Программа "Развивай-ка" 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы определяется современными требованиями к дошкольному образованию. Современные требования ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivay-ka_6-7_let.docx | 273.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы определяется современными требованиями к дошкольному образованию. Современные требования ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Целью игр В. В. Воскобовича является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.Эти игры – эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление. Они учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Сегодня, можно твердо сказать, что технология В.В.Воскобовича соответствует принципу «развивающего обучения».
Педагогическая целесообразность.
Игровая технология В.В. Воскобовича, используемая на занятиях кружка, соответствует современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке.
Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Развитие мышления и воображения помогает дошкольнику различать реальную жизнь и фантазии.
Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.
Новизна программы заключается в системе отбора развивающих игр. Все игры, используемые на занятиях кружка, объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.
Цель программы: развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, речь) посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича.
Задачи:
- развивать умение конструировать предметные формы по схемам, самостоятельно придумывать фигуры и складывать их из заданных частей;
- закрепление знаний основных признаков геометрических фигур, обучение счёту, пониманию отношения целого и части;
- способствовать дальнейшему развитию сенсорных способностей и психических процессов;
-вызвать интерес к решению сложных интеллектуальных задач;
- развивать познавательные процессы и творческие способности детей (воспроизведение нетипичных изображений предметов);
- способствовать освоению математического содержания (геометрические фигуры и их структура, модели фигур и предметов);
- развивать умение складывать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным); по собственному замыслу или описанию взрослого;
- развивать умение конструировать по схемам фигуру: «котёнок», «ворон», «черепаха» (игра «Квадрат Воскобовича»);
- учить детей конструировать девять квадратов: пять из одинаковых геометрических фигур, четыре из разных;
- учить складывать квадрат из треугольников (игра «Прозрачный квадрат»);
- развивать навыки счета (прямого и обратного);
-воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Адресат
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В период 6-7 лет, на последнем этапе дошкольного образования, вопросы развития мышления, внимания, памяти и воображения детей выходят на первый план. Скоро в школу. Именно эти параметры влияют на скорость адаптации младшего школьника, к новым для него для него условиям.
Ребенок к 6-7 годам отлично различает цвета и их оттенки, умело использует это в своей творческой работе (например, раскрашивая картинки).
Только систематическая учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. Именно потому, сейчас, в период подготовки к школе, крайне важно направлять восприятие ребенка не только на предметы в целом, но и на их специфические свойства и признаки (цвет, размер, запах, количество углов, форму и т.д).
Развитие восприятия у ребенка в возрасте 6-7 лет имеет важное значение для его дальнейшей успешной учебной деятельности.
В возрасте 6-7 лет нервно-психическое развитие ребенка такого, что ему под силу различить похожие предметы, увидеть разницу. Мышление развивается, и дети начинают воспринимать предметы, замечая их особенности, сравнивая их друг с другом. Здесь есть возрастная особенность – ребенку легче найти различия, нежели сходство. У детей этого возраста нет разграничения понятий «похожие» и «одинаковые».
При систематических занятиях, развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста происходит с большими успехами. Внимание, все еще остается непроизвольным, т.е. связанным с эмоциями. Если ребенок увлечен занятием, он не реагирует на другие раздражители. Используя эту особенность, можно постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, строить учебный процесс так, что он будет с удовольствием заниматься разными предметами.
Мышление – один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. В этом возрасте оно у ребенка конкретно, т.е. опирается на образы и представления, и всегда тесно связано с личным опытом и восприятием. Расширяя круг понятий, увлечений, дел и интересов ребенка – мы увеличиваем опыт ребенка и как следствие – развиваем его мышление.
Воображение – умение представлять, продумывать возможное развитие событий. Важно развивать это умение, при его развитии совершенствуется психика ребенка. При обучении на занятиях младшему школьнику придется усваивать материал, который он воссоздает в своем воображении как яркую картинку. Если при этом новая информация затронет эмоции, она останется в памяти надолго. Важно знать, что развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием, мышлением, памятью). Если у дошкольника воображение соотносится с фантазиями, то в младшем школьном возрасте оно становиться конструктивным, деятельным.
Память ребенка 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Здесь различают три основных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение. От того, как хорошо было сформировано запоминание, зависит сохранение и воспроизведение.
Дети этого возраста могут запомнить достаточно большое количество информации. Ребенку в школе приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал. Часто это вызывает затруднения. Поэтому ребенку 6 -7 лет, крайне важно научиться не просто повторять то, что надо запомнить, а выработать определенное отношение к материалу.
