Программа "Развивай-ка" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Угрюмова Елизавета Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы определяется современными требованиями к дошкольному образованию.  Современные требования ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivay-ka_6-7_let.docx273.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы определяется современными требованиями к дошкольному образованию.  Современные требования ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Целью игр В. В. Воскобовича является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.Эти игры – эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление. Они  учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Сегодня, можно твердо сказать, что технология В.В.Воскобовича соответствует принципу «развивающего обучения».

Педагогическая целесообразность.

Игровая технология В.В. Воскобовича, используемая на занятиях кружка, соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке.

Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Развитие мышления и воображения помогает дошкольнику различать реальную жизнь и фантазии.

Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.

Новизна программы заключается в системе отбора развивающих игр. Все игры, используемые на занятиях кружка, объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.

Цель программы: развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, речь) посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича.

Задачи:

- развивать умение конструировать предметные формы по схемам, самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей;

- закрепление знаний основных признаков геометрических фигур, обучение счёту, пониманию отношения целого и части;

- способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;

-вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач;

- развивать познавательные процессы и творческие способности детей (воспроизведение нетипичных изображений предметов);

- способствовать освоению математического содержания (геометрические фигуры и их структура, модели фигур и предметов);

- развивать умение складывать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным); по собственному замыслу или описанию взрослого;

- развивать умение конструировать по схемам фигуру: «котёнок», «ворон», «черепаха» (игра «Квадрат Воскобовича»);

- учить детей конструировать девять квадратов: пять из одинаковых геометрических фигур, четыре из разных;

- учить складывать квадрат из треугольников (игра «Прозрачный квадрат»);

- развивать навыки счета (прямого и обратного);

-воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Адресат

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В период 6-7 лет, на последнем этапе дошкольного образования, вопросы развития мышления, внимания, памяти и воображения детей выходят на первый план. Скоро в школу. Именно эти параметры влияют на скорость адаптации младшего школьника, к новым для него для него условиям.  

Ребенок к 6-7 годам отлично различает цвета и их оттенки, умело использует это в своей творческой работе (например, раскрашивая картинки).

Только систематическая учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. Именно потому, сейчас, в период подготовки к школе, крайне важно направлять восприятие ребенка не только на предметы в целом, но и на их специфические свойства и признаки (цвет, размер, запах, количество углов, форму и т.д).

Развитие восприятия у ребенка в возрасте 6-7 лет имеет важное значение для его дальнейшей успешной учебной деятельности.

В возрасте 6-7 лет нервно-психическое развитие ребенка такого, что ему под силу различить похожие предметы, увидеть разницу. Мышление развивается, и дети начинают воспринимать предметы, замечая их особенности, сравнивая их друг с другом. Здесь есть возрастная особенность – ребенку легче найти различия, нежели сходство. У детей этого возраста нет разграничения понятий «похожие» и «одинаковые».

При систематических занятиях, развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста происходит с большими успехами. Внимание, все еще остается непроизвольным, т.е. связанным с эмоциями. Если ребенок увлечен занятием, он не реагирует на другие раздражители. Используя эту особенность, можно постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, строить учебный процесс так, что он будет с удовольствием заниматься разными предметами.

Мышление – один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. В этом возрасте оно у ребенка конкретно, т.е. опирается на образы и представления, и всегда тесно связано с личным опытом и восприятием. Расширяя круг понятий, увлечений, дел и интересов ребенка – мы увеличиваем опыт ребенка и как следствие – развиваем его мышление.

Воображение – умение представлять, продумывать возможное развитие событий. Важно развивать это умение, при его развитии совершенствуется психика ребенка. При обучении на занятиях младшему школьнику придется усваивать материал, который он воссоздает в своем воображении как яркую картинку. Если при этом новая информация затронет эмоции, она останется в памяти надолго. Важно знать, что развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием, мышлением, памятью). Если у дошкольника воображение соотносится с фантазиями, то в младшем школьном возрасте оно становиться конструктивным, деятельным.

 Память ребенка 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Здесь различают три основных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. От того, как хорошо было сформировано запоминание, зависит сохранение и воспроизведение.

Дети этого возраста могут запомнить достаточно большое количество информации. Ребенку в школе приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал. Часто это вызывает затруднения. Поэтому ребенку 6 -7 лет, крайне важно научиться не просто повторять то, что надо запомнить, а выработать определенное отношение к материалу.

