Рабочая программа "Развивай-ка" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvivay-ka_6-7.docx | 271.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.
Все игры, используемые на занятиях кружка, объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
- правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела (цилиндр, шар, куб), называть их структурные компоненты (угол, вершина, сторона);
- уметь рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;
- уметь составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;
-уметь сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;
- уметь делить целое на части, сравнивать их между собой;
- уметь воспринимать количество независимо от расположения и цвета;
- уметь составлять целое из частей;
- уметь составлять фигуры по точкам координатной сетки;
- понимать пространственные отношения;
- уметь рисовать изображения с помощью графического диктанта;
- уметь конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме;
- уметь анализировать схему фигуры и находить ошибки при её
конструировании;
- уметь обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);
- считать до 20 и более, понимать итог счета как обозначение количества предметов;
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;
- концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Результативность выполнения данной программы определяется степенью освоения ребенком данной программы с помощью педагогического наблюдения.
Фиксация результатов программы: проведение открытого занятия.
Методы и приемы обучения и воспитания
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание инструкций-схем, иллюстраций, картинок. |
Репродуктивный | Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание силуэтов по образцу, беседа, упражнения по аналогии). |
Практический | Складывание предметных форм, обыгрывание, моделирование ситуаций |
Словесный | Описание и объяснение действий, рассказ, чтение фрагментов произведений художественной литературы, диалог с детьми. Беседы, обсуждения, моделирование сказочной ситуации. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск ее решения. Творческое использование готовых заданий. |
Игровой | Использование сказочного сюжета для организации детской деятельности, персонажей для постановки и обыгрывания сюжета. Загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, развивающие игры. |
Частично-поисковый | Решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Складывание предметных форм по схемам (конструктивным и силуэтным), по собственному замыслу или описанию взрослого. Придумывание и составление предметного силуэта. Решение логических задач на поиск предмета по признакам. |
Игровой метод является преобладающим и основным при проведении занятий. Игровой характер обучения пронизывал весь процесс обучения, темы и задания предполагают создание игровых и сказочных ситуаций.
Методы воспитания
На занятиях используются различные методы воспитания (убеждение, поощрение, создание воспитывающей ситуации).
- Метод убеждения (формирование сознания).
- Метод упражнения, воспитывающие ситуации (организация деятельности и формирования опыта поведения).
- Метод поощрения (стимулирования и мотивации).
Алгоритм обучения с использованием игр Воскобовича В.В.
включает в себя 3 этапа:
-мотивация;
-работа с раздаточным материалом (в парах, индивидуальная и коллективная);
-рефлексия
1. Мотивирующее начало занятия
В любом возрасте очень важно создать у дошкольников мотивацию на решение учебных задач, чтобы познавательная деятельность приносила им радость. Начало занятия должно быть эмоциональным и интригующим. Педагог создает какую-то проблемную ситуацию, задействовав при этом игровые и сказочные мотивы.
2. Работа с раздаточным материалом.
Придумывание и конструирование силуэтов из «Чудо-конструкторов», работа со схемами, перенос изображения со схемы на игровизор.
3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся
углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.
При реализации программы используются педагогические технологии: игровые технологии, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения. В ходе реализации программы применяются формы очного обучения.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, работа в паре, групповая.
Формы организации занятий: тематические занятия, занятия-сказки, интегрированные занятия.
