Социоигровая технология в образовании современных детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Норватова Евгения Валерьевна

Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Педагоги одними из первых замечают эти изменения в поведении и характере детей. Отсюда возникает понимание, что традиционные подходы в выстраивании образовательного процесса в детском саду малоэффективны. Ведь в детских садах по-прежнему преобладают “школьные формы работы - предметные занятия, статичная поза “примерного ученика”, опрос у доски, выискивание ошибок, доминирование учительской инициативности на занятиях, “подведение итогов”, но всё это не имеет физиологических и психологических оснований для использования в дошкольном возрасте. Такое стремление, как можно лучше (по мнению взрослых) подготовить детей к школе, приводит к тому, что воспитатели начинают действовать вопреки детской природосообразности. Нарушаются условия для естественного психического и физического развития детей, что, безусловно, негативно сказывается на их здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Социоигровая технология в образовании

современных детей дошкольного возраста

"Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь недидактическая вещь как дружба".

Е.Е.Шулешко

        

Современные дети отличаются от тех детей, которые росли каких-то 20 лет назад. Педагоги одними из первых замечают эти изменения в поведении и характере детей. Отсюда возникает понимание, что традиционные подходы в выстраивании образовательного процесса в детском саду малоэффективны. Ведь в детских садах по-прежнему преобладают “школьные формы работы - предметные занятия, статичная поза “примерного ученика”, опрос у доски, выискивание ошибок, доминирование учительской инициативности на занятиях, “подведение итогов”, но всё это не имеет физиологических и психологических оснований для использования в дошкольном возрасте. Такое стремление, как можно лучше (по мнению взрослых) подготовить детей к школе, приводит к тому, что воспитатели начинают действовать вопреки детской природосообразности. Нарушаются условия для естественного психического и физического развития детей, что, безусловно, негативно сказывается на их здоровье.

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

Социоигровая педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через игру, через пробы и ошибки.

Социоигровая технология направлена на поиск таких способов общения с ребёнком, когда создается ситуация доверия и взаимотворчества, что, в свою очередь, создает условия для эффективного обучения. Основная идея состоит в организации собственной деятельности детей, в умении договариваться и соблюдать правила.

Социоигровой стиль общения основан на принципе организации работы с малыми группами (микрогруппами), где основным условием является предоставление детям возможности проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе в попытке самостоятельного придумывания объяснений различным явлениям и поступкам. Важно не навязывать свои представления, а создать условия для высказывания детьми собственных представлений, предположений и суждений.  Слова В. М. Букатова: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки” можно считать девизом социоигровых технологий.

Таким образом, проводя занятия и внедряя их, детям дается больше самостоятельности. Педагог в свою очередь является наблюдателем, который со своей стороны может делать для себя заметки, чтобы в дальнейшем на рефлексии обсудить с детьми некоторые моменты.

Классификация игр социо-игровой технологии

Игры для рабочего настроя

Игры разминки (разрядки)

Игры социоигрового приобщения к делу

Игры творческого самоутверждения

Игры вольные (на воле)

главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться

могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия

игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

1 группа

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: -передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

-глядеть друг другу в глаза

-вставать, если согласны с высказыванием принимающего

-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Педагог подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. 

Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

«Закончи предложение»

Дети встают вкруг. Ведущий предлагает начало фразы одно для всех, например: «Я умею», «Я смогу», «Я хочу» и т.п. Тот, кому ведущий бросает мяч продолжает фразу.

«Подарки».

Цель: развитие эмпатии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо объединиться в две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив, и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они чувствуют, хотят для себя и могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая. Хотят ли они что-то сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

2 группа

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

Вариант:  -изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

«Встань по пальцам»

Дети сидят, ведущий отворачивается и поднимает над головой несколько пальцев, на одной или на обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит «замри».

«Телеграмма»

Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – стоит в центре круга, его задача – перехватить «телеграмму», то есть увидеть, у кого из детей она сейчас находится. После этого как телеграмма перехвачена, почтальоном становится тот, у кого ее заметили.

