Доклад "Обучение дошкольников монологической речи по картине"
материал
В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине, а также конспекты занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение дошкольников монологической речи по картине | 338.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №4 им. В.В. Бианки»
«Обучение дошкольников монологической речи
по картине»
Разработала воспитатель:
Ульянова М.В.
Бийск 2024
Содержание
- Значение обучения рассказыванию по картине в развитии монологической речи детей ……………………………………………..3
- Виды рассказов детей по картине…………………………………………………….4
- Методика обучения рассказыванию по картине дошкольников…………………...4
3.1. Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине……………………4
3.2. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине……………………….5
3.3. Общие требования к организации работы с картиной……………………………..5
3.4. Проблемы обучения………………………………………………………………….5
3.5. Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно
использовать в работе с картиной………………………………………………..……..6
3.6. Структура занятий……………………………………………………………………9
3.7. Пример занятия…………………………………………………………………...…12
- Конспекты занятий по обучению детей рассказыванию по картине…………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………………………..25
1. Значение обучения рассказыванию по картине в развитии монологической речи детей
Связная речь» делится на монологическую и диалогическую форму речи.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.
Овладение монологической речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности, поэтому на помощь приходит картина. Образы, представления, вызываемые картинами, конечно, менее яркие, чем те, которые дает реальная жизнь, но они несравненно более яркие и определенные, чем образы, вызываемые только словом. Чтобы ребенок заговорил – лучшее средство показать ему красивую и яркую картинку, т.е. картина активизирует речь ребёнка.
Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией. В процессе этой работы у детей обогащается словарь, расширяются и уточняются знания об окружающем, развивается связная речь, воображение, фантазия, творчество, мышление.
Роль иллюстрации достаточно весома в развитии речи детей. Польза картинки, по мнению К.Д.Ушинского, в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картинка, одновременно развивает ум и речь. В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму – без рисунков – и вы оцените тогда все значение рисунков для детей». Иллюстрации развивают зрительную память и конкретизируют образы.
Обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале.
Воспитатель может задать детям вопрос: «Если бы ты оказался рядом с героем произведения, то что бы ты ему сказал: как бы ты поступил? Такие задачи активизируют детей, они с удовольствием фантазируют, имея зрительную опору.
Для обогащения словаря детей используется большое количество разнообразного иллюстративно-графического материала. И это, преимущественно, картины и иллюстрации.
2. Виды рассказов детей по картине
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине:
1. Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К.Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.
3. Методика обучения рассказыванию по картине дошкольников
3.1. Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: составление описательного рассказа по сюжетной картине, составление описательного рассказа по предметной картине, придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине, составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.
В детском саду проводятся два вида занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин. На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
3.2. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине.
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям данного возраста, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.
3.3. Общие требования к организации работы с картиной.
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
3.4. Проблемы обучения.
Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
По незнакомому содержанию картины дети ограничиваются перечислением отдельных предметов или объектов. Но по знакомому содержанию картины, близкому своему опыту, ребенок выдает совсем иной рассказ
Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа "Что нарисовано на картине?" или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.
Неупорядоченность восприятия картины детьми — следствие неупорядоченности обучения их рассматриванию. Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.
Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности. Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы, например, "Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами", "Незнайка просит научить рассказывать сказку про...". В старших группах это уже социальные мотивы, например, "Придумайте сказки для малышей", «Запишем самые интересные сказки и составим книгу».
3.5. Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной.
К приёмам обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной относятся:
- Совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу, например, «Жила, была девочка.... Однажды она... , а навстречу ей...»).
Совместное рассказывание - этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.
- Образец рассказа (должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию).
Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
- План рассказа (как называется предмет, его свойства и действия).
План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам – командами.
- Вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения).
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.
Непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.
Характер ответов детей зависит и от содержания тех вопросов, которые им задаются по картине. На вопрос «Что ты видишь на картинке?» ребенок просто перечисляет изображенные на картине объекты. Но если задать вопрос «Что делает мальчик?», ребенок ответит: «Он ловит рыбу», «Котенок свернулся калачиком и спит». А на предложение «Расскажи, что изображено на картинке» этот же ребенок составит коротенький рассказ: «Мальчик пошел за яблоками. Около забора спала собачка. Он палкой оперся на собаку и начал подниматься, чтобы сорвать яблоки …». Педагогам следует разнообразить вопросы и не злоупотреблять вопросом «Что это?».
