ПРОЕКТ развития профессиональных способностей обучающихся (воспитанников) МАДОУ «Цветик-семицветик» «Каждому мастеру своё дело»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
ПРОЕКТ
развития профессиональных способностей обучающихся (воспитанников)
МАДОУ «Цветик-семицветик»
«Каждому мастеру своё дело»
Старший воспитатель: Романюк О.В
Когалым,2020г
- Актуальность:
Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в
дошкольном возрасте и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений
ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная
основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у нихположительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие
представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
В современной педагогической науке проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт, А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, Г.И. Щукина.
При организации допрофессионального самоопределения воспитанников возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:
- с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной
сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;
- в современной педагогической практике сложилось противоречие между
потребностью в системе допрофессионального самоопределения детей дошкольного
возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ её
проектирования и средств реализации;
- с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в
процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны
используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.
Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм
дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.
Проект развития допрофессиональных способностей обучающихся (воспитанников) МАДОУ «Цветик-семицветик» разработан в целях создания условий для допрофессионального самоопределения воспитанников посредством включения детейдошкольного возраста в разные виды деятельности и активного общения со взрослыми и сверстниками в проекте «Каждому мастеру свое дело».
Уникальность проекта:
- обеспечивает построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирует позитивное отношение к рабочим профессиям, способствует
повышению социального статуса человека труда;
- обеспечивает преемственность программ по допрофессиональному
самоопределению обучающихся;
- гарантирует единство целей, задач и содержания семейного и общественного воспитания;
- обеспечивает позитивную социализацию и индивидуализацию, развитие личности, инициативы и творческих способностей детей, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования допрофессионального самоопределения.
Проект ранней профориентации дошкольников учитывает особенности регионального и муниципального рынка труда.
Обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, включая
модели (практики) раннего возраста состоит в том, что данный проект осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования.
Предлагаемая модель развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Проект «Каждому мастеру свое дело», как вариативная форма работы допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста позволяет проектировать и создавать гибкую развивающую предметно-пространственную среду, способствующая интеграции образовательных областей ФГОС ДО и реализации задач допрофессионального самоопределения воспитанников.
Вышеизложенное еще раз подчеркивает значимость создания условий для
допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста и является
концептуальным обоснованием необходимости проекта по организации мобильного
интерактивного центра «Каждому мастеру свое дело» в процессе сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Гипотеза:
В дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний - это необходимый процесс, поэтому он актуальный в современном мире.
2 Содержание проекта.
2.1. Цель проекта: формирование у детей представлений о специфике профессий через использование игровых технологий.
Задачи проекта:
- разработать концепцию модели проекта через систему социального партнёрства;
- организовать сотрудничество с родителями, социальными партнёрами через беседы, мастер – классы, экскурсии, проекты, квесты;
- сформировать профессиональную компетенцию педагогов по использованию вариативной формы работы допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности по вопросам вариативной формы работы допрофессионального самоопределения с детьми дошкольного возраста;
- разработать и апробировать инновационные формы деятельности с дошкольниками (мастер - класс), педагогами (деловая игра), родителями, социальными партнёрами (мастер – класс, акции, квесты) в рамках проекта, дискуссионная площадка «Каждому мастеру своё дело»;
- проектировать и создавать гибкую развивающую предметно-пространственную среду для допрофессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста;
- Систематизировать работу по предпрофильному развитию детей.
Проект «Каждому мастеру свое дело» МАДОУ «Цветик-семицветик» обеспечивает социальное партнерство детей и взрослых в процессе образовательной деятельности, обеспечивает вариативность и разнообразие содержания программ и организационных форм дошкольного образования в целях формирования социально- коммуникативных компетенций воспитанников на основе знакомства с миром профессий, ценностных отношений к людям труда.