«Путаница»

Выбирается водящий, который отворачивается. Остальные дети становятся вкруг и берутся за руки. Держась за руки, они начинают запутываться – меняться местами, перешагивать через опущенные руки, пролазить под руками и т. д. Когда образовалась путаница зовут водящего, который пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

«Руки-ноги»

Один хлопок – руки поднять или опустить, два хлопка – сесть или встать.

«Ладонь в ладонь»

Дети в паре прижимают свои ладошки к ладошкам другого и таким образом, не отрывая ладошки, друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают различные препятствия. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, тогда она приседает.

3 группа

 «Повтори – ка»

Дети встают кругом. Один ребенок берет мяч, передает его другому и называет животное, например «жираф», другой ребенок говорит «жираф» и добавляет «слон», третий говорит «жираф», «слон» и прибавляет «лев». Каждый следующий игрок перечисляет всех животных по порядку и добавляет еще свое.

«Живой алфавит»

Ведущий распределяет буквы алфавита и задает слово, дети составляют его из своих букв, вставая по порядку.

«Снежный ком»

Ведущий первым называет свое имя. Следующий за ним должен повторить имя ведущего, а затем назвать свое. Следующий из детей повторяет уже два имени и лишь, затем называет свое и т.д.

«Стулья»

Вся группа по команде: «Приготовились! Пожулуйста!»-одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно садится. Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. За этим могут следить «судьи».

«Эстафета»

Участники эстафеты по одному встают и садятся друг за другом в одном, едином ритме, так, чтобы, как только сел предыдущий, встает следующий. Порядок «вставания» можно менять. Главное-не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. Вставание можно заменить передачей хлопков.

3.Ребенок загадывает какое- либо животное, которого на самом деле не существует. Затем он его изображает. Например, ходит. Как это животное. Изображение осуществляется без слов. Можно издавать звуки, характерные для животного. Остальные участники игры угадывают, какое это животное – какой у него характер, какое настроение и как они об этом догадались.

«Ассоциации»

Дети садятся в круг. Ведущий выходит из комнаты, в комнате в это время загадывается один ребенок из присутствующих. Приходит ведущий, его задача угадать, кого загодали, — для этого он задает вопросы, а все остальные отвечают на них. Вопросы должны быть ассоциативного характера: «А если этот человек был бы животным , то кем бы он был?» и т. п. Свои варианты предлагает и тот кого загадали.

«Скульптор и глина»

Дети делятся на пары. Один из участников – скульптор, который «лепит» фигуру из глины. Второй участник «глина». Глина молчит и принимает ту позу, выражение лица и т.д., которые создает скульптор. Скульптор лепит также молча. Зрители отгадывают, что слепил скульптор.

 «Прогулка»

Детям нужно вспомнить животное, насекомое, птицу и т.д. и пройтись как верблюд, гусеница и т.д.

«Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо жестами, представив что один из них находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть они отдалены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Сообщение для передачи сначала ребенку можно предложить, например: «Напиши мне письмо», «Я тебе позвоню, когда приеду».

«Буквы-загадки»

«Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

5 группа

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.

Вариант: -вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,  играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант: -использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

«Море-суша»

Очерчивается круг-«море». По команде «море» дети запрыгивают в круг, «суша» - из круга.

«Прятки»

Всем участникам завязываются глаза, и в комнате было очень тихо.Каждый игрок должен поймать одного из играющих,но убежать от остальных. Участники передвигаются очень тихо, прислушиваются к шагам,дыханию друг друга и, когда захотят,могут назвать любого игрока по имени и спросить: «Ты где?». Игрок, которого спрашивают должен обязательно ответить: «Я здесь».

«Мышеловка»

Дети делятся на две команды. Одна группа встает вкруг, держась за руки, -«мышеловка». По хлопку ведущего руки поднимают так, чтобы вторая команда –«мыши» — могла свободно вбегать и выбегать из круга. По следующему хлопку ведущего руки опускаются –«мышеловка захлопывается», и мыши стараются выбежать. Тот кого поймали, становится в общий круг-«мышеловку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни детского сада этой проблеме необходимо уделять внимание не только медику, воспитате...

Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....