Рабочая программа "Развивай-ка" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Угрюмова Елизавета Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvivay-ka_6-7.docx271.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.

Все игры, используемые на занятиях кружка, объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.

По итогам реализации программы кружка дети будут:

- правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела (цилиндр, шар, куб), называть их структурные компоненты (угол, вершина, сторона);

- уметь рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;

- уметь составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;

-уметь сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;

- уметь делить целое на части, сравнивать их между собой;

- уметь воспринимать количество независимо от расположения и цвета;

- уметь составлять целое из частей;

- уметь составлять фигуры по точкам координатной сетки;

- понимать пространственные отношения;

- уметь рисовать изображения с помощью графического диктанта;

- уметь конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме;

- уметь анализировать схему фигуры и находить ошибки при её

конструировании;

- уметь обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);

- считать до 20 и более, понимать итог счета как обозначение количества предметов;

- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

- ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;

- концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.

Результативность выполнения данной программы определяется степенью освоения ребенком данной программы с помощью педагогического наблюдения.

Фиксация результатов программы: проведение открытого занятия.

Методы и приемы обучения и воспитания

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание инструкций-схем, иллюстраций, картинок.

Репродуктивный

Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание силуэтов по образцу, беседа, упражнения по аналогии).

Практический

Складывание предметных форм, обыгрывание, моделирование ситуаций

Словесный

Описание и объяснение действий, рассказ, чтение фрагментов произведений художественной литературы, диалог с детьми. Беседы, обсуждения, моделирование сказочной ситуации.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск ее решения. Творческое использование готовых заданий.

Игровой

Использование сказочного сюжета для организации детской деятельности, персонажей для постановки и обыгрывания сюжета. Загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, развивающие игры.

Частично-поисковый

Решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Складывание предметных форм по схемам (конструктивным и силуэтным), по собственному замыслу или описанию взрослого. Придумывание и составление предметного силуэта. Решение логических задач на поиск предмета по признакам.

Игровой метод является преобладающим и основным при проведении занятий. Игровой характер обучения пронизывал весь процесс обучения, темы и задания предполагают создание игровых и сказочных ситуаций.

Методы воспитания

На занятиях используются различные методы воспитания (убеждение, поощрение, создание воспитывающей ситуации).

  • Метод убеждения (формирование сознания).
  • Метод упражнения, воспитывающие ситуации (организация деятельности и формирования опыта поведения).
  • Метод поощрения (стимулирования и мотивации).

Алгоритм обучения с использованием игр  Воскобовича В.В.

включает в себя 3 этапа:

-мотивация;

-работа с раздаточным материалом (в парах, индивидуальная и коллективная);

-рефлексия

1. Мотивирующее начало занятия

В любом возрасте очень важно создать у дошкольников мотивацию на решение учебных задач, чтобы познавательная деятельность приносила им радость. Начало занятия должно быть эмоциональным и интригующим. Педагог создает какую-то проблемную ситуацию, задействовав при этом игровые и сказочные мотивы.

2. Работа с раздаточным материалом.

Придумывание и конструирование силуэтов из «Чудо-конструкторов», работа со схемами, перенос изображения со схемы на игровизор.

3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся

углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.

При реализации программы используются педагогические технологии: игровые технологии, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения. В ходе реализации программы применяются формы очного обучения.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, работа в паре, групповая.

Формы организации занятий: тематические занятия, занятия-сказки, интегрированные занятия.

Годовой календарный учебный график

Учебный план

(2023-2024 учебный год)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки

1

Анализ работ, наблюдение, активность детей

2.

Как цветок исполнял желания

1

3.

Сказка про муравья, часть 1

1

4.

Сказка про муравья, часть 2

1

5.

Сказка про муравья, часть 3

1

6.

Афиша крокодила

1

7.

Крокодил и дни недели

1

8.

Как команда отправилась в плавание на новом кораблике

1

9.

Восстанови карту

1

10.

Дикие животные

1

11.

Новогодние ребусы

1

12.

Как Малыш Гео получил приз

1

13.

Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился

1

14.

Как команда кораблика опоздала в гости

1

15.

Как Лопушок ловил муху

1

16.

Как друзья катались  с горки

1

17.

Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз

1

18.

Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка

1

19.

Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм

1

20.

Как Краб Крабыч всем загадывал загадки

1

21.

Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию

1

22.

Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке

1

23.

Как медвежонок Мишик наводил порядок

1

24.

Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки

1

25.

Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней

1

26.

Как Пчелка Жужа рисовала картину

1

27.

Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей

1

28.

Как Гусь и Лягушки помирили друзей

1

29.

Что случилось на прогулке?

1

30.

Логические задачи со сказками

1

Итого часов:                                                              30

№ п/п

Игровая ситуация

Содержание темы

Используемые пособия

1

Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки

Определение пространственного положения предметов, составление фигуры-головоломки из частей по алгоритму «Цвет»

 «Чудо-крестики 2»

«Разноцветные веревочки»

«Цветные квадраты»

2

Как цветок исполнял желания

Складывание фигуры «конфеты» путем перемещения частей в пространстве, трансформирование ее в фигуры других цветов по словесному описанию, составление из частей силуэта «самолета»

«Квадрат Воскобовича» пособие «Коврограф «Ларчик»

«Лепестки»

«Чудо-крестики 2»

3

Сказка про муравья, часть 1

Конструирование «муравья»-понимание алгоритма раскладывания частей на игровом поле; поиск правильного пути по заданной словесной схеме-дорожке; прокладывание лабиринта

Пособие «Фиолетовый Лес»

«Чудо-крестики 3»

«Разноцветные квадраты»

