Проект "Бабушкины куклы"
проект (старшая группа)
Актуальность проекта заключается в том, в современном обществе одной из главных становится проблема, заключающаяся в том, что общество и особенно важно, дети мало знают о Родине, родном крае, городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_babushkiny_kukly.docx | 24.61 КБ |
prilozhenie.docx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Вишенка»
Проектная деятельность
«Бабушкины куклы»
Старшая группа
Срок реализация: 1 неделя
Автор: Улитина Марина Сергеевна
Кудряшова Елизавета Викторовна
воспитатель
Прокопьевск, 2023 г.
Актуальность проекта заключается в том, в современном обществе одной из главных становится проблема, заключающаяся в том, что общество и особенно важно, дети мало знают о Родине, родном крае, городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека» писал еще М. Е. Салтыков-Щедрин.
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.
Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.
Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Ведь не даром народная мудрость гласит: «Кто в куклы не играл, тот детства не видал».
Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
И в ФГОС ДО отмечается, что развитие детей осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, в которой происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа ребенка дошкольного возраста.
Проблема проекта: Дети дошкольного возраста имеют недостаточные знания о особенностях народных традиций.
Объектом исследования является кукла, которая сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Предмет исследования: Роль традиционной русской куклы,
Гипотеза исследования: В нашем городе много памятных мест, посвященных ВОВ, которые рассказывают о подвигах, совершенных Кузбасскими народами.
Цель проекта: Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Задачи проекта: 1. Обогащать знания детей старшего дошкольного возраста об истоках русской народной культуре России.
2. Познакомить детей с историей возникновения народной тряпичной куклы.
3. Формировать знания детей о многообразии традиционной русской куклы (обереговая, обрядовая, игровая).
4. Способствовать воспитанию любви к Родине, уважение к русскому народу, его труду, гордость за русские традиции
Реализация проекта «Бабушкины куклы» предполагает три этапа:
- Подготовительный этап.
Постановка цели и задач, составление плана работы.
- Беседы с детьми о накопление представлений, народной культуре, быте, традициях русского народа.
- Подборка художественной литературы.
- Ознакомление участников с проектом.
- Изготовлены русские тряпичные куклы для ознакомления детьми.
- Распределение работы между участниками проекта.
- Организационный этап.
- Анализ результатов подготовительного этапа.
- Посещение музея, чтение литературных источников.
- Показ разных русских тряпичных кукл, краткий рассказ о них.
- Сбор материалов для создания мини-музея «Бабушкины куклы»
- Заключительный этап.
- Обобщение результатов работы и их анализ.
- Распространение педагогического опыта.
- Оформление мини – музея «Бабушкины куклы»
Участники проекта
Дети 5-6 лет.
Воспитатели
Родители.
Методы исследования:
беседы;
экскурсии;
опросы;
мастер-класс;
изучение литературы.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащение знаний детей об истоках русской народной культуре России, в том числе и истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Усвоение знаний многообразия традиционной русской куклы, как у воспитанников, так и у их родителей.
3. Закрепление у детей, на примере изготовленных кукол, понятий семейных ценностях, традиций русского народа.
4. Активное вовлечение семей воспитанников в совместное творчество в процессе изготовления кукол.
5. Повышение уровня родительской компетенции по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
6. Создание мини-музея «Бабушкины куклы».
Вид: познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: с 24 апреля 2023г. по 8 мая 2023г.
Подготовительный этап
В ходе предварительной работы воспитателями группы был отобран и систематизирован материал по теме проекта, и на его основе были составлены конспекты интегрированной образовательной деятельности с детьми.
Кроме того, были подобраны иллюстрированный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры.
Для родителей были подготовлены консультации и рекомендации о посещении с детьми памятных мест
Также были прочитаны детям сказки, героями в которых были куклы.
Основная часть.
Познавательно- творческий проект, который мы организовали в нашей группе, назвали «Бабушкины куклы», он был рассчитан примерно на две недели. Прежде всего, было проведено родительское собрание, где была озвучена тема проекта и мы объяснили родителям для чего мы выбираем такие темы для работы с детьми. Родители согласились, что нужно уделять особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры. После проведения такого собрания-беседы, многие родители с удовольствием приняли участие в проекте.