Годовой календарный учебный график
Учебный план
(2023-2024 учебный год)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля |
1. | Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки | 1 | Анализ работ, наблюдение, активность детей |
2. | Как цветок исполнял желания | 1 | |
3. | Сказка про муравья, часть 1 | 1 | |
4. | Сказка про муравья, часть 2 | 1 | |
5. | Сказка про муравья, часть 3 | 1 | |
6. | Афиша крокодила | 1 | |
7. | Крокодил и дни недели | 1 | |
8. | Как команда отправилась в плавание на новом кораблике | 1 | |
9. | Восстанови карту | 1 | |
10. | Дикие животные | 1 | |
11. | Новогодние ребусы | 1 | |
12. | Как Малыш Гео получил приз | 1 | |
13. | Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился | 1 | |
14. | Как команда кораблика опоздала в гости | 1 | |
15. | Как Лопушок ловил муху | 1 | |
16. | Как друзья катались с горки | 1 | |
17. | Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз | 1 | |
18. | Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка | 1 | |
19. | Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм | 1 | |
20. | Как Краб Крабыч всем загадывал загадки | 1 | |
21. | Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию | 1 | |
22. | Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке | 1 | |
23. | Как медвежонок Мишик наводил порядок | 1 | |
24. | Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки | 1 | |
25. | Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней | 1 | |
26. | Как Пчелка Жужа рисовала картину | 1 | |
27. | Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей | 1 | |
28. | Как Гусь и Лягушки помирили друзей | 1 | |
29. | Что случилось на прогулке? | 1 | |
30. | Логические задачи со сказками | 1 | |
Итого часов: 30 |
№ п/п | Игровая ситуация | Содержание темы | Используемые пособия |
1 | Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки | Определение пространственного положения предметов, составление фигуры-головоломки из частей по алгоритму «Цвет» | «Чудо-крестики 2» «Разноцветные веревочки» «Цветные квадраты» |
2 | Как цветок исполнял желания | Складывание фигуры «конфеты» путем перемещения частей в пространстве, трансформирование ее в фигуры других цветов по словесному описанию, составление из частей силуэта «самолета» | «Квадрат Воскобовича» пособие «Коврограф «Ларчик» «Лепестки» «Чудо-крестики 2» |
3 | Сказка про муравья, часть 1 | Конструирование «муравья»-понимание алгоритма раскладывания частей на игровом поле; поиск правильного пути по заданной словесной схеме-дорожке; прокладывание лабиринта | Пособие «Фиолетовый Лес» «Чудо-крестики 3» «Разноцветные квадраты» |
4 | Сказка про муравья, часть 2 | Конструирование «божьей коровки»; определение направления в пространстве; составление силуэта «пчелы»; прокладывание дорожки по заданной схеме | Пособие «Фиолетовый лес» «Прозрачный квадрат» «Чудо-соты 1» «Игровизор» |
5 | Сказка про муравья, часть 3 | Конструирование «дятла» по схеме; построение маршрута для муравья; классификация живых существ по видам | Пособие «Фиолетовый Лес» «Чудо-соты 1» |
6 | Афиша крокодила | Привести в соответствие количество кружочков и количество фигур; расставление «зверят-цифрят» в прямом и обратном порядке | «Разноцветные кружки» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Забавные цифры» |
7 | Крокодил и дни недели | Привести в порядок «график» крокодила по дням недели; разбор игры «Чудо-крестики 2» по составу числа | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Забавные цифры» |
8 | Как команда отправилась в плавание на новом кораблике | Определение предметов по высоте и их порядкового номера; группировка предметов по цветам | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» «Кораблик «Брызг-Брызг» |
9 | Восстанови карту | Построение карты по словесной и визуальной инструкции | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Умные стрелочки» |
10 | Дикие животные | Отгадывание названий животных Фиолетового Леса; помощь Гномам в игре «прятки» | Пособие «Фиолетовый лес» |
11 | Новогодние ребусы | Определение составляющих ребуса | «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» |
12 | Как Малыш Гео получил приз | Определение геометрических фигур по заданным признакам, сравнение их и нахождение сходства и различия; составление силуэта «елочки» по образцу и «конфеты» по собственному замыслу | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Прозрачный квадрат» |
13 | Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился | Составление силуэта из пластинок по схеме, действуя по правилам; складывание фигуры путем трансформации; видоизменение одной фигуры в другую | «Прозрачный квадрат» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» |
14 | Как команда кораблика опоздала в гости | Развитие координации действий «глаз-рука»; понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение) | «Чудо-крестики 1» «Чудо-крестики 2» «Кораблик «Брызг-Брызг» |
15 | Как Лопушок ловил муху | Решение задачи на поиск фигур-головоломок; конструирование «домика» по схеме и словесной инструкции (пространственное положение частей) | Пособие «Коврограф Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Игровизор» |
16 | Как друзья катались с горки | Называние признаков сезона (зимы); придумывание и рассказывание о сказочной зиме; нахождение геометрической фигуры по форме | Пособие «Коврограф «Чудо-крестики 2» «Игровизор» |