Запоминание и сохранение имеют основную цель – воспроизведение информации в определенный момент в будущем. И здесь основная проблема ребенка в неумении систематизировать эту информацию. Память ребенка 6-7 лет краткосрочна, поэтому в данный период важно регулярное повторение нового, заученного материала.
Планируемые результаты программы.
По итогам реализации программы кружка дети будут:
- правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела (цилиндр, шар, куб), называть их структурные компоненты (угол, вершина, сторона);
- уметь рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;
- уметь составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;
-уметь сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;
- уметь делить целое на части, сравнивать их между собой;
- уметь воспринимать количество независимо от расположения и цвета;
- уметь составлять целое из частей;
- уметь составлять фигуры по точкам координатной сетки;
- понимать пространственные отношения;
- уметь рисовать изображения с помощью графического диктанта;
- уметь конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме;
- уметь анализировать схему фигуры и находить ошибки при её
конструировании;
- уметь обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные);
- считать до 20 и более, понимать итог счета как обозначение количества предметов;
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;
- концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.
Результативность выполнения данной программы определяется степенью освоения ребенком данной программы с помощью педагогического наблюдения.
Фиксация результатов программы: проведение открытого занятия.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля |
1. | Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки | 1 | Анализ работ, наблюдение, активность детей |
2. | Как цветок исполнял желания | 1 | |
3. | Сказка про муравья, часть 1 | 1 | |
4. | Сказка про муравья, часть 2 | 1 | |
5. | Сказка про муравья, часть 3 | 1 | |
6. | Афиша крокодила | 1 | |
7. | Крокодил и дни недели | 1 | |
8. | Как команда отправилась в плавание на новом кораблике | 1 | |
9. | Восстанови карту | 1 | |
10. | Дикие животные | 1 | |
11. | Новогодние ребусы | 1 | |
12. | Как Малыш Гео получил приз | 1 | |
13. | Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился | 1 | |
14. | Как команда кораблика опоздала в гости | 1 | |
15. | Как Лопушок ловил муху | 1 | |
16. | Как друзья катались с горки | 1 | |
17. | Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз | 1 | |
18. | Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка | 1 | |
19. | Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм | 1 | |
20. | Как Краб Крабыч всем загадывал загадки | 1 | |
21. | Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию | 1 | |
22. | Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке | 1 | |
23. | Как медвежонок Мишик наводил порядок | 1 | |
24. | Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки | 1 | |
25. | Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней | 1 | |
26. | Как Пчелка Жужа рисовала картину | 1 | |
27. | Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей | 1 | |
28. | Как Гусь и Лягушки помирили друзей | 1 | |
29. | Что случилось на прогулке? | 1 | |
30. | Логические задачи со сказками | 1 | |
Итого часов: 30 |
№ п/п | Игровая ситуация | Содержание темы | Используемые пособия |
1 | Как Малыш Гео узнал о волшебстве считалки | Определение пространственного положения предметов, составление фигуры-головоломки из частей по алгоритму «Цвет» | «Чудо-крестики 2» «Разноцветные веревочки» «Цветные квадраты» |
2 | Как цветок исполнял желания | Складывание фигуры «конфеты» путем перемещения частей в пространстве, трансформирование ее в фигуры других цветов по словесному описанию, составление из частей силуэта «самолета» | «Квадрат Воскобовича» пособие «Коврограф «Ларчик» «Лепестки» «Чудо-крестики 2» |
3 | Сказка про муравья, часть 1 | Конструирование «муравья»-понимание алгоритма раскладывания частей на игровом поле; поиск правильного пути по заданной словесной схеме-дорожке; прокладывание лабиринта | Пособие «Фиолетовый Лес» «Чудо-крестики 3» «Разноцветные квадраты» |
4 | Сказка про муравья, часть 2 | Конструирование «божьей коровки»; определение направления в пространстве; составление силуэта «пчелы»; прокладывание дорожки по заданной схеме | Пособие «Фиолетовый лес» «Прозрачный квадрат» «Чудо-соты 1» «Игровизор» |
5 | Сказка про муравья, часть 3 | Конструирование «дятла» по схеме; построение маршрута для муравья; классификация живых существ по видам | Пособие «Фиолетовый Лес» «Чудо-соты 1» |
6 | Афиша крокодила | Привести в соответствие количество кружочков и количество фигур; расставление «зверят-цифрят» в прямом и обратном порядке | «Разноцветные кружки» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Забавные цифры» |
7 | Крокодил и дни недели | Привести в порядок «график» крокодила по дням недели; разбор игры «Чудо-крестики 2» по составу числа | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Забавные цифры» |
8 | Как команда отправилась в плавание на новом кораблике | Определение предметов по высоте и их порядкового номера; группировка предметов по цветам | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» «Кораблик «Брызг-Брызг» |