Важно, чтобы вопросы побуждали детей устанавливать разнообразные связи, существующие между предметами, изображенными на картине: связи на узнавание («Кто эта женщина?», «Что в руках у девочки?»); временные связи («Какое время года (дня) изображено?»); пространственные связи («Где это происходит?», «Куда поехали дети?»); функциональные связи («Что делает?»); причинно - следственные связи («Почему она улыбается?», «Зачем мальчик влез на балкон?») и т.д
Педагогу следует использовать вопросы, вызывающие у детей размышления и требующие от детей объяснения своего мнения, например, «Почему ты считаешь, что эти мальчики дружат?». Таким образом, картина является не только средством опосредованного познания окружающего мира и развития словаря дошкольника, но и средством обучения их составлению описательных, повествовательных монологов и речи-рассуждения.
- Указания (например, "говори выразительно").
- Анализ образца рассказывания.
Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
- Рассказывание по частям.
По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком. Разработаны различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии.
Например:
- На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью, дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам.
- Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка
описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.
- Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием. Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).
3.6. Структура занятий.
Младший дошкольный возраст.
1 этап - (младший возраст) - ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.
Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).
Структура занятия:
1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.
Средний дошкольный возраст.
2 этап - (средний возраст) - учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.
Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.
Структура занятия:
1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по ее содержанию.
4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
6. Обобщающий рассказ педагога.
Старший дошкольный возраст.
3 этап - (старший возраст) - дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.
Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Структура занятия:
1. Предварительная беседа.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа об основных моментах сюжета.
4. Целевая установка на составление рассказа.
5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).
В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.
Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).
Подготовительная к школе группа.
4 этап - (подготовительная группа) - рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.
Структура занятия:
1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
2. Рассматривание картины.
3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.
Примечание:
1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.
3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).
Перед занятием «обучение рассказыванию по картине» нужна обязательно предшествующая работа.
Например, перед составлением описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»:
- понаблюдать за живой кошкой с котятами;
- предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят;
- расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы);
- поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие-маленькие»;
- предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.
3.7. Пример занятия.
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.
Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.
На первом занятии составляется описательный рассказ.
Его программным содержанием (то есть целью) будет следующее:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;
- закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);
- учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.
«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится».
На втором занятии составляем повествовательный рассказ.
Программное содержание:
- учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;
- закрепить словарь;
- формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ.
Например:
«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники.
Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими».
По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи.
Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения
живых предметов – «оживлялок», которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.
Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения.
Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного.
4. Написать два конспекта занятий по обучению детей рассказыванию по картине
Конспект проведения занятия по развитию речи детей старшей группы (составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»).
Цель: формирование детей, способных составлять монолог по картине.
Образовательные задачи:
- учить детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
- упражнять детей в введении диалога по содержанию картины;
- продолжать учить грамматически правильно строить речь;
- закреплять знания о том, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец);
- расширять словарный запас;
- закреплять и расширять знания о зимних забавах.
Развивающие задачи:
- развивать монологическую форму речи;
- развивать внимание, восприятие, воображение, память, наблюдательность;
- развивать умение слушать и оценивать ответы сверстников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
- воспитывать желание действовать совместно.
Оборудование: открытки с изображениями на зимнюю тематику, картина «Зимние забавы», доска, клей, лист формата А4 (тонированный в голубой – фон для горки), снежки из белой бумаги 20 шт.
Методы:
- наглядные (рассматривание картины «Зимние забавы»);
- словесные (отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»);
- практические (составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы»).
Предварительная работа:
- беседы о зиме;
- рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.
Словарная работа: снежный ком, санки, лыжи, коньки, снеговик, сезон, средство передвижения, январь, забава, суровая, природное явление.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети заранее предупреждены о скором начале занятия, чтобы они закончили свои игры и настроились на предстоящую деятельность. На доске открытки, голубой фон, картина «Зимние забавы».
Звенит колокольчик.
Воспитатель: Подождет пока игра, заниматься нам пора! Составляем стульчики полукругом у доски и садимся.
Сижу у доски, лицом к детям.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, о чем мы с вами будем разговаривать. Послушайте:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима.
Беседа о зиме.
Воспитатель: Ребята, а сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что на улице снег.
Воспитатель: А ещё почему? Какой сейчас месяц по календарю?
Дети: Январь, а это зимний месяц.
Воспитатель: Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков.
Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит эти игры какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «забавы»?
Дети: «Забава» значит «развлечение».
Воспитатель: А как появляются снежные горки, с которых съезжают на санках?
Дети: Их строят взрослые.
Воспитатель: Давайте вы сами построите горку из снежных слов. Я задаю вопрос – вы отвечаете. Каждый ответ – это снежный комочек для горки (показываю). Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.
