Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологии - Юные Любители Природы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Кружок «Юные любители природы»
Цель: Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления дошкольниками мира через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу.
- Привлечение внимания к окружающим природным мобъектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
- Развитие умений наблюдать за живыми объектами и мявлениями неживой природы.
- Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Методы: - Беседы, художественное слово
- Рассматривание картин
- Экскурсии в природу
- Экспериментальная деятельность
- Занятия в игровой форме
- Демонстрация слайдов
- Коллективный труд
Формы организации работы кружка:
С детьми:
- Групповые занятия
- Экскурсии
- Выставки, конкурсы
- Просмотр мультимедийных презентаций
С родителями:
- Консультации
- Конкурсы, выставки
- Информация на сайте
Ожидаемые результаты (дети могут):
- Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
- Знать характерные признаки времѐн года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- Знать правила поведения в природе и соблюдать их.
- Устанавливать элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями.
Учебно-тематический план
Младшая группа 1.Вводное занятие; 2.Осень в природе; 3.Комнатные растения; 4.Зима в природе; 5.Весна в природе; 6.Итоговое занятие. | Средняя группа 1.Вводное занятие; 2.Осень в природе; 3.Зима в природе; 4.Деятельность в уголке природы; 5.Весна в природе; 6.Итоговое занятие. | Старшая группа 1.Вводное занятие; 2. Осень в природе; 3. Экскурсия; 4.Зима в природе; 5.Деятельность в уголке природы; 6.Весна в природе; 7.Лес многоэтажный дом; 8.Итоговое занятие. | (Подготовительная группа) 1.Вводное занятие; 2.Осень в природе; 3.Красная книга; 4.Зима в природе; 5.Лес многоэтажный дом; 6. Деятельность в уголке природы; 7.Весна в природе; 8.Итоговое занятие. |
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения (Младшая группа)
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
2. Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т.д.).
3. Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом.
4. Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день. Работа с календарем наблюдений.
5. Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных. Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и подготовительной групп.
6. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Второй год обучения (средняя группа)
1. Вводное занятие. Выявление накопленных знаний о природе.
2. Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада. Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала. Подготовка к зиме животных. Сбор корма для обитателей живого уголка совместно с педагогом.
3. Практическая деятельность в уголке природы. Знакомство с 2-мя комнатными растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития, растение – живой организм. Выделение признаков живых организмов.
4. Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новыми дикими животными – лось, зимующей птицей – поползень. Трудности в жизни диких животных в зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на участок. Рассматривание снежинок.
5. Весна в природе. Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей – Трясогузка.
6. Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года. Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия, а также релаксационные упражнения совместно с психологом детского сада.
7. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Третий год обучения (старшая группа)
1. Вводное занятие. Воспоминание о лете.
2. Осень в природе. Практические работы на участке д/с. Осенние явления в
природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
3. Деятельность в уголке природы. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними.
4. Экскурсии. Экскурсии на овощеводческий участок, в парк в период золотой осени, на водоем.
5. Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снегового покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с новой зимующей птицей – Свиристель. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом.
6. Деятельность в уголке природы в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Уход за обитателями уголка природы. Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур.
7. Лес – многоэтажный дом. Роль уральского леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
8. Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за тополем. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
9. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга. Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы. Проводятся совместно с психологом детского сада релаксационные упражнения. Идет прослушивание музыки. Наблюдения, итоги бесед с детьми оформляются совместно с педагогом по изобразительной деятельности.
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа)
1. Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Опрос. Диагностическое исследование.2. Осень в природе. Практическая деятельность на участке д/сада: сбор семян, высаживание деревьев и т.п.
2. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природе. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни человека. Охрана природы осенью. Сбор семян 4-5 культурных растений. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Заготовка кормов для обитателей живого уголка. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям. Опыты с песком и глиной.
3. Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным – бобр, соболь; птицей – клест. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек вне территории д/сада. Работа по снегозадержанию. Определение загрязненности снега в различных участках города (дорога, парк, д/сад). Опыты с водой.
4. Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
5. Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца. Целевые прогулки и экскурсии. Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые растения, цветение деревьев и кустарников. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха, появлением насекомых и другими сезонными явлениями природы. Своевременная обработка почвы, высадка рассады и наблюдение за появлением всходов и ростом растений. Вывешивание скворечников и наблюдение за гнездовьями птиц. Посадка саженцев на участке д/сада. Опыты по определению загрязненности воздуха.
6. Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.
7. Деятельность в уголке природы. Практическая деятельность в уголке. Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Выращивание выгоночных культур и постановка опытов над ними (нехватка света, тепла, воды). Выращивание зимних культур и опыты над ними. Ведение дневника за ростом зимних культур. Подготовка комнатных растений. Весна: Знакомство с разными способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Уход за растениями ведутся посезонно.
8. Экскурсии. Осень – экскурсия на поле, наблюдение за сбором злаковых культур. Экскурсия на водоем. Краеведческий музей. Зима – экскурсия в природу. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду. Весна – экскурсия в природу с целью выявления ярусов леса на практике.
9. Итоговое занятие. Уточнение и обобщение знаний детей. Проведение мониторинга.
Методическое обеспечение программы Теоретический материал:
- « Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева;
- « Любовь к природе» С.Н. Николаева;
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова;
-«Детям о природе» М.В. Лучичь;
-«Что у нас под ногами» Н.Р. Рыжова;
-«Почва-живая Земля» Н.Р.Рыжова.
- Дольников В.Р. «Вышли все мы из природы»;
- «Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование
конспектов занятий» Л.Г. Кереева;
- «Экологическая работа в ДОУ» Чернекова В.Н.;
- «Ознакомление с окружающим миром: два веселых гуся»;
- «Как дятел весну встречал»;
- «Жизнь насекомых» 5-8 лет, Крутов В.А.
- «Система экологического воспитания в ДОУ», О.Ф. Горботенко;
- «DVD диск «Мир диких животных. Хищники»;
- «DVD диск «Мир диких животных. Среда обитания;
- «DVD диск «Твои веселые друзья зверята. Львенок Лео»;
- «DVD диск «Твои веселые друзья зверята. Слоненок Эбу»;
- «DVD диск «Твои веселые друзья зверята. Крокодил Карл»;
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.);
- набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп(1шт.);
- коллекция ракушек(1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
-«Ягоды. Детский определитель»;
-«Живая и неживая природа»;
-«Учись играя. Времена года»;
-«Кубики. Животный мир Земли»;
-«Съедобные и несъедобные грибы»;
-«Путешествие по природным зонам России»;
-«Птичий базар»;
-«Собери картинки. Насекомые»
-«В гостях у лешего»
-«Морские тайны»;
-«Чей хвост?»;
-«Деревья»;
-«Птицы русского леса»;
-«Найди следы»;
-«Жизненный цикл животных».
Список использованной литературы:
1. Богданец Т.Г., Смирнова Л.Я. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.
3. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с.
4. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
5. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.
6. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.
7. Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.
9. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.
10. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.
11. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г.А. Ягодина.- М., 1993.
12. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников./ Под. ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой.- Спб., 1998.
13. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.
М.:Просвещение, 2001.-2008
14. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем.// Дошкольное воспитание.- 1991.-№ 1, с. 3-5.
15. Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание.- 1991, №6.-с. 28-37.
16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М., 2002.
17. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М.,2001.
18. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, литературными персонажами.- М., 2003.
19. Основная общеобразовательная программа МДОУ ЦРР детский сад №42
Истринского муниципального района, разработанная на основе программы
воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
20. Плешакова А.А. От земли до неба. Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов.- М.,1998
21. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2011г
22. Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации.- М., 2002.
Журналы « Дошкольное воспитание»: № 7 – 1993г. « Ребѐнок и природа», стр. 3. № 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26. №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47 №11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31 №7 – 2005г. « Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Наглядное пособие для педагогов детского сада:
Серия « Знакомство с окружающим миром и развитие речи»: «Насекомые в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ». «Обитатели океана в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ» . « Птицы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
«Рыбы в картинках», выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г., Изд. ООО « ГНОМ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист» (для детей подготовительной к школе группы)
Настоящая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учётом приоритетного направления работы ДОУ. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования Лего – конструирование «Юный строитель»
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Рабочая программа. Кружка дополнительного образования. По экологическому воспитанию. Для детей 5 – 7 лет «Юный Эколог»
Рабочая программа по экологическому воспитанию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
кружек по экологическому воспитанию старшая группа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» составлена на основе одноименной парциальной программы «Юный Эколог» автора Николаевой С.Н....