Консультация для педагогов "Безопасность детей - ответственность взрослых"
консультация

Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Безопасность детей – ответственность взрослых»

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на красный свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды. Именно поэтому навыки безопасного поведения становятся суровой необходимость, и прививать их надо как можно раньше. Обучить детей безопасному поведению значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Для детей дошкольного возраста характерны такие особенности, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность, которые определяют их поведение в опасной ситуациях и способствуют детской уязвимости. Кроме того, у дошкольников наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Следовательно, встаёт вопрос о необходимости поиска таких педагогических условий, которые помогут обеспечить социальную безопасность ребёнка.

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в взрослых. Только тогда в дальнейшем действия детей приобретут более осмысленный характер.

Что же необходимо предпринять для решения вышеуказанных задач:

  1. Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на занятиях и в свободной деятельности;
  2. Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
  3. Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Конечно же, обучение безопасному поведению – это работа на много лет. Но вестись она должна в определённой системе:

  1. уточнение знаний детей о безопасности;
  2. систематизация знаний детей о безопасности и соблюдении правил и норм безопасности;
  3. закрепление полученных детьми знаний и формирование на их основе умений безопасного поведения в жизни;
  4. создание условий для применения детьми умений и навыков безопасного поведения в соответствии с жизненной ситуацией.

При этом, обучая детей безопасному поведению, взрослые должны учитывать следующие факторы:

  1. У дошкольников нужно вызвать желание соблюдать правила безопасности путём познания, а не запретов.
  2. Внушение ребёнку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, моделируя опасную ситуацию.
  3. Обучение ребёнка, как избежать опасную ситуацию (под контролем взрослого).
  4. В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Так с чего же надо начинать эту работу? Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т.к. от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Но, как вы понимаете, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, т.е. задача взрослых – стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми именно практического опыта.

Всё систему работы по безопасности условно можно разделить на пять разделов:

I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

II раздел. Ребёнок и природа.

III раздел. Ребёнок дома.

IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

V раздел. Ребёнок на улицах города.

1. «Ребенок и другие люди». В этом разделе дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в той или иной сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». В этом разделе мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

Кроме того, именно здесь необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста можно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, песке и т.д. С младшими детьми показываем опыт со снегом.

Также необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

3. «Ребенок дома». В этом разделе мы говорим о пожароопасных предметах, острых и тяжелых предметах, балконах, открытых окнах и других бытовых опасностях. А также, об умении пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

Вообще все предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);
  • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

И здесь задача взрослого объяснить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые, детям нельзя (используя при этом прямые запреты: «Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам»). Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» (С. Маршак), «Путаница» (К. Чуковский), «Жил на свете слонёнок» (Г. Цыферов) или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого и др.), играми и драматизациями.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка». В этом разделе проходит изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены; говорится о роли лекарств и витаминов, отношении к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Здесь самым важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

5. «Ребенок на улице». В этом разделе мы говорим о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте, о поведении ребёнка, если он потерялся, об ориентировании на местности.

Здесь же взрослый знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре; рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объяснить, что означает каждый знак. Разыгрывание дорожных ситуаций с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Также необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате.

Теперь поговорим о формах, методах и средствах воспитания безопасного поведения.

Формы работы с дошкольниками в этом направлении могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы взрослого, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т.д.

Главное, необходимо помнить о том, что детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы их и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. Кроме того, восприятие такой информации будет более полным и глубоким, а если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком, то это будет самый лучший вариант. Так как ребенок, посмотрев рисунок, может сопоставить изображенное в нем с тем, что видел сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильного пользования различными предметами.

Взрослому надо так построить свою работу по воспитанию безопасного поведения, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Так, например, примеры из жизни хорошо убеждают детей в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации взрослый побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности.

Какие же ещё методы и приёмы нужно использовать в работе по безопасности:

  1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.
  2. Изучать литературу, посвященную безопасности детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок – жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребёнок легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой ему придется столкнуться в реальной жизни.

Можно использовать примеры из таких знакомых сказок и литературных произведений как, например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.С. Пушкин); Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем и др.).

  1. Обращать внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, то так и будет стоять у него перед глазами.
  2. Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А нам как раз это и надо. Побуждайте и самого малыша задавать вопросы вам (кстати у них это получается без проблем, тут главное – не отойти от темы). Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
  3. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. И здесь взрослым помогут наблюдения на участке, особенно в летний сезон.
  4. Игра – важнейший момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Например, игры с мячом «съедобное – несъедобное» или игра «Поездка в автобусе». Можно использовать такие дидактически игры: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др.

Кроме того, в процессе игр важно приучать детей к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т.д.

Также необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым материалом (не ломали, не разбрасывали и т.д).

Также если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже говорилось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

Какие же ещё средства воспитания безопасного поведения у детей мы можем выделить? Это:

  • Разговоры и беседы на темы безопасности с детьми (не более 20 – 25 минут).
  • Расширение знания детей по безопасности при помощи дидактических игр и пособий, специально подобранных по теме «безопасность».
  • Проведение ежедневных «минуток безопасности» и включение их в различные занятия и другие режимные моменты.
  • Закрепление с детьми знаний ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
  • Включение в занятия песен, стихотворений, загадок по данной теме.
  • Привитие навыка у детей убирать за собой рабочее место и игрушки. Порядок в своей комнате дома и в группе ДОУ (это нужно не только для чистоты, но и для безопасности).
  • Физически развивать ребенка – это один из факторов, который влияет на поведение ребенка в опасной ситуации (развивать силу, ловкость и выносливость).
  • Обучение ребенка умению отвечать на вопросы уточняющего характера («А что ты будешь делать, если ты заблудился в лесу или потерялся в магазине?».
  • Использование произведения детской художественной литературы, в том числе и специальной, для моделирования детям правил безопасности жизнедеятельности.
  • Использование ролевых игр, например «Юные медработники» (обучает детей элементарным приёмам оказания первой медицинской помощи (позвать взрослых, приложить холод и т.п.)); «Юный пожарник» (обучает детей правилам поведения при пожаре. Ребенок должен суметь объяснить место пожара, что горит, с кем он находится, свою фамилию и суметь назвать свой домашний адрес)).
  • Выучить с детьми номера телефонов экстренных служб: «101» – пожарная служба; «102» – полиция»; «103» – скорая медицинская помощь; «112» – общая экстренная служба.