Воспитатель: Начинаем (на каждый ответ прикрепляю клеем снежный ком к голубому фону – строю «горку»).
Воспитатель: Зима какая?
Дети: Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная.
Воспитатель: Что бывает зимой?
Дети: Падает снег, воет ветер, замерзают реки, быстро темнеет за окном, трещат морозы.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. Поэтому вы построили такую огромную горку (указываю на «горку»).
Игра «Третий лишний».
Воспитатель: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение. Внимание, начали. Январь, февраль, зима (произношу в среднем темпе, выделяя лишнее слова интонацией).
Дети: Зима, потому что это не месяц, а сезон.
Воспитатель: Снежки, санки, коньки.
Дети: Снежки, потому что это изделие из снега, а не средство передвижения по снегу или по льду.
Воспитатель: Метель, лыжи, мороз.
Дети: Лыжи, потому что это не природное явление, а средство передвижения по снегу.
Воспитатель: Снежок, снеговик, снегирь.
Дети: Снегирь, потому что это птица а не изделие из снега.
Воспитатель: Правильно! Какие умники и умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?
Дети: Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть в снежки. Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках. Зимой приходит самый лучший праздник – «Новый Год», и это очень хорошо. Зимой плохо, когда дует сильный ветер и мороз, мы не ходим гулять. Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть. Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.
Воспитатель: Вы верно рассуждаете, молодцы. Физминутки нам нужны для детей они важны! Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.
Провожу фузкультминутку «Хорошо зимой».
«Наконец пришла зима (дети разводят руки в стороны),
Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой).
Снег не улице идет (двигают руками сверху вниз),
Дворник улицу метет (имитируют).
Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперед),
Пишем на катке круги (руки закладывают за спину, медленно кружатся),
Ловко бегаем на лыжах (имитируют)
И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).
Воспитатель: Отдохнули - садитесь на свои места, у нас впереди много интересного.
Рассматривание картины «Зимние забавы» и беседа по ней.
Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. Давайте попробуем стать экскурсоводами, составить и рассказать рассказ вот по этой картине? (указываю на картину «Зимние забавы»). Я буду задавать вам вопросы, если кто-то хочет ответить - нужно поднять руку, выкрикивать с места нельзя. Отвечать надо полным ответом, например: «Какое время года изображено на картине?» Отвечаете так: «На картине изображена зима».
Воспитатель: Начинаем беседу. Какая погода изображена на картине - солнечная или пасмурная, идет снег?
Дети: На картине изображена пасмурная погода, идет снег.
Воспитатель: Кого вы видите на картине?
Дети: Мы видим на картине троих детей.
Воспитатель: Куда вышли дети?
Дети: Дети вышли на прогулку во двор.
Воспитатель: Что делают дети на прогулке?
Дети: Дети лепят из снега снеговика.
Воспитатель: Кого вы видите слева?
Дети: Слева на картине мы видим двух малышей.
Воспитатель: Что делают малыши?
Дети: Малыши лепят снежный ком.
Воспитатель: Кого вы видите справа?
Дети: Справа на картине мы видим девочку постарше.
Воспитатель: Что делает девочка?
Дети: Девочка надевает на голову снеговика ведро.
Воспитатель: А что вы видите возле девочки?
Дети: Возле девочки стоят санки со снежным комом
Воспитатель: Как вы думаете, зачем детям нужны ещё снежные комы?
Дети: Дети хотят слепить ещё одного снеговика.
Воспитатель: Кто прилетел посмотреть, как дети лепят снеговиков?
Дети: Вороны прилетели посмотреть, как дети лепят снеговиков.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: Картина вызывает радостное настроение, хочется пойти гулять.
Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Зимние забавы.
На картине изображена зима. Идет снег. Снег белый и пушистый. Слева мы видим двух малышей, они лепят снежный ком. Справа девочка постарше. Она надевает на голову снеговика ведро. Возле девочки стоят санки со снежным комом. Дети хотят слепить ещё одного снеговика. Вороны прилетели посмотреть, как дети лепят снеговиков. Глядя на картину становиться радостно и хочется пойти погулять.
Целевая установка на составление рассказа.
Воспитатель: А теперь вы попробуете составить рассказ по картине.
Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.
Воспитатель: С чего вы начинаете рассказ?
Дети: Мы начнем рассказ с описания времени года и погоды.
Воспитатель: О чем вы будете рассказывать дальше?
Дети: Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.
Воспитатель: О ком вы еще расскажете?
Дети: Мы расскажем о воронах.