Участниками проекта являются обучающиеся (воспитанники) старших групп МАДОУ «Цветик-семицветик» и их родители (законные представители), администрация и педагогические работники МАДОУ «Цветик-семицветик», социальные партнеры (МОУ СОШ №2,6., БУ «Когалымский политехнический колледж», МАОУ ДОД ДЮСШ «Юбилейный», Когалымский ДЮТ «МИРАЖ» и др.) и представители общественных организаций.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- сформированность представлений у детей о профессиях взрослых, трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы;
- разовьются умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно – ролевых играх;
- сформируется уважение к труду взрослых, позитивное отношение к рабочим профессиям;
- проявится умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности;
- сотрудничество детей и их взаимодействия с людьми, культурой окружающим миром;
- приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства.
У педагогов:
- создание организационно – педагогических условий для развития способностей детей к разным видам деятельности;
- развитие предметно пространственной среды для допрофессионального самоопределения детей старшего дошкольного возраста;
- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов ДОУ по использованию вариативной формы работы допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
У родителей:
- заинтересованность в сотрудничестве с педагогами ДОУ;
- повышение уровня психолого – педагогической культуры, высокая активность, повышение ответственности родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ.
У социальных партнёров:
- заинтересованность в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучающихся (детей), повышения качества образования.
3. Основные этапы, сроки реализации и план внедрения проекта.
Тип проекта: долгосрочный с октября 2020 года по – май 2021 года.
Интегративность: работа в этом направлении предполагает интегрированный подход – включение содержания во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Использование принципа интеграции позволяет решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разных видах деятельности.
Принципы: работа в этом направлении строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве: Принцип системности – организация последовательных мероприятий; адресный подход – предполагает учет индивидуальных особенностей; принцип интеграции – содержание материала может интегрировать в 2 целостный педагогический процесс; принцип наглядности; принцип преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях ДУ и семьи.
Мониторинг проводится 2 раза в год (начальный этап, завершающий), результаты записываются, что позволяет корректировать индивидуальную работу. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т,И. Гризик «Представления о труде взрослых». Рассматриваем: знание детьми названия профессий, характер представлений о труде взрослых и отношение детей к труду взрослых. Для этого проводятся беседа и эксперимент с использованием визуальных методик. В начале работы в этом направлении был выявлен уровень знаний детей о профессии родителей методом опроса. Более половины детей затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не моли обозначить результат труда.
На завершающем этапе в этом направлении были систематизированы знания детей о том, что такое профессия, название профессий; для чего человеку необходимо трудиться, работать. Почти все дети логично, последовательно и чётко рассказывают об известных им уже профессиях, правильно говорят названия этих профессий. Теперь дошкольники более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе. Соответственно уровень знаний повысился: дети знают названия профессий, характер представлений о труде взрослых имеет полноту, содержательность.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Сюжетно – ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей.
Методы развития содержания сюжетно – ролевой игры:
1. Проведение экскурсий целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживает при этом элементарное сотрудничество.
2. Организация встреч с людьми разных профессий. Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях.
Итоги работы
Все это имеет значение для предпрофильного развития дошкольников. Важно чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям. Проведенная работа позволила подвести к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Дети не только откроют для себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по-новому посмотрят на своих родителей, осознают их в новой социальной роли человека – труженика.
Этапы:
1 этап – организационно – подготовительный (с 1.10.20. по 1.11.20г.). Планирование работы, изучение информационной базы. Организация родителей воспитанников, социальных партнёров для помощи в реализации проекта. Мониторинг, создание условий для реализации проекта.
Цель: организация условий и определение возможностей детей старшего дошкольного возраста для реализации задач проекта.
2 этап – основной (с 02.11.2020г по 30.04. 2021г).
Цель: внедрение в практику разработанных конспектов НОД, бесед, экскурсий, создание развивающей среды по данной теме.
3 этап – заключительный, первая неделя мая (с 11.05. по .15. 2021г).
Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг);
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
Обобщение материала проекта.
Цель: определение результатов деятельности в рамках проекта и перспективы развития.