Итак, можно сделать выводы, что для обучения детей правилам безопасности можно использовать разнообразные методические приемы (беседы, эксперименты, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы и пр.). Но главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

И напоследок, хотелось бы напомнить какие правила безопасности должны мы с вами соблюдать в ДОУ. Итак:

  1. Перед началом рабочего дня:
  • проверить групповое помещение;
  • проверить освещение в группе;
  • убедиться в исправности электрооборудования;
  • проверить правильность расстановки детской мебели;
  • проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их;
  • проверить температуру в помещении после проветривания.
  1. Во время приёма пищи детьми:
  • проверить состояние посуды;
  • следить за температурным режимом пищи;
  • не раскладывать и не разливать горячую пищу в присутствии детей;
  • не разрешать детям садиться за стол без сервировки;
  • не разрешать детям младших групп убирать посуду за собой после приема пищи;
  • следить за правильным использованием столовых приборов во время еды.
  1. При проведении занятий и при использовании ТСО:
  • проверить исправность технического оборудования и его подключение к электросети;
  • проверить освещенность группового помещения;
  • проверить соблюдение правил и норм СаНПиН (ростовые показатели, наличие индивидуального рабочего места; целостность и безопасность учебного материала и оборудования;)
  • запрещается проводить проветриванием помещения во время проведения занятий;
  • соблюдение временного интервала при проведении занятий;
  • обязательное проведение физкультминуток и комплексов упражнений для глаз, для кистей рук и т.д.
  1. При проведении прогулок:
  • проверка территории прогулочной площадки на предмет нахождения посторонних предметов;
  • точное знание количества детей в группе;
  • осмотр одежды для воспитанников по сезону;
  • соблюдать правила безопасности выхода и входа с прогулки;
  • не допускается на одной территории прогулка двух групп одновременно;
  • запрещается оставлять детей во время прогулки без присмотра;
  • обеспечить контроль за соблюдением личной гигиены;
  • следить за организацией игр детьми.
  1. При проведении игры:
  • соблюдение четкой организации игровой деятельности;
  • дети должны находиться под наблюдением воспитателя;
  • проводить игры в интересной для детей форме;
  • следить за безопасностью и целостностью используемых игрушек;
  • следить за правилами безопасного поведения во время игр.
  1. При проведении дневного сна:
  • во время сна воспитатель должен находиться с детьми;
  • проводить проветривание в спальне во время сна запрещается.
  1. При окончании рабочего дня:
  • проверить электричество, воду, оборудование и закрыты ли двери и окна (фрамуги);
  • сдать количество детей по смене;
  • подготовиться к занятиям и продумать план следующего рабочего дня;
  • привести в порядок рабочее место педагога;
  • уходя из помещения выключить свет.

Памятка для родителей

«Безопасность детей – ответственность взрослых»

Приводя ребёнка в ДОУ, родитель обязан знать, что:

  • Ребёнок должен быть эмоционально и физически здоров.

  • Нельзя приносить с собой: жевательную резинку, мелкие и опасные предметы (пуговицы, кнопки, зажигалки), лазерные игрушки, монеты, лекарственные препараты, шнурки, жгуты и т.д.

  • Знать и проверить перед уходом, что находится в карманах у ребёнка.

  • Нельзя оставлять в шкафчике лекарственные препараты и витамины.

  • Нельзя приносить продукты питания.

  • Нельзя приносить с собой опасные и сломанные игрушки: дротики, пистолеты, ружья, кинжалы, лук со стрелами, игрушки сомнительного производителя, стеклянные и т.д.

  • Нельзя детям надевать украшения.

  • Одежда и обувь должна соответствовать размеру и росту ребёнка.

  • Нельзя давать ребенку в ДОУ сотовый телефон, а также  другие электронные игры и гаджеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Дети и взрослые в мире современных игрушек»

Для ребенка-дошкольника главная вещь-это игрушка. Она отражает впечатления о мире, оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь и характер ребенка. Иногда родители смотрят на игрушку как на забаву, д...

Летний период оздоровления детей – большая ответственность взрослых

Летний период оздоровления детей – большая ответственность взрослых Непринужденная атмосфера сезона отпусков порой расслабляет родителей настолько, что они забывают о значении лета для детей. Они...

консультация "Совместные занятия детей и взрослых"

консультация "Совместные занятия детей и взрослых"...

Консультация для родителей "Ответственность взрослого и безопасность ребёнка"

laquo;Родительская ответственность за жизнь и здоровье детей»...

Консультация для родителей «Дорожная грамотность детей - ответственность взрослых»

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а по...

«Игры с бумагой для детей и взрослых» Консультация для родителей «Игры с бумагой для детей и взрослых»

laquo;Игры с бумагой для детей и взрослых»Консультация для родителей«Игры с бумагой для детей и взрослых»...