Консультация для воспитателей «Замкнутый ребенок»
консультация
Консультация для воспитателей «Замкнутый ребенок»
Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений (Е. И. Рогов). Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть:
- длительный стресс
- недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.)
- индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сильная возбудимость, инертность психических процессов)
- страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_zamknutyy_rebenok.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Замкнутый ребенок»
Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений (Е. И. Рогов). Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть:
- длительный стресс
- недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.)
- индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сильная возбудимость, инертность психических процессов)
- страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.
Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.). Попытку «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.
Замкнутость качественно отличается от застенчивости и от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.
Первостепенной задачей воспитателя в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное с воспитателем действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность.
Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания.
После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Поощрения ребенка
Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются засл...
Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"
Эта статья поможет воспитателям в работе по экологическому воспитанию....
Консультация для воспитателей: "Агрессивный ребенок в группе".
Консультация "Агрессивный ребенок в группе" - это помощь педагогам в решении ситуации с детской агрессией....
Консультация для родителей "Замкнутый ребенок : пути решения проблемы".
Подсказка для родителей что делать если ваш ребенок замкнулся в себе....
Консультации для родителей «Замкнутый ребенок: причины и способы решения».
Цель: повышение педагогической грамотнисти родителей замкнутых детей.Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок генеративный. Однако это не означает, что он не нуждаетс...
Консультация для родителей "Замкнутый ребенок -что делать?"
Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.Характеристика замкнутых детей.Это мрачные, неприветливые дети....
Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"
Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...