3.1. Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется по
следующим направлениям деятельности:
Социальный партнер | Содержание взаимодействия |
МОУ СОШ №2,№6 | Взаимодействие обучающихся в процессе квест-путешествий. Организация взаимопосещений, экскурсий. Совместные акции, проекты |
МАОУ ДОД ДЮСШ «Юбилейный» | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест- путешествий. Совместные акции. |
Пожарно-спасательная часть №74 МЧС РОССИИ | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. |
БУ «Когалымский политехнический колледж» | Организация курсов повышения квалификации. Привлечение студентов к разработке моделей, лабораторий. Участие студентов в квест-путешествиях (координаторы). Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, родителей (законных представителей). Участие в конкурсных мероприятиях, грантах. |
Когалымский ДЮТ «МИРАЖ» | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Совместные акции, мероприятия. |
Детская библиотека МБУ «ЦБС» г.Когалым | Взаимодействие обучающихся в процессе квест-путешествий. Совместные акции, мероприятия. |
Отделение почтовой связи Когалым 626484 | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Совместные акции, мероприятия. |
МАУ ДО «Школа искусств» | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Организация образовательной деятельности (мастер- классы, экскурсии, конкурсы, фестивали, соревнования и др.) |
МАУ ДО «ДДТ» | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Организация образовательной деятельности (мастер- классы, экскурсии, конкурсы, фестивали, соревнования и др.) |
Cyber Kid Центр инновационного развития детей | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Организация образовательной деятельности (мастер- классы, экскурсии, конкурсы, фестивали, соревнования и др.) |
Супермаркет «РАЙТ» | Привлечение специалистов к разработке моделей, лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Совместные акции, мероприятия. |
ТРК «Инфосервис+» | Привлечение специалистов к разработке моделей,лабораторий. Взаимодействие со специалистами при организации квест-путешествий. Совместные акции, мероприятия. |
МБУ «Музейно - выставочный центр» | Подготовка тематических программ с целью ранней профориентации. Информационная поддержка педагогических работников при создании образовательных ресурсов. |
ГАОУ ДПО СО «ИРО» | Организация курсов повышения квалификации. Организация методического сопровождения деятельности педагогических работников, родителей (законных представителей). Участие в конкурсных мероприятиях, грантах |
Средства массовой информации | Информационная поддержка мероприятий в рамках проекта. Формирование положительного имиджа рабочих профессий. |
3.2. Реализация проекта планируется по следующим направлениям:
1. Создание структуры (координационные центры, рабочие группы), профессионально работающей над проектированием методической, технологической и диагностической основ образовательной деятельности МАДОУ «Цветик-семицветик» по реализации проекта ранней профориентации.
2. Внедрение системы развития педагогического персонала через использование современных образовательных технологий, повышающих качество дошкольного образования, ориентированных на формирование ключевых компетенцийдетей дошкольного возраста, использование новых форм и методов работы, обеспечивающих создание условий для допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.
3. Формирование позитивной партнерской позиции родителей (законных представителей), социальных партнеров по отношению к деятельности МАДОУ «Цветик-семицветик» в вопросах организации допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
4. Популяризация деятельности МАДОУ «Цветик-семицветик» среди населения микрорайона через проведение социально ориентированных акций и мероприятий.
5. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды.
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по вопросам организации допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
7. Создание системы общественного контроля за качеством результата образовательной деятельности (общественный экспертный совет) по данному направлению деятельности.
8. Повышение активности МАДОУ «Цветик-семицветик» в распространении опыта работы по допрофессиональному самоопределению детей дошкольного возраста в рамках проекта «Каждому мастеру свое дело».
4. В соответствии с требованиями предъявляемыми к организации развивающейпредметно-пространственной среды, предметная среда обеспечивает и гарантирует:
Организация развивающей предметно-пространственной среды является
непременным компонентом-элементом для осуществления образовательного процесса в рамках проекта развития допрофессиональных способностей детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда как образовательное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач допрофессионального самоопределения обучающихся (воспитанников) на этапе дошкольного детства (игровая, изобразительная, конструктивная, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, а также для организации двигательной активности).
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ «Цветик-семицветик», группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации проекта, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
«Эффект новизны» в развивающей среде достигается за счет участия, игры детей в
разных лабораториях.