9 | Восстанови карту | Построение карты по словесной и визуальной инструкции | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Умные стрелочки» |
10 | Дикие животные | Отгадывание названий животных Фиолетового Леса; помощь Гномам в игре «прятки» | Пособие «Фиолетовый лес» |
11 | Новогодние ребусы | Определение составляющих ребуса | «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» |
12 | Как Малыш Гео получил приз | Определение геометрических фигур по заданным признакам, сравнение их и нахождение сходства и различия; составление силуэта «елочки» по образцу и «конфеты» по собственному замыслу | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Прозрачный квадрат» |
13 | Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился | Составление силуэта из пластинок по схеме, действуя по правилам; складывание фигуры путем трансформации; видоизменение одной фигуры в другую | «Прозрачный квадрат» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» |
14 | Как команда кораблика опоздала в гости | Развитие координации действий «глаз-рука»; понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное положение) | «Чудо-крестики 1» «Чудо-крестики 2» «Кораблик «Брызг-Брызг» |
15 | Как Лопушок ловил муху | Решение задачи на поиск фигур-головоломок; конструирование «домика» по схеме и словесной инструкции (пространственное положение частей) | Пособие «Коврограф Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Игровизор» |
16 | Как друзья катались с горки | Называние признаков сезона (зимы); придумывание и рассказывание о сказочной зиме; нахождение геометрической фигуры по форме | Пособие «Коврограф «Чудо-крестики 2» «Игровизор» |
17 | Как Ворон Метр приготовил для гостей сюрприз | Составление силуэта по частично силуэтной схеме и называние полученного предмета; конструирование из частей сюжетной картины | Пособие «Коврограф Ларчик» «Чудо-соты 1» «Прозрачный квадрат» |
18 | Как Лопушок и Гусеница Фифа измеряли длину лучей солнышка | Измерение длины с помощью условной мерки; видоизменение формы силуэта; нахождение геометрической фигуры по форме среди множества других | «Чудо-крестики 2» «Прозрачный квадрат» |
19 | Как кораблик «Брызг-Брызг» попал в шторм | Решение логической задачи на поиск предмета по признакам; понимание пространственных отношений предметов относительно друг друга | «Кораблик «Брызг-Брызг» «Чудо-крестики 2» |
20 | Как Краб Крабыч всем загадывал загадки | Развитие умения анализировать схему силуэта и сравнение количества частей; конструирование силуэта из частей по схеме | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Чудо-крестики 2» «Чудо-соты 1» |
21 | Как команда кораблика «Брызг-Брызг» готовилась к плаванию | Понимание алгоритма расположения частей на игровом поле (цвет и пространственное расположение); определение положения предметов относительно друг друга | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Кораблик «Брызг-Брызг» «Чудо-крестики 3» «Игровизор» |
22 | Как гусеница Фифа наводила порядок на Ковровой Полянке | Определение длины веревочек; Выкладывание из них сериационного ряда; уравнивание веревочек по длине | «Чудо-крестики 3» «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» |
23 | Как медвежонок Мишик наводил порядок | Развитие умения называть теплые цвета; решение задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); придумывание геометрических фигур неугольной и угольной форм | «Игровизор» «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
24 | Как Лягушки-матросы убирали флажки в коробки | Понимание алгоритма расположения флажков на игровом поле (цвет и пространственное расположение) и отношения предметов по порядку; складывание фигуры по схеме путем трансформации | «Квадрат Воскобовича» «Кораблик «Брызг-Брызг» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
25 | Как Малыш Гео и Краб Крабыч побывали в Комнате теней | Рисование изображения с помощью графического диктанта; решение задачи на воссоздание геометрической фигуры | «Чудо-крестики 3» «Квадрат Воскобовича» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Игровизор» |
26 | Как Пчелка Жужа рисовала картину | Развитие умения решать логические задачи на поиск фигур по признакам; определение представителей живой и неживой природы | «Игровизор» «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
27 | Как в Замке Превращений встречали нежданных гостей | Решение задачи на складывание геометрических фигур разной формы и цвета путем трансформации; рисование контура квадрата по точкам координатной сетки | «Геовизор» Пособие «Коврограф «Ларчик» «Квадрат Воскобовича» |
28 | Как Гусь и Лягушки помирили друзей | Развитие умения предлагать варианты решения проблемных ситуаций; решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера) | «Чудо-крестики 3» Пособие «Коврограф «Ларчик» |
29 | Что случилось на прогулке? | Выкладывание дорожек по схеме; | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Цветные кружочки» «Игровизор» |
30 | Логические задачи со сказками | Развитие умения предлагать варианты решения логической задачи; методом исключения определить верный вариант решения | Пособие «Коврограф «Ларчик» «Разноцветные веревочки» «Разноцветные кружки» |