Воспитатель: Чем вы закончите рассказ?
Воспитатель: Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.
Воспитатель: Ваня, начни рассказывать, а Оля и Саша продолжат. Остальные внимательно слушают и не перебивают.
Составление рассказа по картине (сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью).
Воспитатель: Во время рассказов остальные внимательно слушают и не перебивают. Нужно уметь дослушивать до конца. Если хотите что – то сказать поднимите руку.
Далее слушаем рассказы детей.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мне было очень приятно вас слушать. Спасибо вам за ваши рассказы. Давайте подведём итог. О каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили о зиме.
Воспитатель: В какие игры можно играть зимой?
Дети: Зимой можно лепить снеговика, кататься на санках, кататься на лыжах, строить крепости, кататься на коньках,
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
Конспект проведения занятия по развитию речи детей старшей группы (составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»).
Цель: формирование детей, способных составлять монолог по картине.
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей логично, последовательно составлять рассказ по сюжетной картине;
- продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.);
- обогащать словарь детей военной лексикой.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность, воображение, восприятие, логическое мышление, память, внимание;
- развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою армию;
- вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов;
- воспитывать уважение к воинам Российской армии;
- воспитывать патриотизм.
Словарная работа: отечество, армия, министр обороны, граница, пограничники, моряк, летчик, десантник, артиллерист, ракетчик, Россия,
Оборудование: картина «Охрана границы»; фото министра обороны, картинки с изображением род войск, военная атрибутика, конверт с письмом от министра обороны, звезды из красного картона средние (3 штуки), звезда из красного картона большая (1 штука), звукозапись «Прощание славянки» (минусовка).
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций: военной техники, военных профессий, род войск;
- беседа о нашей армии, о войсках;
- заучивание стихотворений на военную тематику;
- загадывание загадок на военную тему;
- чтение и слушание рассказов о военных.
Ход:
Дети заблаговременно предупреждены о скором начале занятия, чтобы они могли закончить свои игры и настроится на предстоящую деятельность.
Включаю военную музыку.
Воспитатель: Подождет пока игра, заниматься нам пора! Берем стульчики и садимся полукругом возле доски.
На доске: открытки и атрибутика на военную тематику. Сажусь на стул возле доски, лицом к детям. Делаю громкость лишь фоновой.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Главнокомандующего Российской армии, Министра Обороны РФ - Серге́я Кужуге́товича Шойгу́, (показываю фото). Вот оно. Он разослал такие письма всем детям нашей страны (показываю письмо).
В этом письме даны задания в честь празднования Дня Защитников Отечества. Министр обороны (Главнокомандующий) хотел бы найти самых умных, спортивных, сильных, смелых детей для защиты нашей Родины в будущем.
Воспитатель: Первое испытание – ответьте на вопросы: Что такое Отечество?
Дети: Отечество - это наша Родина, страна, в которой мы родились и живём.
Воспитатель: Зачем нашей стране Армия?
Дети: Армия нужна чтобы защищать страну.
Воспитатель: Какими должны быть солдаты в Армии?
Дети: Солдаты в армии должны быть сильными, смелыми, умными, храбрыми, отважными, отзывчивыми, умелыми, ловкими, здоровыми, крепкими, мужественными.
Воспитатель: Почему наша армия Российская?
Дети: Российская Армия, потому что наша страна — Россия.
Воспитатель: Зачем нужна Армия в мирное время?
Дети: В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия.
Воспитатель: Какие рода войск вы знаете?
Дети: Сухопутные, Погранвойска, Военно - морской флот, Воздушно - десантные войска.
Воспитатель: Молодцы, получаете звезду (прикрепляю на доску звезду).
Воспитатель: Второе испытание - игра «Скажи много». Например, подводная лодка. А вы говорите - «много подводных лодок».
Воспитатель: Боевой корабль.
Дети: Много боевых кораблей.
Воспитатель: Умный капитан.
Дети: Много умных капитанов.
Воспитатель: Смелый матрос.
Дети: Много смелых матросов.
Воспитатель: Красивая тельняшка.
Дети: Много красивых тельняшек.
Воспитатель: Секретное задание.
Дети: Много секретных заданий.
Воспитатель: Опытный механик.
Дети: Много опытных механиков.
Воспитатель: Командирские часы.
Дети: Много командирских часов.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете об армии.
Получайте звезду (на доску прикрепляю звезду).
Воспитатель: Третье испытание, вы должны отгадать загадки о военных профессиях, внимательно послушайте:
Он ребята на границе,
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ
Дети: Пограничник.