17 | Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз | Составление силуэта по частично силуэтной схеме и называние полученного предмета; конструирование из частей сюжетной картины | Пособие «Коврограф Ларчик» «Чудо-соты 1» «Прозрачный квадрат» |
18 | Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка | Измерение длины с помощью условной мерки; видоизменение формы силуэта; нахождение геометрической фигуры по форме среди множества других | «Чудо-крестики 2» «Прозрачный квадрат» |
19 | Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм | Решение логической задачи на поиск предмета по признакам; понимание пространственных отношений предметов относительно друг друга | «Кораблик «Брызг-Брызг» «Чудо-крестики 2» |
20 | Как Краб Крабыч всем загадывал загадки | Развитие умения анализировать схему силуэта и сравнение количества частей; конструирование силуэта из частей по схеме | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Чудо-соты 1» |
21 | Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию | Понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное расположение); определение положения предметов относительно друг друга | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Кораблик «Брызг-Брызг» «Чудо-крестики 3» «Игровизор» |
22 | Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке | Определение длины веревочек; Выкладывание из них сериационного ряда; уравнивание веревочек по длине | «Чудо-крестики 3» «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» |
23 | Как медвежонок Мишик наводил порядок | Развитие умения называть теплые цвета; решение задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); придумывание геометрических фигур неугольной и угольной форм | «Игровизор» «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
24 | Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки | Понимание алгоритма расположения флажков на игровом поле (цвет и пространственное расположение) и отношения предметов по порядку; складывание фигуры по схеме путем трансформации | «Квадрат Воскобовича» «Кораблик «Брызг-Брызг» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
25 | Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней | Рисование изображения с помощью графического диктанта; решение задачи на воссоздание геометрической фигуры | «Чудо-крестики 3» «Квадрат Воскобовича» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Игровизор» |
26 | Как Пчелка Жужа рисовала картину | Развитие умения решать логические задачи на поиск фигур по признакам; определение представителей живой и неживой природы | «Игровизор» «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
27 | Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей | Решение задачи на складывание геометрических фигур разной формы и цвета путем трансформации; рисование контура квадрата по точкам координатной сетки | «Геовизор» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» |
28 | Как Гусь и Лягушки помирили друзей | Развитие умения предлагать варианты решения проблемных ситуаций; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера) | «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
29 | Что случилось на прогулке? | Выкладывание дорожек по схеме | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Цветные кружочки» «Игровизор» |
30 | Логические задачи со сказками | Развитие умения предлагать варианты решения логической задачи; методом исключения определить верный вариант решения | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Разноцветные кружки» |
Режим занятий, их продолжительность и периодичность
Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая. Общее количество часов в год - 30 часов.
Продолжительность занятия не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка.
Расписание занятий на 2023-2024 учебный год
День недели | Время |
Понедельник | 15.45 -16.10 |
Список детей
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Ф.И. ребенка |
Итогово-отчетные мероприятия
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения |
Открытое занятие | май |
Методическое обеспечение
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2013. – 190 с.
- Воскобович В.В, Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Играем в математику: Методическое пособие. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2018.- 312 с.
- Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Фиолетовый лес: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2020. – 176 с.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 352 с.
- Воскобович В.В. Сказка к Прозрачному квадрату «Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате». – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2006.
- Воскобович В.В. Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава или Сказка об удивительном геоконте. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 28 с.
- Воскобович В.В. Тайна ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях – превращениях квадрата. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
- Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Коврограф Ларчик и МиниЛарчик: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. - 288 с.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Геовизор. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
- Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках. Парциальная программа. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2019. -224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...