Запоминание и сохранение имеют основную цель – воспроизведение информации в определенный момент в будущем. И здесь основная проблема ребенка в неумении систематизировать эту информацию. Память ребенка 6-7 лет краткосрочна, поэтому в данный период важно регулярное повторение нового, заученного материала.

Планируемые результаты программы.

По итогам реализации программы кружка дети будут:

- правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела (цилиндр, шар, куб), называть их структурные компоненты (угол, вершина, сторона);

- уметь рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;

- уметь составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;

-уметь сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;

- уметь делить целое на части, сравнивать их между собой;

- уметь воспринимать количество независимо от расположения и цвета;

- уметь составлять целое из частей;

- уметь составлять фигуры по точкам координатной сетки;

- понимать пространственные отношения;

- уметь рисовать изображения с помощью графического диктанта;

- уметь конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме;

- уметь анализировать схему фигуры и находить ошибки при её

конструировании;

- уметь обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);

- считать до 20 и более, понимать итог счета как обозначение количества предметов;

- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

- ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;

- концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.

Результативность выполнения данной программы определяется степенью освоения ребенком данной программы с помощью педагогического наблюдения.

Фиксация результатов программы: проведение открытого занятия.

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы контроля

1.

Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки

1

Анализ работ, наблюдение, активность детей

2.

Как цветок исполнял желания

1

3.

Сказка про муравья, часть 1

1

4.

Сказка про муравья, часть 2

1

5.

Сказка про муравья, часть 3

1

6.

Афиша крокодила

1

7.

Крокодил и дни недели

1

8.

Как команда отправилась в плавание на новом кораблике

1

9.

Восстанови карту

1

10.

Дикие животные

1

11.

Новогодние ребусы

1

12.

Как Малыш Гео получил приз

1

13.

Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился

1

14.

Как команда кораблика опоздала в гости

1

15.

Как Лопушок ловил муху

1

16.

Как друзья катались  с горки

1

17.

Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз

1

18.

Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка

1

19.

Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм

1

20.

Как Краб Крабыч всем загадывал загадки

1

21.

Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию

1

22.

Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке

1

23.

Как медвежонок Мишик наводил порядок

1

24.

Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки

1

25.

Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней

1

26.

Как Пчелка Жужа рисовала картину

1

27.

Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей

1

28.

Как Гусь и Лягушки помирили друзей

1

29.

Что случилось на прогулке?

1

30.

Логические задачи со сказками

1

Итого часов:                                                              30

№ п/п

Игровая ситуация

Содержание темы

Используемые пособия

1

Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки

Определение пространственного положения предметов, составление фигуры-головоломки из частей по алгоритму «Цвет»

 «Чудо-крестики 2»

«Разноцветные веревочки»

«Цветные квадраты»

2

Как цветок исполнял желания

Складывание фигуры «конфеты» путем перемещения частей в пространстве, трансформирование ее в фигуры других цветов по словесному описанию, составление из частей силуэта «самолета»

«Квадрат Воскобовича» пособие «Коврограф «Ларчик»

«Лепестки»

«Чудо-крестики 2»

3

Сказка про муравья, часть 1

Конструирование «муравья»-понимание алгоритма раскладывания частей на игровом поле; поиск правильного пути по заданной словесной схеме-дорожке; прокладывание лабиринта

Пособие «Фиолетовый Лес»

«Чудо-крестики 3»

«Разноцветные квадраты»

4

Сказка про муравья, часть 2

Конструирование «божьей коровки»; определение направления в пространстве; составление силуэта «пчелы»; прокладывание дорожки по заданной схеме

Пособие «Фиолетовый лес»

«Прозрачный квадрат»

«Чудо-соты 1»

«Игровизор»

5

Сказка про муравья, часть 3

Конструирование «дятла» по схеме; построение маршрута для муравья; классификация живых существ по видам

Пособие «Фиолетовый Лес»

«Чудо-соты 1»

6

Афиша крокодила

Привести в соответствие количество кружочков и количество фигур; расставление «зверят-цифрят» в прямом и обратном порядке

«Разноцветные кружки»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Забавные цифры»

7

Крокодил и дни недели

Привести в порядок «график» крокодила по дням недели; разбор игры «Чудо-крестики 2» по составу числа