Воспитатель:
Гусеницы, башня, пушка,
Люк открытый на верхушке.
Гусеницы две ползут
Башню с пушкою везут.
Дети: Танкист.
Воспитатель:
В бой иду всегда я с пушкой,
Наилучшею подружкой.
Нужен точный глазомер,
Чтобы верный был прицел.
Дети: Артиллерист.
Воспитатель:
На цель наводит он ракету,
Стреляет метко по врагу.
За сотни тысяч метров в точку,
Ракетой в цель я попаду.
Дети: Ракетчик.
Воспитатель:
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Дети: Десантник.
Воспитатель:
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Выполняет он приказ:
Защищая с неба нас.
Дети: Летчик.
Воспитатель:
Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет.
На нем морская форма,
Он не боится шторма.
Дети: Моряк.
Воспитатель: Получаете третью звезду за верно выполненное задание.
Физминутки нам нужны, для детей они важны! Станьте врассыпную! Повторяйте за мной.
Провожу физкультминутку «Защитники отечества».
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, тверже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг!
(Дети маршируют на месте).
А теперь мы моряки:
Приседаем быстро, ловко,
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать
(Приседание, руки вперед, следить
за осанкой).
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет…
(Руки в стороны, поворот влево, поворот вправо).
Воспитатель: Садитесь на стульчики, будем проходить следующее испытание.
Дети заняли свои места.
Воспитатель: А теперь испытание – самое сложное. Нам нужно составить рассказ по картине, которую нам прислали (указываю на картину). Я думаю, что мы и с этим заданием справимся.
Воспитатель: Итак, посмотрите на картину. Внимательно ее рассмотрите.
Кого вы видите на картине?
Дети: На картине мы видим трех пограничников и собаку.
Воспитатель: Почему вы решили, что это пограничники?
Дети: Пограничники несут службу возле железного забора, а это граница.
Воспитатель: Почему они носят именно зеленую форму?
Дети: Пограничники носят зеленую форму, потому что она сливается с землей и травой.
Воспитатель: Что делают пограничники?
Дети: Один пограничник смотрит в бинокль, второй идет с собакой по следу, третий говорит по рации.
Воспитатель: Что ещё вы видите на картине?
Дети: Ещё на картине мы видим вспаханную полосу рыхлой земли, похожую на поле, на ней хорошо будут видны следы, если кто-то перелезет через забор и пересечет границу и наступит на эту землю. Ещё мы видим красный столб. Он красный, чтобы его было хорошо видно издалека.
Воспитатель: Теперь послушайте мой рассказ.
Охрана границы. На картине мы видим трех пограничников и собаку. Они идут вдоль железного забора – это граница. На пограничниках зеленая форма. Она сливается с травой и поэтому враг не заметит пограничника. Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака обнюхивает землю. Второй пограничник смотрит в бинокль. Третий говорит по рации. Ещё мы видим красный пограничный столб и полосу рыхлой земли вдоль забора, на которой будут хорошо видны чужие следы.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пройти это испытание и составить рассказ по картине? Кто смелый и отважный, как эти пограничники?
Воспитатель: Саша будет нам рассказывать по картине, остальные внимательно слушаем и не перебиваем. Когда Саша закончит, поднимите руку, если хотите дополнить Сашин рассказ.
Далее 2-3 ребенка составляют рассказ.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Получите еще одну, самую большую звезду (прикрепляю на доску большую звезду). Министр обороны России будет очень доволен.
Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Что было самым интересным?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Трудно вам было?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Что вы узнали нового?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Что бы вы ещё хотели узнать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А кому бы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
Дети: (ответы детей).
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / Под. ред. Васильева – М., 2013
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада – М., Просвещение, 2007
4. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2007
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М., Просвещение, 2006
6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под.ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 2005
7. Развитие речи дошкольника / Под.ред. О.С. Ушаковой – М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.
Цель занятия:использование знаний о методике обучения дошкольников рассказыванию по картине в процессе составления конспектов занятий....
Обучение старших дошкольников монологической речи
Конспект занятия "Обучение пересказу сказок "Репка", "Теремок" с использованием модели в старшей группе детского сада...
Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку
Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...
Презентация "Обучение дошкольников монологической речи"
Презентация может быть использована для работы с педагогами в виде дополнения к консультации по развитию речи дошкольников....
"Обучение дошкольников монологической речи"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12366376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...
Семинар для педагогов"Обучение дошкольников монологической речи"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 «Радуга» Обучение дошкольников монологической речи Старший воспитатель:...
НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».Цель: формировать у дошкольников монологическую речьЗадачи:Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описыват...