Буклет
методическая разработка

Иванченко Анастасия Николаевна

«Коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx84.24 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для челюстей

1. Широко открыть рот и подержать его открытым 5-10 сек.

 2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

 3. Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты).

Упражнения  для губ

1. Трубочка – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

2.Улыбка – растягивание губ в улыбке (зубы сомкнуты).

3.Трубочка — Улыбка – попеременное выполнение

Упражнения  для языка

 1.Футбол – толкаем язык в правую,  затем в левую сторону (губы сомкнуты).

2.Часики  – движения языком вправо — влево.

3.Качели - движения языком вверх — вниз.

4.Вкусное варенье  — круговые движения языком по губам.

5.Лошадка – щелкание языком

6.Лопатка – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе   подержать 5- 10 сек.

Работа над речевым дыханием.

Для артикуляции звуков  нужна сильная воздушная струя. Для развития  и воспитания целенаправленной струи используется:

– поддувание игрушек (снежинки, бабочки, перышки и т.п ) ,

– сдувание  со стола комочков ваты, бумаги,

– задувание свечей струёй выдыхаемого воздуха,

– продувание шариков через трубочку,

–  выдувание мыльных пузырей и т.п.

Развитие фонематического слуха.

Виды работы:

–  повторить  ряды  слов  и  слогов  с  оппозиционными звуками: па-ба-па, та-да-та, са-са-за и т. д.;

– определить наличие (отсутствие) заданного звука.

«Билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения».  

Билингвизм является фактором риска возникновения нарушений речи. При усвоении сразу двух языков одна (доминирующая) языковая система влияет на вторую, в результате чего происходит их смешение, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка. Самыми частыми проблемами в таких случаях являются нарушения звукопроизношения на обоих языках, появление акцента, неправильное использование грамматических конструкций и, как следствие, трудности при овладении письмом и чтением.

Чиркина Г.В. и Лагутина А.В. условно выделяют уровни развития речи ребёнка-билингва по следующим критериям:

-лексико-грамматическая правильность речи;

-фонетическое оформление речи;

-коммуникативно-речевая активность на русском языке/спонтанная речь.

Логопедическая работа с детьми-билингвами при  фонетико-фонематических нарушениях речи

Основные приемы работы :

1. Работа  над  развитием  подвижности органов артикуляционного   аппарата  

2 . Работа над речевым дыханием

3.  Развитие фонематического слуха

4. Развитие слуховой памяти

5 . Развитие мелкой моторики пальцев рук

6 . Постановка, автоматизация  и  дифференциация  звуков

7. Развитие связной речи детей с ФФН

Работа над развитием подвижности органов  артикуляционного аппарата (проведение артикуляционной  гимнастики)

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга».

«Коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом»

https://vuzopedia.ru/storage/app/uploads/public/602/540/67c/60254067c14f2405455878.jpg

Подготовила: Иванченко Анастасия Николаевна, учитель-логопед.

Развитие слуховой памяти.

Виды работ:

– запоминание рядов из 10 слов, (зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся);

– воспроизведение ритмов, (берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз, и просите ребенка повторить);

–  учить короткие стишки и песенки;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

У детей  с ФФН отмечается выраженная в разной степени  общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии  движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой  функцией.

Игры для развития мелкой моторики:

– игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки);

– рисование и письмо;

– аппликация и особенно лепка;

– игры с пуговицами и петельками;

– игры с ленточками;

– игры-шнуровки;

–игра на клавишных инструментах;

–игры с прищепками;

Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Постановка звуков — искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса.

Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы:

-постепенность

-доступность

-систематичность

Развитие связной речи детей с ФФН

-обогащение словарного запаса  детей с двуязычием

– формирование грамматического строя речи

– составление предложений  по картинкам

– объединение   этих предложений в короткий текст

 –  работа над пересказом.

Игровые приёмы по коррекции речевых нарушений  у детей с билингвизмом.

Игра «Подарки»

Цель: усвоение согласования существительных мужского и женского рода с числительными «один», «одна»

Задание: – «На день рождения Ване подарили игрушки, целую коробку. Сколько игрушек в коробке лежат. Сосчитай правильно»

Например: одна кукла, один медведь, одна пирамида, один мяч, … и т. д.)

Игра «мой» – «моя».

Цель: формировать умение правильно согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе

Задание: – «Представь, что все эти игрушки подарили тебе на день рождения. Про какую игрушку скажешь «МОЯ»? Про какую скажешь «МОЙ»?

Например: моя кукла, мой медведь…. и т. д.

Игра «Назови - раздели»

Цель: формировать умение делить слова на части (слоги)

Задание: –Прохлопай слово! Сосчитай, сколько слогов в этом слове

–Протопай слово! Сосчитай слоги.

–Найди и назови слова с одним слогом, с двумя слогами., и т. д.

Игра «Прятки»

Цель: формировать фонематическое восприятие: различать заданный звук в словах, определять его позицию в слове.

Задание: Посмотри на картинки. Найди, в каких словах спрятался звук р, где он находится в слове, определи.

Советы для родителей детей - билингвов

1.Будьте последовательны и терпимы. Помните о том, что вашему малышу труднее, чем вам.

2.Будьте естественны! Общение на двух языках должно стать естественной, обычной частью жизни вашей семьи.

3.Не высмеивайте вашего малыша, если он произносит что-то неверно. Не ставьте его в неловкое положение перед другими.

4.Воспринимайте вашего ребёнка как личность, не ставьте ему в пример ребёнка - монолингва.

5.При исправлении ошибок не старайтесь постоянно прерывать речь ребенка. Повторите за ребенком правильно после того, как он закончил предложение. Дайте ему договорить. Говорите с ними как можно больше, отчетливее, медленнее, стараясь донести до них ваши мысли.

6.Не стесняйтесь использовать русский язык в общественных местах. Ваша раскованность в употреблении русского языка даже в условиях другой языковой культуры поможет вашему ребенку осознать, что говорить на двух языках — это нормально, это не стыдно.

7.Читайте, пишите на русском языке. Но начинайте обучение письму с 5-6 лет. До этого возраста детям трудно дается письменная русская речь.

8.Не требуйте от вашего малыша того, что будет приносить ему массу трудностей и отрицательных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет для родителей "Полезные советы"

Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...