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Забавные цифры»

8

Как команда отправилась в плавание на новом кораблике

Определение предметов по высоте и их порядкового номера; группировка предметов по цветам

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

9

Восстанови карту

Построение карты по словесной и визуальной инструкции

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Умные стрелочки»

10

Дикие животные

Отгадывание названий животных Фиолетового Леса; помощь Гномам в игре «прятки»

Пособие «Фиолетовый лес»

11

Новогодние ребусы

Определение составляющих ребуса

«Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

12

Как Малыш Гео получил приз

Определение геометрических фигур по заданным признакам, сравнение их и нахождение сходства и различия; составление силуэта «елочки» по образцу и «конфеты» по собственному замыслу

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Прозрачный квадрат»

13

Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился

Составление силуэта из пластинок по схеме, действуя по правилам; складывание фигуры путем трансформации; видоизменение одной фигуры в другую

«Прозрачный квадрат»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

14

Как команда кораблика опоздала в гости

Развитие координации действий «глаз-рука»; понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение)

«Чудо-крестики 1»

«Чудо-крестики 2»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

15

Как Лопушок ловил муху

Решение задачи на поиск фигур-головоломок; конструирование «домика» по схеме и словесной инструкции (пространственное положение частей)

Пособие «Коврограф Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Игровизор»

16

Как друзья катались  с горки

Называние признаков сезона (зимы); придумывание и рассказывание о сказочной зиме; нахождение геометрической фигуры по форме

Пособие «Коврограф «Чудо-крестики 2»

«Игровизор»

17

Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз

Составление силуэта по частично силуэтной схеме и называние полученного предмета; конструирование из частей сюжетной картины

Пособие «Коврограф Ларчик»

«Чудо-соты 1»

«Прозрачный квадрат»

18

Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка

Измерение длины с помощью условной мерки; видоизменение формы силуэта; нахождение геометрической фигуры по форме среди множества других

«Чудо-крестики 2»

«Прозрачный квадрат»

19

Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм

Решение логической задачи на поиск предмета по признакам; понимание пространственных отношений предметов относительно друг друга

«Кораблик «Брызг-Брызг»

«Чудо-крестики 2»

20

Как Краб Крабыч всем загадывал загадки

Развитие умения анализировать схему силуэта и сравнение количества частей; конструирование силуэта из частей по схеме

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Чудо-крестики 2»

«Чудо-соты 1»

21

Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию

Понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное расположение); определение положения предметов относительно друг друга

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

«Чудо-крестики 3»

«Игровизор»

22

Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке

Определение длины веревочек;

Выкладывание из них сериационного ряда; уравнивание веревочек по длине

«Чудо-крестики 3»

«Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

23

Как медвежонок Мишик наводил порядок

Развитие умения называть теплые цвета; решение задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); придумывание геометрических фигур неугольной и угольной форм

«Игровизор»

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

24

Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки

Понимание алгоритма расположения флажков на игровом поле (цвет и пространственное расположение) и отношения предметов по порядку; складывание фигуры по схеме путем трансформации

«Квадрат Воскобовича»

«Кораблик «Брызг-Брызг»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

25

Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней

Рисование изображения с помощью графического диктанта; решение задачи на воссоздание геометрической фигуры

«Чудо-крестики 3»

«Квадрат Воскобовича»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Игровизор»

26

Как Пчелка Жужа рисовала картину

Развитие умения решать логические задачи на поиск фигур по признакам; определение представителей живой и неживой природы

«Игровизор»

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

27

Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей

Решение задачи на складывание геометрических фигур разной формы и цвета путем трансформации; рисование контура квадрата по точкам координатной сетки

«Геовизор»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Квадрат Воскобовича»

28

Как Гусь и Лягушки помирили друзей

Развитие умения предлагать варианты решения проблемных ситуаций; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера)

«Чудо-крестики 3»

Пособие «Коврограф «Ларчик»

29

Что случилось на прогулке?

Выкладывание дорожек по схеме;

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Цветные кружочки»

«Игровизор»

30

Логические задачи со сказками

Развитие умения предлагать варианты решения логической задачи; методом исключения определить верный вариант решения

Пособие «Коврограф «Ларчик»

«Разноцветные веревочки»

«Разноцветные кружки»

Методическое сопровождение программы

Методы и приемы обучения и воспитания

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание инструкций-схем, иллюстраций, картинок.

