Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
методическая разработка

Шералиева Вероника Бахтиеровна

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) - это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

  • создать   единое   федеральное   образовательное   пространство   для воспитания и развития дошкольников;
  • обеспечить  детям   и   родителям  равные  и   качественные   условия дошкольного образования на всей территории России;
  • создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет           приобщать     детей    к    традиционным   духовно-нравственным    и социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
  • воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Таким образом, ФООП призвана реализовать один из пунктов ФГОС - создать единое образовательное пространство в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ФОП ДО: новая федеральная образовательная программа

С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе - ФОП ДО.

В статье сделали обзор норматива и рассказали об особенностях его применения.

Министерством   просвещения    Российской    Федерации утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Соответствующий приказ опубликован на официальном портале правовой информации.

Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников; создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.

Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с

1 сентября 2023 года. В 2023 году Минпросвещения России продолжит организационно-методическое сопровождение реализации федеральной программы.

Что такое ФОП ДО

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) - это норматив, который был разработан с целью реализации нескольких функций:

  • создать        единое        федеральное        образовательное        пространство        для воспитания и развития дошкольников;
  • обеспечить        детям        и        родителям        равные        и        качественные        условия дошкольного образования на всей территории России;
  • создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет        приобщать        детей        к        традиционным        духовно-нравственным        и

социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

  • воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Таким образом, ФООП призвана реализовать один из пунктов ФГОС - создать единое образовательное пространство в России.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» программа названа как федеральная основная образовательная (ФООП), а в приказе Минпросвещения использует название «федеральная образовательная программа» и аббревиатуру ФОП. Поэтому можно использовать термины ФООП и ФОП как синонимы.

Особенности ФОП

Детский сад может использовать федеральный документ, чтобы не разрабатывать и не утверждать собственную ООП.

Работать по ФОП нужно с 1 сентября 2023 года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести ее в соответствие с федеральной. По своей сути ФОП ДО заменяет собой ООП ДО. Эти документы на первый взгляд похожи, однако между ними есть отличия, а у федерального норматива - свои особенности.

Прежде всего федеральная программа более детализирована. Ее смело можно брать за основу целиком при разработке собственной программы. Главная особенность документа - он позволяет объединить образование и воспитание дошкольников в один гармоничный процесс.

Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп:

  • с рождения до года (младенческий период);
  • от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
  • от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д.

Также в ФОП говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.

У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.

Еще одна особенность программы - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Также в документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.

Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые

происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.

Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности, Выпускники ДОУ должны усвоить, что Россия - это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом.

Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался.

В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.

Для детей подготовительной группы рекомендованы, например, музыкальные произведения:

  • М. Глинка «Детская полька»
  • С. Прокофьев «Марш»,
  • В. Моцарт «Колыбельная»,
  • П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»,

«Камаринская»,

  • цикл «Времена года» А. Вивальди и др. Для развития слуха и голоса ребенка – исполнение русских народных песен.

В программе также представлен примерный перечень произведений изобразительного искусства. Среди них: «Клубника», «Персики», «Сирень в корзине» П. Кончаловского; «Яблоки на красном фоне» Н.С. Петрова- Водкина, картины Ильи Репина и Исаака Левитана, Караваджо, Барбера и других.

В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений как российских, так и иностранных. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.

Структура ФОП

Программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного, а также содержит в себе учебно-методические документы:

  • федеральную рабочую программу образования;
  • федеральную рабочую программу воспитания;
  • программу коррекционно-развивающей работы;
  • примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
  • федеральный календарный план воспитательной работы. Рассмотрим структуру документа подробнее.

Целевой раздел включает в себя:

  1. Пояснительную записку. В ней отражены цели и задачи ФОП ДО. ЦЕЛЬ        -        всестороннее        развитие        ребенка        и        его        воспитание        в        период

дошкольного детства. Акцент в формулировке цели сделан на духовно- нравственных ценностях, исторических и национально-культурных традициях. ЗАДАЧИ - обеспечить единые для РФ содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения ОП ДО. Еще одна из задач - обеспечить динамику развития э социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

  1. Планируемые результаты, которые представленные в виде целевых ориентиров. Они изложены по-новому в сравнении с ПООП.
  2. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов. В предыдущей программе акцент был в развивающем оценивании качества образовательной деятельности.

Содержательный раздел. Включает в себя 3 части:

  • Федеральную рабочую программу образования;
  • Федеральную рабочую программу воспитания;
  • программу коррекционно-развивающей работы.

Рабочей программы образования ранее не было в ПООП. Это новый раздел. Он состоит из пояснительной записки, описания задач и содержания образования, а также примерного списка литературных, музыкальных, художественных и кинематографических произведений для реализации программы.

В федеральной рабочей программе описывают задачи и содержание образования по образовательным областям для воспитанников разных возрастов от рождения до 7-8 лет.

Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП ДО дублирует текст Примерной программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО (примерная рабочая программа воспитания от 01.07.2021 № 2/21).

По своей структуре она состоит из 4 частей:

  • пояснительной записки, где представлены основные сведения о программе и разъясняются термины и поняти
  • целевого раздела, в котором изложены цели и задачи реализации программы, требования к планируемым результатам освоения рабочей программы воспитания;
  • содержательного, где представлено содержание воспитательной работы, особенности ее реализации;
  • организационного - в нем представлены требования к условиям реализации программы воспитания: кадровым, нормативно-методическим, финансовым и другим ресурсам.

В программу коррекционно-развивающей работы входит:

  • план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
  • рабочие программы коррекционно-развивающей работы с детьми с разными образовательными потребностями.

Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:

  • диагностическое,
  • коррекционно-развивающее,
  • консультативное,
  • информационно-просветительское.

Организационный раздел ФОП ДО описывает условия реализации программы. Список значительно сократили в сравнении с ПООП. Было 5 групп условий, осталось только 2: психолого-педагогические и кадровые. Исключили организацию РППС, материально-техническое обеспечение и финансовые условия. Также появился Федеральный календарный план воспитательной работы. В ПООП его не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение педагогического персонала. Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса

Цель: подготовка педагогов ДОУ к переходу на новую федеральную образовательную программу. Формируемые знания и компетенции: Знание специфики, структуры и порядка перехода на ФОП.Навыки постр...

Удостоверение о повышении квалификации "Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования: требования и особенности организации образовательного процесса".2023г

Удостоверение о повышенинии квалификации Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования:требования и особенности огранизации образовательного процесса". (72 часа) ЭЛ22 01...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...

Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...

"Изменения в содержании дошкольного образования в связи с переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования"

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24...

Что такое ФОП ? (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.1.2022г. № 1028 "Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования"), предоставлением пла

Что такое Федеральная образовательна программа дошкольного образования?Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят:- федеральная рабочая программа в...

Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...