Одновременно мы провели беседу с детьми о куклах, мы пришли к выводу, что ребята, в основном девочки, играют в куклы типа "Барби" и "Винкс". На вопросы «Что такое кукла?», «В какие игры ты играешь с куклами?» дети ничего определенного не отвечали. Ответы были все однотипные. А вопрос «Знаешь ли ты в какие игрушки играли наши бабушки?» вообще затруднялись ответить.
Нам захотелось рассказать детям - какие куклы, существовали раньше и что они значили для наших предков? Я предложила послушать русскую народную сказку о Василисе Прекрасной, где на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Объяснила детям, что с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания. Предложили на подготовительном этапе расспросить своих бабушек, в какие куклы они играли, и рассказать о тряпичных куклах.
Для первичного ознакомления детей подготовили и показали фото-слайд о народных куклах. Рассказали, что куклы бывают разные. Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. На подготовительном этапе предложили детям раскрасить шаблоны кукол, нарисовать их, срисовывая с картинок. Познакомили детей с разными видами ткани, тесьмой, кружевами. Большое внимание уделяли художественному слову: чтение сказок, разучивание песенок, потешек, отгадыванию загадок; потому что изучение русской народной культуры неразрывно связано с фольклором.
С самого начала важно было создать коллектив не только из детей и педагогов, но и привлечь даже самых пассивных родителей и объединить всех общей, совместной работой. Работа проводилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, организовали анкетирование родителей «Русская народная кукла» целью выявления уровня их представлений и знаний о русских народных куклах.
Родителей заинтересовала предложенная тема проекта «Куколки из сундучка». Семьи воспитанников живо откликнулись на идею собрать как можно больше материала о старинных русских народных куклах. Эта работа оказалась очень интересной, которая объединяла, сплачивала детей и родителей вокруг одной идеи. Чем больше родители и дети узнавали об истории кукол, тем сильнее было желание научиться вместе с детьми этому ремеслу. Тут же и родилось предложение создать в группе мини - музей русской народной куклы. Но где взять экспонаты? Решили создавать их своими руками. Решено было дома родителям совместно с детьми изготовить любую народную куклу и представить её для нашего мини-музея, дополняя фотоотчетом. Ну, это домашнее задание, а в группе работа по изучению народной куклы продолжалась.
Разносторонняя работа с детьми дала возможность глубже изучить тряпичную куклу. Дети узнали, что у разных кукол разное назначение: игровые, обереговые, обрядовые. Свою работу в данном проекте мы направили на обереговые куклы. Дети очень радовались и удивлялись знакомству с необычными куклами и очень быстро запоминали их имена: Ангелочек, День и ночь, Куватка, Колокольчик, Бессонница. Утешительница, Берегиня, Зернушка, Пеленашка, Десятиручка, Желанница и другие. Все тряпичные куклы выглядели нестандартными, особенными, неповторимыми. На этом началась самая интересная работа – изготовление кукол. Нами было принято решение сделать несколько видов тряпичных кукол в детском саду вместе с воспитателями, а также дома с родителями.
Конечно, большую часть кукол выполнили родители с детьми дома. Приходя в садик с такой куколкой, ребёнок рассказывал про куколку: название, краткую историю и её изготовление.
Таким образом, мы сделали много различных тряпичных кукол, и у нас появилась возможность создать мини-музей «Бабушкины куклы».
Наша работа проходила ярко и разнообразно, объединила детей и родителей. Дети выучили народные потешки, колыбельные, познакомились со сказками. И самое главное, мы познакомились с традициями народной культуры и оказалось, что это очень увлекательно, интересно и познавательно.
Главными помощниками в работе стали альбомы сделанные педагогами: «Кукольный сундучок» и «Куколки из сундучка». Эти альбомы оказались действительно волшебными! Они научили нас не только мастерить, но и видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Родители выразили благодарность за то, что мы привлекли их к интересной, нужной, необходимой работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию. В ходе проекта не только дети, но и родители получили много полезной информации по данной теме.
Заключительный этап.
Мы выяснили, что в бабушкином сундучке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Изучили историю традиционной русской народной куклы и ее виды, освоили технологию выполнения тряпичной куклы, изготовили образцы кукол и картотеку мастер-классов различных видов тряпичных кукол, создали мини-музей «Бабушкины куклы». Мы не сомневаемся, что наш проект способствовал развитию интереса к культуре и традициям русского народа среди наших ровесников и в будущем этот интерес будет только расти.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....