4

Сказка про муравья, часть 2

Конструирование «божьей коровки»; определение направления в пространстве; составление силуэта «пчелы»; прокладывание дорожки по заданной схеме

Пособие «Фиолетовый лес»

«Прозрачный квадрат»

«Чудо-соты 1»

«Игровизор»

5

Сказка про муравья, часть 3

Конструирование «дятла» по схеме; построение маршрута для муравья; классификация живых существ по видам

Пособие «Фиолетовый Лес»

«Чудо-соты 1»

6

Афиша крокодила

Привести в соответствие количество кружочков и количество фигур; расставление «зверят-цифрят» в прямом и обратном порядке

«Разноцветные кружки»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Забавные цифры»

7

Крокодил и дни недели

Привести в порядок «график» крокодила по дням недели; разбор игры «Чудо-крестики 2» по составу числа

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Забавные цифры»

8

Как команда отправилась в плавание на новом кораблике

Определение предметов по высоте и их порядкового номера; группировка предметов по цветам

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

9

Восстанови карту

Построение карты по словесной и визуальной инструкции

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Умные стрелочки»

10

Дикие животные

Отгадывание названий животных Фиолетового Леса; помощь Гномам в игре «прятки»

Пособие «Фиолетовый лес»

11

Новогодние ребусы

Определение составляющих ребуса

«Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

12

Как Малыш Гео получил приз

Определение геометрических фигур по заданным признакам, сравнение их и нахождение сходства и различия; составление силуэта «елочки» по образцу и «конфеты» по собственному замыслу

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Прозрачный квадрат»

13

Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился

Составление силуэта из пластинок по схеме, действуя по правилам; складывание фигуры путем трансформации; видоизменение одной фигуры в другую

«Прозрачный квадрат»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

14

Как команда кораблика опоздала в гости

Развитие координации действий «глаз-рука»; понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение)

«Чудо-крестики 1»

«Чудо-крестики 2»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

15

Как Лопушок ловил муху

Решение задачи на поиск фигур-головоломок; конструирование «домика» по схеме и словесной инструкции (пространственное положение частей)

Пособие «Коврограф Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Игровизор»

16

Как друзья катались  с горки

Называние признаков сезона (зимы); придумывание и рассказывание о сказочной зиме; нахождение геометрической фигуры по форме

Пособие «Коврограф «Чудо-крестики 2»

«Игровизор»

17

Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз

Составление силуэта по частично силуэтной схеме и называние полученного предмета; конструирование из частей сюжетной картины

Пособие «Коврограф Ларчик»

«Чудо-соты 1»

«Прозрачный квадрат»

18

Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка

Измерение длины с помощью условной мерки; видоизменение формы силуэта; нахождение геометрической фигуры по форме среди множества других

«Чудо-крестики 2»

«Прозрачный квадрат»

19

Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм

Решение логической задачи на поиск предмета по признакам; понимание пространственных отношений предметов относительно друг друга

«Кораблик «Брызг-Брызг»

«Чудо-крестики 2»

20

Как Краб Крабыч всем загадывал загадки

Развитие умения анализировать схему силуэта и сравнение количества частей; конструирование силуэта из частей по схеме

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Чудо-соты 1»

21

Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию

Понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное расположение); определение положения предметов относительно друг друга

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

«Чудо-крестики 3»

«Игровизор»

22

Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке

Определение длины веревочек;

Выкладывание из них сериационного ряда; уравнивание веревочек по длине

«Чудо-крестики 3»

«Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

23

Как медвежонок Мишик наводил порядок

Развитие умения называть теплые цвета; решение задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); придумывание геометрических фигур неугольной и угольной форм

«Игровизор»

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

24

Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки

Понимание алгоритма расположения флажков на игровом поле (цвет и пространственное расположение) и отношения предметов по порядку; складывание фигуры по схеме путем трансформации

«Квадрат Воскобовича»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

25

Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней

Рисование изображения с помощью графического диктанта; решение задачи на воссоздание геометрической фигуры

«Чудо-крестики 3»

«Квадрат Воскобовича»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Игровизор»

26

Как Пчелка Жужа рисовала картину

Развитие умения решать логические задачи на поиск фигур по признакам; определение представителей живой и неживой природы

«Игровизор»

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

27

Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей

Решение задачи на складывание геометрических фигур разной формы и цвета путем трансформации; рисование контура квадрата по точкам координатной сетки

«Геовизор»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

28

Как Гусь и Лягушки помирили друзей

Развитие умения предлагать варианты решения проблемных ситуаций; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера)

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

29

Что случилось на прогулке?

Выкладывание дорожек по схеме

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Цветные кружочки»

«Игровизор»

30

Логические задачи со сказками

Развитие умения предлагать варианты решения логической задачи; методом исключения определить верный вариант решения

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Разноцветные кружки»

Режим занятий, их продолжительность и периодичность

Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая. Общее количество часов в год - 30 часов.

Продолжительность занятия не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка. 

Расписание занятий на 2023-2024 учебный год

День недели

Время

Понедельник

15.45 -16.10

Список детей

на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Ф.И. ребенка

Итогово-отчетные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Открытое занятие

май


Методическое обеспечение

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2013. – 190 с.
  2. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Играем в математику: Методическое пособие.  - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2018.- 312 с.
  3. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Фиолетовый лес: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2020. – 176 с.
  4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 352 с.
  5. Воскобович В.В. Сказка к Прозрачному квадрату «Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате». – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2006.
  6. Воскобович В.В. Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава или Сказка об удивительном геоконте. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 28 с.
  7. Воскобович В.В.  Тайна ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях – превращениях квадрата. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
  8. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Коврограф Ларчик и МиниЛарчик: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. - 288 с.
  9. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Геовизор. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
  10. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках.  Парциальная программа. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2019. -224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...