активности в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты:

-повышение уровня родительской компетентности;

-гармонизация семейных и детско-родительских отношений;

-повышение ответственности родителей за судьбу ребёнка.

В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повышать эффективность всех звеньев воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где ребёнок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а так же в дошкольном учреждении, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учётом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и нас – воспитателей. Вместе мы развиваем у ребёнка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Ведь педагог ДУ – не только воспитатель детей, но и партнёр родителям по их воспитанию.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Думаю, что необходимо разнообразить формы работы с родителями, и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность,  интерактивность.

В работе нашего детского сада мы используем следующие формы организации общения педагогов и родителей:

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитеческие

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Анкетирование;

Опросы;

Вопросы-ответы;

Родительская почта;

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Фотовыставки;

Экологические субботники;

Дни добрых дел;

Праздники;

Творческие конкурсы;

Открытые просмотры детской деятельности;

Акции;

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Собрания и консультации в нетрадиционной форме;

Пед. библиотека для родителей;

Копилка добрых дел;

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Дни открытых дверей (открытых просмотров занятий и др.видов деятельности детей);

Выпуск газеты «ЖЗД»;

 «ОКНО» - очень короткие новости;

Теперь более подробно про некоторые из форм взаимодействия.

Информационно-аналитические – организация общения с родителями для сбора, обработки и использования данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношения семьи к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу/родителям встретиться с родителями/педагогом лично.

Досуговые формы – они призваны  устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуг позволяет создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Ежегодно совместно с детьми, родители нашего детского сада принимают активное участие в различных праздниках, экологических субботниках, Днях добрых дел -подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования. Хочется поделиться такой формой как акция: («Мастерская дедушки Мороза», «Огород на подоконнике» и др). К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.

Хотим закрепить такую традицию в группах нашего детского сада, как  «Гость группы» - встречи с родителями, когда они приходят с интересными историями, играми, увлекательными заданиями.

Познавательные формы  направлены на обогащение педагогического опыта родителей, развитие педагогической компетентности по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.

В настоящее время особой популярностью,  как у родителей, так и у педагогов нашего сада пользуются родительские собрания нетрадиционной формы. Один из воспитателей проводит родительские собрания, под названием «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др). можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает лист бумаги, где сформирована проблема и даётся информация или рекомендации, необходимые для её решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят на листок. Затем записи передаются педагогу, суммируются и группа проводит обсуждения.

Большой интерес у родителей вызывают семинары-практикумы. На них могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им могут быть как воспитатель, так и родители, приглашённые специалисты.

Так же считаю, что одной из новых познавательных форм является создание сайтов ОУ. Где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеоматериалы с участием наших воспитанников, консультации для родителей и многое другое. Преимущества в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в группе; могут получать информацию в форме педагогических советов. За детьми не всегда приходят сами родители(в силу своей занятости), а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе.

Наглядно-информационные – направлены на обогащение знаний родителей, их просвещение.

Широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Поэтому во время «Дней открытых дверей» родители наших воспитанников не просто наблюдают со стороны, но и активно принимают участие в жизни детей при посещении группы, вовлечены в педагогический процесс. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях. Также наши родители посещают не только занятия в группе, но и другие виды деятельности детей.

Некоторые группы выпускают  газеты «ЖЗД»- жизнь замечательных детей. «ОКНО» - очень короткие новости – по мере появления новостей.

Таким образом, все формы работы с родителями, которые мы используем в своей работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и группой детского сада , тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а опыт обучения будет успешным.

Результатами нашей работы должно стать следующее:

-создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;

-повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада;

- создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...