Развивающая предметно-пространственная среда в лабораториях (мастерских),
групповых (игровых) комнатах и на прилегающей территории:
- содержательно-насыщенна – включает средства обучения (в том числе технические),
материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- трансформируема – обеспечивает возможность изменений развивающей
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования
составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступна – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасна – все элементы развивающей предметно-пространственной среды
должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Предметное пространство предполагает наличие среды для косвенного
стимулирования действий детей:
- подбор художественной и энциклопедической литературы;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о
профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок определенной
тематики в уголке изобразительной деятельности;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (по группам
профессий), «Предприятия города» и т.п.
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, профориентационной
тематики;
- подбор и изготовление атрибутов для имитационных, сюжетно-ролевых игр,
дидактических игр по ознакомлению с профессиями.
В детском саду в каждой группе созданы центры для сюжетно-ролевых игр, позволяющий обеспечить реализацию задач допрофессионального самоопределения детей при отсутствии жестких рамок в выборе профессий.
Лаборатории для организации самостоятельной детской деятельности, творчества, совместной со взрослым деятельности, свободной деятельности, игры и детского досуга (предметы,
материалы, побуждающие дошкольников к проявлению познавательной и творческой активности) являются мобильными, передвижными. Игровые и тематические центры (по группам профессий, видам труда), центры экспериментирования, опытно- экспериментальной, познавательно-исследовательской и творческой деятельности создаются во всех детских садах.
Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детских садов и на прилегающей территории разрабатывается в соответствии Примерным перечнем средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования.
Методическое сопровождение деятельности по проекту развития допрофессиональных способностей детей дошкольного возраста проект «Каждому мастеру своё дело» предполагает реализацию образовательной программы и программ определенной профориентационной направленности, подпроектов и технологий.
4. В рамках подготовки к реализации проекта разработаны следующие материалы и методические рекомендации:
Данный проект осуществляется на протяжении всего периода получения
воспитанниками дошкольного образования и реализуется:
1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой,
изобразительной, коммуникативной, двигательной и т.п.);
2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм
работы: экскурсий, праздников, развлечений и др.
В процессе образовательной деятельности в рамках реализации проекта
используются следующие технологии:
- технология развивающих игр, технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко);
- технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, здоровьесберегающие технологии, технологии моделирования и проектного обучения;
- технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова); образовательная квест-технология; технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова);
- ТРИЗ- технологии; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационные
технологии и др.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы
обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение
детской художественной литературы и др.);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций и др.);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-
бытового труда и др.);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации и др.).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй, социальными партнерами.
Повышение престижа и популяризация рабочих профессий не только в среде детского населения, но и родителей осуществляется в проекте через привлечение внимания к профессиям родителей.
Основной формой организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является квест-путешествие, участниками которого являются обучающиеся (воспитанники) МАДОУ «Цветик-семицветик», обучающиеся и педагоги образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, родители (законные представители) и специалисты организаций города Когалыма, которое проводится на территории и (или) в помещениях дошкольной образовательной организации в зависимости от содержания мероприятия и погодных условий.
Работа с дошкольниками в ходе квест-путешествия, ориентировочная продолжительность которого в пределах 1 часа, строится с учетом их возрастных индивидуальных особенностей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.
Реализация квест-путешествия осуществляется в три этапа.
На подготовительном этапе разрабатывается сценарий квест-игры, подготавливаются необходимые материалы и оборудование: карта «Города Мастеров» с указанием названий лабораторий (мастерских), путеводитель с темой игры и заданиями
для команды участников.
В рамках основного этапа квест-путешествия воспитанники (8-10 человек) в сопровождении взрослого (координатора) посещают лаборатории (мастерские). Каждая лаборатория (мастерская), которую представляет координатор, имеет название в соответствии со своим профилем, и содержит игровое задание для дошкольников согласно образовательным подпроектам.
Краткая характеристика создаваемых лабораторий (мастерских):
- «Ярмарка профессий».