Методическое сопровождение программы
Методы и приемы обучения и воспитания
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание инструкций-схем, иллюстраций, картинок. |
Репродуктивный | Воспроизведение знаний и способов деятельности (форма: собирание силуэтов по образцу, беседа, упражнения по аналогии). |
Практический | Складывание предметных форм, обыгрывание, моделирование ситуаций |
Словесный | Описание и объяснение действий, рассказ, чтение фрагментов произведений художественной литературы, диалог с детьми. Беседы, обсуждения, моделирование сказочной ситуации. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск ее решения. Творческое использование готовых заданий. |
Игровой | Использование сказочного сюжета для организации детской деятельности, персонажей для постановки и обыгрывания сюжета. Загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, развивающие игры. |
Частично-поисковый | Решение проблемных ситуаций с помощью педагога. Складывание предметных форм по схемам (конструктивным и силуэтным), по собственному замыслу или описанию взрослого.Придумывание и составление предметного силуэта. Решение логических задач на поиск предмета по признакам. |
Игровой метод является преобладающим и основным при проведении занятий. Игровой характер обучения пронизывал весь процесс обучения, темы и задания предполагают создание игровых и сказочных ситуаций.
Методы воспитания
На занятиях используются различные методы воспитания (убеждение, поощрение, создание воспитывающей ситуации).
- Метод убеждения (формирование сознания).
- Метод упражнения, воспитывающие ситуации (организация деятельности и формирования опыта поведения).
- Метод поощрения (стимулирования и мотивации).
Алгоритм обучения с использованием игр Воскобовича В.В.
включает в себя 3 этапа:
-мотивация;
-работа с раздаточным материалом (в парах, индивидуальная и коллективная);
-рефлексия.
1. Мотивирующее начало занятия
В любом возрасте очень важно создать у дошкольников мотивацию на решение учебных задач, чтобы познавательная деятельность приносила им радость. Начало занятия должно быть эмоциональным и интригующим. Педагог создает какую-то проблемную ситуацию, задействовав при этом игровые и сказочные мотивы.
2. Работа с раздаточным материалом.
Придумывание и конструирование силуэтов из «Чудо-конструкторов», работа со схемами, перенос изображения со схемы на игровизор.
3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся
углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между
уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.
При реализации программы используются педагогические технологии: игровые технологии, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения. В ходе реализации программы применяются формы очного обучения.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, работа в паре, групповая.
Формы организации занятий: тематические занятия, занятия-сказки, интегрированные занятия.
Организация работы по программе
Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 октября по 31 мая. Общее количество часов в год - 30 часов.
Продолжительность занятия не более 30 минут. В середине занятия проводится физкультминутка.
Состав группы кружка: постоянный.
Руководитель кружка: воспитатель 1 квалификационной категории.
Материально-техническое обеспечение
Занятия кружка проходят в отдельном помещении, оснащенном столами и стульями, соответствующими росту детей. В кабинете имеется шкаф для хранения материала, мольберт.
Дидактические пособия и материалы:
|
|
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультации: «Развивающие игры В.В. Воскобовича», «Игры Воскобовича: когда соединяются головоломки и сказки».
- Буклеты: «Предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» и «Коврограф «Ларчик».
Методическое обеспечение
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2013. – 190 с.
- Воскобович В.В, Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Играем в математику: Методическое пособие. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2018.- 312 с.
- Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Фиолетовый лес: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2020. – 176 с.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 352 с.
- Воскобович В.В. Сказка к Прозрачному квадрату «Нетающие льдинки озера Айс или сказка о прозрачном квадрате». – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2006.
- Воскобович В.В. Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава или Сказка об удивительном геоконте. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. – 28 с.
- Воскобович В.В. Тайна ворона Метра или Сказка об удивительных приключениях – превращениях квадрата. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
- Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Коврограф Ларчик и МиниЛарчик: Методическое пособие. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007. - 288 с.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Геовизор. - Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2007.
- Макушкина С.В. Умные игры в добрых сказках. Парциальная программа. – Санкт-Петербург: Развивающие игры Воскобовича, 2019. -224 с.