Проект "Волшебный мир"
проект (средняя группа)

Гаджиева Зульфият Алимхановна

Целевой раздел

 

 Цель и задачи рабочей программы

 Ожидаемые результаты

 Содержательный раздел

 Формы организации кружковой работы

 Календарно-тематический план

 Список литературы

 

 Пояснительная записка

 

 С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

 

 Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

 Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов  окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

 Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность

 

 Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 

 Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

 

 К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т.

 

 Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

 

 Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Волшебный мир» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

 

 Цель и задачи рабочей программы:

 

 Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

 

 Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

 Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

 Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

 Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

 Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т.

 Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

 

 Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

 Формировать интерес к поисковой деятельности.

 Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

 Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

 

 Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

 Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

 Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

 Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 

 Ожидаемые результаты:

 

 Ребенок знает:

 

ü Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);

ü Правила охраны природы;

ü Правила личной безопасности;

ü Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

 

 Имеет представление:

 

·        о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;

·        о приспосабливании растений к условиям жизни;

·        о свойствах металла;

·        о построении простейших гипотез

·        предвидеть последствия действий, выполняемых впервы

 

Умеет:

 

Ø выслушивать инструкции и запоминать;

Ø проводить элементарные исследования и эксперименты;

Ø уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;

формулировать выводы, делать небольшие заключения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir.docx41.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружковой работы

«Волшебный мир» средняя группа

Целевой раздел

Цель и задачи рабочей программы

Ожидаемые результаты

Содержательный раздел

Формы организации кружковой работы

Календарно-тематический план

Список литературы

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в ДОУ недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. Это объясняется следующими причинами: нехваткой методической литературы, отсутствием специального оборудования для проведения опытов и т.

Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Волшебный мир» для детей дошкольного возраста. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель и задачи рабочей программы:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.

Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи

Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т.

Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Ожидаемые результаты:

Ребенок знает:

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление:

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервы

Умеет:

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Содержательный раздел

Форма организации кружковой деятельности

Программа «Волшебный мир» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Кружковая работа рассчитана на 2 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) соответствии с СанПиН - 20 мин. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Направления работы

  • Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Экспериментально- исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

  1. Метод наблюдения
  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;
  1. Игровой метод
  • Опыт
  1. Словесные методы
  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Общее

количество занятий

октябрь

1-2

«Нюхаем, пробуем, трогаем»

2

3-4

«Почему всё звучит?»

2

5-6

«Прозрачная вода»

2

7-8

«Разноцветные шарики»

2

ноябрь

1-2

«Вода принимает форму»

2

3-4

«Какие предметы могут плавать»

2

5-6

«Делаем мыльные пузыри»

2

7-8

«Подушка из пены»

2

декабрь

1-2

«Что растворяется в воде»

2

3-4

«Замёрзшая вода»

2

5-6

«Взаимодействие воды и снега»

2

7-8

«Поиск воздуха»

2

январь

1-2

«Воздух работает»

2

3-4

«Как согреть руки»

2

5-6

«Снег»

2

7-8

«Цветные льдинки»

2

февраль

1-2

«Волшебная рукавичка»

2

3-4

«Что отражается в зеркале»

2

5-6

«Свет повсюду»

2

7-8

«Свет и тень»

2

март

1-2

«Как развивается растение»

2

3-4

«Дерево и его свойства».

2

5-6

«Необычные кораблики».

2

7-8

«Удивительная соль»

2

апрель

1-2

«Песок и глина».

2

3-4

«Каждому камешку свой домик»

2

5-6

«Здравствуй, солнечный зайчик»

2

7-8

«Волшебное сито»

2

май

1-2

«Свойства песка»

2

3-4

«Цветной песок»

2

5-6

«Фонтанчики»

2

7-8

«Весёлая полоска»

2

ИТОГО

64 занятия

  1. Содержание изучаемого курса

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

Октябрь

1

1,2 «Нюхаем, пробуем, трогаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

2

3,4 «Почему всё звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3

5,6«Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

4

7,8«Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Ноябрь

1

1,2 «Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

2

3,4 «Какие предметы могут плавать»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3

5,6 «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.

4

7,8«Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Декабрь

1

«Что растворяется в воде»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

2

3,4 «Замёрзшая вода»

Цель: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3

5,6 «Взаимодействие воды и снега»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

4

7,8 «Поиск воздуха»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Январь

1

1,2 «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

2

3,4 «Как согреть руки»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

3

5,6 «Снег»

Цель: познакомить детей со свойствами сырого и липкого снега.

4

7,8 «Цветные льдинки»

Цель: дать детям представление о свойствах льда.

Февраль

1

1,2 «Волшебная рукавичка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

2

3,4 «Что отражается в зеркале»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

3

5,6 «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

4

7,8 «Свет и тень»

Цель: показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени.

Март

1

1,2 «Как развивается растение»

Цель: формулировать у детей представление о растениях, как о живых существах, о том, что семена растений тоже живые существа; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.

2

3,4 «Дерево и его свойства».

Цель: познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

3

5,6 «Необычные кораблики».

Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

4

7,8 «Удивительная соль»

Познакомить детей со свойствами соли, с её видами, как образуется соль в природе.

Апрель

1

1,2 «Песок и глина».

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

2

3,4«Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3

5,6 «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

4

7,8 «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Май

1

1,2 «Свойства песка»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

2

3,4«Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

3

5,6 «Фонтанчики»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

4

7,8 «Весёлая полоска»

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность

Методическое обеспечение.

В группе должен быть создан уголок «детской лаборатории»

Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

#1057;писок литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. #1061;абарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  9. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  • Интернет-ресурсы
  • Журналы по дошкольному воспитанию