Репродуктивный

Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание силуэтов по образцу, беседа, упражнения по аналогии).

Практический

Складывание предметных форм, обыгрывание, моделирование ситуаций

Словесный

Описание и объяснение действий, рассказ, чтение фрагментов произведений художественной литературы, диалог с детьми. Беседы, обсуждения, моделирование сказочной ситуации.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск ее решения. Творческое использование готовых заданий.

Игровой

Использование сказочного сюжета для организации детской деятельности, персонажей для постановки и обыгрывания сюжета. Загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, развивающие игры.

Частично-поисковый

Решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Складывание предметных форм по схемам (конструктивным и силуэтным), по собственному замыслу или описанию взрослого.Придумывание и составление предметного силуэта. Решение логических задач на поиск предмета по признакам.

Игровой метод является преобладающим и основным при проведении занятий. Игровой характер обучения пронизывал весь процесс обучения, темы и задания предполагают создание игровых и сказочных ситуаций.

Методы воспитания

На занятиях используются различные методы воспитания (убеждение, поощрение, создание воспитывающей ситуации).

  • Метод убеждения (формирование сознания).
  • Метод упражнения, воспитывающие ситуации (организация деятельности и формирования опыта поведения).
  • Метод поощрения (стимулирования и мотивации).

Алгоритм обучения с использованием игр  Воскобовича В.В.

включает в себя 3 этапа:

-мотивация;

-работа с раздаточным материалом (в парах, индивидуальная и коллективная);

-рефлексия.

1. Мотивирующее начало занятия

В любом возрасте очень важно создать у дошкольников мотивацию на решение учебных задач, чтобы познавательная деятельность приносила им радость. Начало занятия должно быть эмоциональным и интригующим. Педагог создает какую-то проблемную ситуацию, задействовав при этом игровые и сказочные мотивы.

2. Работа с раздаточным материалом.

Придумывание и конструирование силуэтов из «Чудо-конструкторов», работа со схемами, перенос изображения со схемы на игровизор.

3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся

углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между

уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.

При реализации программы используются педагогические технологии: игровые технологии,  личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения. В ходе реализации программы применяются формы очного обучения.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, работа в паре, групповая.

Формы организации занятий: тематические занятия, занятия-сказки, интегрированные занятия.

Организация работы по программе

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка»  рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая. Общее количество часов в год - 30 часов.

Продолжительность занятия не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка.

Состав группы кружка: постоянный.

Руководитель кружка: воспитатель 1 квалификационной категории.

Материально-техническое обеспечение

Занятия кружка проходят в отдельном помещении, оснащенном столами и стульями, соответствующими росту детей. В кабинете имеется шкаф для хранения материала, мольберт.

Дидактические пособия и материалы:

  • Развивающая среда «Фиолетовый лес»
  • Головоломка «Чудо-крестики 2»
  • Головоломка «Чудо-крестики 3»
  • Головоломка «Чудо-соты 1»
  • Коврограф «Ларчик»
  • Кораблик «Брызг-Брызг»

  • «Игровизор»
  • Прозрачный квадрат
  • Игровое пособие «Лепестки» (эталоны цвета)
  • Игра-конструктор «Геоконт» с методической сказкой «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава, или сказка об удивительном геоконте»
  • Игрушка-головоломка «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Формы взаимодействия с родителями:

  • Консультации: «Развивающие игры В.В. Воскобовича», «Игры Воскобовича: когда соединяются головоломки и сказки».
  • Буклеты: «Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» и «Коврограф «Ларчик».

Методическое обеспечение

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2013. – 190 с.
  2. Воскобович В.В, Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Играем в математику: Методическое пособие.  - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2018.- 312 с.
  3. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Фиолетовый лес: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2020. – 176 с.
  4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 352 с.
  5. Воскобович В.В. Сказка к Прозрачному квадрату «Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате». – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2006.
  6. Воскобович В.В. Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава или Сказка об удивительном геоконте. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 28 с.
  7. Воскобович В.В.  Тайна ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях – превращениях квадрата. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
  8. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Коврограф Ларчик и МиниЛарчик: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. - 288 с.
  9. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Геовизор. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
  10. Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках.  Парциальная программа. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2019. -224 с.