Лаборатория для всех участников квест-путешествия. В данной лаборатории дети выбирают ту профессию, которую они хотели бы освоить в данный момент и проходят экспресс-обучение, инвестируя часть денег в своё образование. Детям представлены технологические карты по освоению той или иной профессии, виртуальные экскурсии, посещение музея профессий и др.
- Лаборатория детского научно-технического творчества «Хочу все знать».
Дети могут в процессе отведенного времени освоить азы той или иной профессии посредством ИКТ-технологий и ТРИЗ-технологий.
- Лаборатория «Фермерское хозяйство».
Лаборатория включает в себя сельский дворик- огород для знакомства с разнообразием овощных и садовых культур, российским бытом, постижения ценностей и традиций российского народа и развития навыков трудовой деятельности в области сельского хозяйства (агроном, зоотехник, ветеринар, доярка, комбайнёр и др.).
- Мастерская «Научная фантазия».
Лаборатория способствует развитию у детей познавательной активности и исследовательских умений у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
- Лаборатория «Город сад».
В данной лаборатории дети знакомятся со специальностями в области строительства и коммунального хозяйства (архитектор, каменщик, строитель, машинист крана, инженер, машинист экскаватора и др.). В лаборатории у участников игры есть возможность посетить мастерские «LEGO-мир», «Юный архитектор» и др., способствующие развитию воображения и первоначальных конструкторских умений, интерес к моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество посредством образовательных конструкторов.
- Лаборатория «Служба уборки».
Лаборатория по развитию переработки отходов. Основная цель лаборатории- воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В лаборатории дети ознакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.
- Лаборатория «Энергия».
Лаборатория призвана привлечь внимание к проблемам использования и экономии энергоресурсов. Основные элементы программы -создание и развитие мотивации для сбережения ресурсов детьми и вовлечение их в полезную деятельность. Программа откроет детям, как можно экономить энергоресурсы в быту, какие альтернативные источники энергии существуют и т.д.
- Лаборатория «Торговый центр».
Лаборатория включает в себя возможности для освоения
следующих профессий: продавец, косметолог, стилист, маркетолог, кассир и др.
профессии сферы услуг).
- Лаборатория «Горно-обогатительный комбинат».
Включает в себя прохождение маршрута по следующим мастерским «Шахта», «Юный геолог», «Обогатительная фабрика», что позволяет ознакомить детей с особенностями деятельности рабочих горных предприятий по добыче и переработке твердых полезных
ископаемых.
- В лаборатории «Открытие»
Дети могут реализовать себя в таких профессиях как журналист, видеооператор, фотограф
автор книг и т.п.). Результатом деятельности данных рабочих являются съемка сюжетов о деятельности, написание заметок в газете, создание интерактивных книг lapbook и др.
11. Воспитание маленьких экономистов, повышение финансовой грамотности
на базе лаборатории «Банк».
Основная цель программы - формирование у детей разумного поведения при принятии финансовых решений, касающихся личных финансов, и
повышение эффективности защиты их прав как будущих потребителей финансовых услуг.
Дети познакомятся с наиболее распространенными финансовыми инструментами,
откроют для себя простейшие принципы бухгалтерского учета. Дети получат возможность
открыть счет в банке и сделать первые в свои жизни инвестиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования воспитателя на тему "Развитие творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС "
План работы на 2016-2017 учебный год...
Конспект НОД по формирование элементарных математических способностей в старшей группе «Цветик-семицветик»
Интеграция с другими областями: Речевое развитие,основы безопасности,физическое развитие...
Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики 2021-2022
Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики...
Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики за 2022-2023
Мониторинг результатов освоения обучающимися программы развитию творческих способностей у воспитанников по итогам диагностики...
Отчет о деятельности педагога-психолога в МАДОУ "Цветик-семицветик"
Отчетная информация о работе педагога-психолога в ДОУ по направлениям: психологическая диагностика, коррекция, психопрофилактика....
Паспорт кабинета педагога-психолога МАДОУ "Цветик-семицветик"
Представлено основное оборудование и методические материалы кабинета...